УДК У9(4 Укр).

 

ЧЛЕНСТВО В ВТО - ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО И ПРЕДСКАЗУЕМОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

 

Кузнецов А.В., Кравцова Е.М.

 

Охарактеризованы задачи ГАТТ/ВТО и выполняемые ею функции. Проанализированы положительные и негативные последствия вступления Украины в ГАТТ/ВТО и ее присоединения к действующим соглашениям. Поставлен вопрос обоснованности степени открытости экономики Украины.

 

В 2000 г. может состояться вступление Украины во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), последствия чего могут быть как отрицательными, так и положительными. Эта организация (ВТО), является преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

С одной стороны, это вступление позволит пользоваться преимуществами системы ГАТТ/ВТО для продвижения на рынки других стран, а с другой -приведёт к отмене протекционистских мер, что чревато убытками для весьма обширных групп национальных производителей. Отметим, что стремление к активному включению в мировое хозяйство время от времени порождает чрезмерные иллюзии относительно возможности автоматической реализации поставленной цели с помощью регулирующей роли рынка. Результатом такого подхода является мало приемлемая и бесперспективная ресурсно-сырьевая модель участия в международном разделении труда. Поэтому следует определиться со степенью открытости экономики Украины и необходимостью применения исключений и преференций, допустимых в системе ГАТТ/ВТО, до официального присоединения к этим соглашениям.

Обретение Украиной членства во Всемирной торговой организации (ВТО) будет способствовать устойчивому экономическому развитию за счет обеспечения доступа к мировым рынкам товаров, работ и услуг, получения соответствующих прав для защиты своих интересов на этих рынках. Главнейшим условием вступления в ВТО является приведение в соответствие с европейским законодательства Украины, поскольку его несоответствие приводит к тому, что Украина оказывается на обочине мировых потоков товаров, услуг и инвестиций. Анализ целесообразности вступления Украины в эту организацию был проведен Министерством внешних экономических связей и торговли Украины на основании анализа тарифных ставок при торговле с Польшей и Турцией в 1998 году, а также уровня тарифных ставок, которые упомянутые страны применяют при торговле с другими странами мира.

Вступление Украины в ВТО дало бы возможность уменьшить стоимость украинских товаров в среднем на 7-15% и увеличить доход украинских предприятий от экспорта в Польшу и Турцию, таким образом вступление Украины в ВТО прежде всего положительно скажется на доходах национального товаропроизводителя, что поддержит дальнейшие преобразования в экономике Украины.

Вступление Украины в ВТО нужно рассматривать не только как открытие внутреннего рынка, но и как обретение определенных прав относительно выхода на мировые рынки, возможность защиты национальных производителей от недобросовестного импорта.

Соглашениями ВТО предусмотрены процедура определения бросового экспорта, вреда, причиненного демпинговым импортом, и соответствующие мероприятия по прекращению импорта по демпинговым ценам и возмещению отрицательных последствий такого импорта.

Возникает закономерный вопрос о соотношении между выигрышем, который Украина была бы в состоянии получить в виде доходов от экспорта, который после вхождения в ГАТТ/ВТО обретет большую свободу, и вероятными потерями вследствие существенного снижения ограничений доступа на внутренний рынок Украины. Так вот: с 1992 г. украинские предприятия потеряли из-за антидемпинговых расследований 1-1.5 млрд. $. За это же время украинский ВВП сократился вдвое, что даже при совершенно некорректных подсчетах с использованием текущего валютного курса равно 20-25 млрд.$. Излишне напоминать, что весьма солидная доля этого спада произошла именно в результате вытеснения украинских производителей с внутреннего рынка. Установление общих правил игры отнюдь не означает выравнивания класса игроков.

Следует четко понимать, что ГАТТ/ВТО ни в коем случае не является панацеей от неудач на внутренних и внешних рынках. При умелом использовании это – лишь эффективный инструмент реализации собственных конкурентных преимуществ. В данном контексте следует заметить, что установление равных правил игры отнюдь не означает автоматический выигрыш “наших” или хотя бы “ничью” на международных торговых полях. И сегодня среди 135 членов международного торгового соглашения достаточно стран, находящихся на весьма низких ступенях экономического развития. Достаточно сильным является аргумент относительно поддержки Украины со стороны ГАТТ/ВТО в антидемпинговых процессах, ведущихся против ее производителей во многих странах мира. Но нельзя забывать, что данные процессы – простой повод, целью же является максимально ограничить доступ нежелательных конкурентов на уже давно поделенные мировые рынки.

Следовательно, говоря о “плюсах” вхождения в ВТО, в качестве определяющего аргумента нужно упоминать набор мер, которые условиями ГАТТ/ВТО разрешено применять для защиты неустойчивых экономик. Среди них – временные ограничения импорта для выравнивания платежного баланса, возможность введения импортных пошлин и количественных ограничений, ограничения импорта сельхозпродукции, применения субсидий и компенсаций, а также – технические и фитосанитарные барьеры.

Разрастание “долговой экономики” не безгранично, и время платить по счетам наступит довольно скоро. Поэтому следовало бы немного задуматься: с чем мы сможем выйти на ринг мирового рынка, кроме уверенности в том, играем с громилой-соперником по одинаковым правилом. Вот только остановиться и задуматься вряд ли удастся: тревожное завтра грозит вот-вот превратиться в мрачное сегодня.

 

 

MEMBERSHIP IN WTO - FACTOR OF STABLE AND PREDICTED DEVELOPMENT OF ECONOMY OF UKRAINE