Свободные экономические зоны и занятость.

           По мере обострения конкуренции за иностранные капиталовложения и рабочие места во всем мире растет число свободных экономических зон (СЭЗ). За несколько десятков лет их число возросло с единиц до 850 в настоящее время. Авторы недавно опубликованного доклада МБТ, признавая их большой потенциал для роста экономики и занятости, указывают и на ряд серьезных проблем для 27 миллионов трудящихся, занятых в этих промышленных анклавах.
           В некоторых странах СЭЗ неотделимы от существующих современных промышленных комплексов, во многих других они имеют форму полностью огороженных территорий с предприятиями одной отрасли. Благодаря свободной торговле, иностранным инвестициям и стремлению современного капитала работать на экспорт, они повсеместно превратились в "орудия глобализации".
           Во многих других они имеют форму полностью огороженных территорий с предприятиями одной отрасли. Благодаря свободной торговле, иностранным инвестициям и стремлению современного капитала работать на экспорт, они повсеместно превратились в "орудия глобализации".
           Хотя СЭЗ являются несомненно мощными "генераторами занятости", особенно для женщин в развивающихся странах, их репутация страдает от обвинений в низком уровне заработной платы, плохих условий труда и неразвитости трудовых отношений. Объединяя прямые промышленные капиталовложенияти и новые технологии и давая прирост занятости, они могут серьезно содействовать экономическому развитию. В то же время нет свидетельств значимого влияния СЭЗ на национальную экономику большинства принимающих стран.Многие из них надеялись, что перерабатывающие и сборочные операции, не требующие высокой квалификации, станут необходимым, но временным этапом на пути к высокотехнологичному производству. Однако лишь немногие (например Малайзия, Сингапур и Маврикий) смогли создать на основе СЭЗ собственную индустрию, работающую на экспорт.
           Как отмечается в докладе, наибольшее число СЭЗ существует в Северной Америке - 320 и Азии - 225. Однако все большее их число возникает в развивающихся регионах, таких как Карибский бассейн - 51, Центральная Америка - 42 и Ближний Восток - 39, и будет, вероятно, увеличиваться и впредь во всем мире. К примеру, на Филиппинах существуют 35 таких зон, но уже одобрены планы создания 83-ей. Наиболее активны в этой области США и Мексика, соответственно 213 и 107 зон. В Мексике большинство из них представляет собой сборочные производства вблизи границы США, являясь звеном в производственной цепочке по другую ее сторону. Первоначально они были созданы в 1965 году в качестве срочной меры в борьбе с безработицей: сегодня же там производится продукции на 5 миллиардов долларов ежегодно, что составляет более 30% экспорта Мексики.
           Из азиатских стран в одном только Китае имеется 124 СЭЗ, многие из которых представляют собой крупные промышленно-жилые городские комплексы с полномасштабными системами образования, транспорта и социальными службами. Честолюбивые планы по развитию СЭЗ имеют Пакистан, Бангладеш и Шри-Ланка. В Африке 47 таких анклавов, в том числе 14 в Кении. На Маврикии вся территория острова отдана под СЭЗ, которые, благодаря умелому управлению, стали, по всей видимости, главным фактором экономического роста в этой стране. Толчком к экономическому чуду государств юго-восточной Азии также послужило создание СЭЗ. В течение трех десятилетий штат Пенанг в Малайзии наиболее успешно решал задачу привлечения капиталовложений в высокотехнологичные производства: их число возросло с 31 в 1970 году до 743 в 1997, число работающих там увеличилось с 3.000 до почти 200 тысяч. Точно так же большинство технологических и финансовых достижений Сингапура связано в ростом инвестиций и эффективности производства в свободных экономических зонах, где удалось повысить количество и качество рабочих мест и в то же время создать необходимую связку между международной экономикой и собственной промышленностью.
           К сожалению, говорится в докладе МБТ, для большинства таких зон характерна занятость - как мужчин, так и женщин - на низкооплачиваемых рабочих местах, не требующих квалификации. На них смотрят как на рабочую силу, которую легко заменить: их желания в плане трудовых и социальных отношений учитываются недостаточно. В большинстве СЭЗ мира работают преимущественно женщины, а на некоторых предприятиях - текстильных, по производству одежды и сборке электронных устройств - их доля доходит до 90%.Подобное неудовлетворительное положение, по мнению авторов доклада МБТ, объясняется следующими пятью основными факторами:
  1. в большинстве принимающих стран имеется избыток рабочей силы, что препятствует росту зарплаты, хотя отрицательная репутация многих таких зон вынуждает иногда вводить дополнительные выплаты, чтобы привлечь рабочую силу;
  2. СЭЗ особенно привлекательны для размещения там трудоинтенсивных производств, таких как производство одежды и обуви и сборка электронных устройств, где используются несложные технологии и от работников не требуется особая квалификация; высокая текучесть рабочей силы не является проблемой ввиду легкости замен;
  3. наличие многочисленных стимулов и низкие первоначальные затраты привлекают туда компании, использующие простые технологии; во многих случаях у них слабые административные кадры, особенно по управлению человеческими ресурсами. Часто они не хотят или не могут вкладывать средства в профессиональную подготовку или в новые технологии и меры по повышению производительности. Они практически не предоставляют своим работникам социальной поддержки;
  4. ввиду трудоинтенсивного характера работы на этих предприятиях конкуренция между ними ведется из-за стоимости продукции; поскольку стоимость труда составляет значительную долю общих затрат, то наблюдается стремление ограничивать ее, вместо того, чтобы развивать трудовые ресурсы в качестве составной части капитала;
  5. очень немногие правительства смогли проводить политику, ведущую к переливанию технологии и профессиональных навыков из СЭЗ в национальную промышленность, в результате чего базовый человеческий капитал остается там неразвитым.

           Согласно докладу МБТ, слабая нацеленность на развитие необходимых человеческих ресурсов ограничивает потенциал СЭЗ по повышению производительности и качества рабочих мест. "Трудовые отношения и развитие человеческих ресурсов остаются двумя самыми проблемными областями деятельности этих зон". Часто слабы и механизмы по улучшению условий труда. В СЭЗ крайне редка классическая модель регулирования трудовых отношений, которая опирается на базовый набор минимальных трудовых норм и в рамках которой свободные профсоюзы и работодатели ведут переговоры и заключают обязательное для обеих сторон соглашение, отмечается в документе.
           Ведущий автор доклада Аурет Ван Хеерден заявил в этой связи: "Несоблюдение минимальных норм и неразвитость отношений между работниками и работодателями ведут к предсказуемым результатам, таким как высокая текучесть рабочей силы, прогулы, стресс и усталость, низкая производительность труда, повышенный расход материалов и трудовые конфликты, что все еще слишком часто встречается в СЭЗ".
           Для большинства развивающихся стран СЭЗ дают так необходимую им возможность приобщения к мировой экономике в промышленной сфере. Эти зоны служат и ценным источником инвестиций, новых технологий и занятости - но с весьма неоднозначными результатами. "Чтобы СЭЗ полностью использовали свой экономический и социальный потенциал, правительства должны разработать ясную комплексную стратегию в области промышленного развития и инвестиций, которая бы содействовала экономическому росту и соблюдению основных прав трудящихся." Такая стратегия должна периодически пересматриваться, а "местные поставщики товаров и услуг должны пользоваться теми же структурами поддержки промышленной деятельности, чтобы они могли отвечать требованиям оперативности, стоимости, качества и объемов поставок, принятым на предприятиях в этих зонах".