Шубина Н.В. Свободные экономические зоны: проблемы развития./ Тезисы докладов VIII научной студенческой общеакадемической коференции, Д: ДонДАУ, 2000г., с.12-13

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.


           Ожидаемая стабилизация экономики Украины в связи с либерализацией социально-экономических отношений и внедрением рыночных принципов до сих пор не произошла. Вполне очевидно, что в период обострения экономического кризиса в Украине необходимо осуществить радикальные меры, направленные на достижение стабилизации национальной экономики. Известно, что постсоциалистические страны остро нуждаются в крупномасштабных инвестициях, обеспечивающих решение ключевых, прежде всего структурных, задач перехода к рыночной экономике. Средством привлечения инвестиций могут стать СЭЗ.
           В Украине на данный момент существует около 10 СЭЗ, следовательно уже можно говорить о проблемах, которые возникают при их создании и функционировании.
  1. Не были учтены различия между традиционными зонами, создаваемыми в промышленно развитых и развивающихся странах, и зонами, создаваемыми в государствах, где в течении десятилетий господствовала планово-централизованная система хозяйствования. Проблемы возникают, прежде всего, из-за препятствий, создаваемых государственным аппаратом, т.е. бюрократами. Хуже всего то, что действия различных структур государственной власти не взаимосвязаны, не скоординированы: нормативные акты, положения, принимаемые ими, зачастую противоречат один другому и сводят на нет все лучшие начинания.
  2. Функциями управления СЭЗ наделялись местные региональные органы, в частности, в Донецкой области это была областная Администрация. Для преодоления действия бюрократической машины и более эффективного функционирования СЭЗ необходимо создать специальный орган (наиболее приемлемой организационно-правовой формой его может выступить АО), способный квалифицировано и оперативно координировать и контролировать деятельность хозяйствующих субъектов в пределах зоны. Такой орган быстрее бы реагировал на изменения в окружающей среде.
  3. Успешная организация и развитие СЭЗ невозможны без принятия соответствующей системы законов и нормативных актов. Как известно, украинское законодательство, регулирующее все процессы жизнедеятельности, несовершенно.

           Переходя к вопросу об инвестициях можно сказать, что в силу объективных причин возможности нашей страны по мобилизации внутренних источников инвестирования, особенно прямого производственного, резко ограничены, поэтому многие говорят о создании благоприятного климата для иностранных инвесторов. Также говорится о необходимости направлять эти инвестиции в отрасли легкой и пищевой промышленности, чья продукция пользуется устойчивым спросом не только на внутреннем рынке Украины, но и в ряде стран СНГ, а оборот капитала происходит достаточно быстро. С этим можно поспорить, т.к. и без участия иностранного капитала предприятия этих отраслей могут функционировать достаточно прибыльно. Единственной же проблемой является бюрократический аппарат и издаваемые им нормативные акты, которые душат на корню любые начинания. Пока не стабилизируется политическая обстановка в стране, когда сегодня принимается решение, а завтра его отменяют, ни один крупный инвестор не захочет вкладывать свои деньги в нашу экономику. В качестве же инвесторов сегодня, как правило, выступают либо фирмы-аутсайдеры, не выдержавшие конкуренции в своих странах, либо мелкие фирмы с ограниченными финансовыми возможностями, либо те, что заняты отмыванием «грязных денег», поэтому рассчитывать на их честность по отношению к Украине не приходится. Они, в основном, гонятся за быстрой наживой, выкачивая все что только можно из подвластного им предприятия, не заботясь о будущем. Расчитывать можно только на свои силы.
           При нынешнем положении вещей о крупных внутренних инвестициях, как было уже сказано вначале, не может быть и речи. Значит, необходимо изыскивать другие способы решения проблемы инвестиций, например, создание предпринимательских зон (создавались в США в депрессивных районах для поддержки малого и среднего бизнеса). Эти зоны очень похожи на зоны приоритетного развития, функционирующих у нас, но основное отличие заключается в том, что для получения льгот у нас необходимо вложить предприятию 1 млн.$ собственных средств. На это способны не все крупные предприятия, что ограничивает круг льготников только небольшим количеством крупных предприятий. Ставку же необходимо делать именно на мелком и среднем бизнесе, т.к. именно он, при постоянно изменяющихся условиях, способен быстро на них реагировать.