Шубина Н.В. Результаты деятельности СЭЗ на территории Украины/ Тезисы докладов VI Всеукраинской научно-практической студенческой конференции: "Украина в мировой экономике: состояние, проблемы и перспективы.", Д: ДЭГИ, 2001г., с.33

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЭЗ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ


           Десять лет назад Украина стала независимым государством. За эти годы произошли огромные изменения как в политической, так и в экономической жизни общества страны, обусловленные стремлением Украины стать развитым демократическим государством.
           Стабилизация и развитие украинской экономики в значительной степени зависят от эффективности инвестиционной деятельности, которая является самой важной составляющей рыночной экономики. Согласно оценке специалистов Европейского центра исследований предпринимательский риск инвестиций в Украину составляет 80%. В связи с этим и из-за ряда других факторов объем инвестиций снизился до критической отметки. Вывод западных инвесторов однозначен - отказ практически от всех инвестиций. Вместе с тем развитие производства - единственно верный путь к выходу страны из затянувшегося кризиса, поэтому необходимы были решения, которые в короткий срок помогли бы решить эту проблему.
           Международный опыт подтверждает, что одним из эффективных путей стабилизации экономической ситуации может быть создание на территории государства зон со специальным режимом инвестирования (СЭЗ). В СЭЗ снижается риск инвестиций, благодаря установлению в ней льготного режима налогообложения, в результате чего они быстрее окупаются.
           Сейчас в Украине создано 11 СЭЗ и в 9 областях функционируют территории приоритетного развития (ТПР). Потенциал большей части СЭЗ и ТПР еще не задействован. Из $1,3млрд., которые должны поступить по утвержденным инвестпроектам, реальные финансовые вливания едва-едва достигли $305,2 млн., или 23% от сметной стоимости утвержденных проектов.
           Наиболее активно работают: донецкие ТПР, СЭЗ «Яворов» и «Курортополис Трускавец» Львовской области, а также спецрежим в Закарпатье.
           В Донецкой области на сегодняшний день насчитывается: 2 СЭЗ: «Донецк» и «Азов», 22 ТПР в населенных пунктах городского типа и 5 ТПР в сельских районах. Согласно статистике на данный момент для реализации в специальном режиме утверждены 106 инвестпроектов общей стоимостью 3,9 млрд. грн. Правда, две трети привлеченных капиталов планируется вложить в металлургию, угольную, химическую промышленность, т.е. отрасли, которые дополнительно увеличат индустриальную, экологическую нагрузку на регион, в то же время создавая минимум рабочих мест. Но ведь этого и следовало ожидать, т.к. инвестиции, в первую очередь, пойдут на уже существующие предприятия.
           По словам секретаря Совета по СЭЗ В.Письмака на 265 млн.долл. предоставленных льгот в бюджет к началу ноября поступило 202 млн.долл, поступивших в результате работы предприятий, находящихся на ТПР.
           Обобщая опыт создания СЭЗ в Украине можно сделать вывод, что были преувеличены возможности зон: во-первых, от них ожидалось слишком многое за очень короткий промежуток времени, хотя общеизвестно, что только через 5 лет после создания СЭЗ можно ожидать позитивных результатов. Срок же деятельности украинских зон в среднем составляет 2 года.
           Во-вторых, чтобы создать зону приоритетного развития, государство сначала само должно вложить в нее деньги: обеспечить инфраструктуру, рекламную раскрутку и проч. По подсчетам западных экономистов, чтобы СЭЗ оправдала свое существование, государство должно израсходовать по меньшей мере $400 в расчете на каждое рабочее место. У нас же зоны создавались на голом месте (за исключением СЭЗ «Сиваш»).
           В-третьих, СЭЗ не становятся привлекательнее для инвесторов при постоянном изменении законодательных актов, регулирующих деятельность в зоне, и регулярном поднятии вопроса о закрытии отдельных СЭЗ. И это еще не все. Деятельность субъектов СЭЗ отрегулирована так, что практически все необходимо делать с разрешения местной власти. К чему это приводит, показывает ялтинский пример. По закону, каждый бизнес-проект должен быть завизирован местными властями. Те в свою очередь, заставляют инвесторов (независимо от того, есть ли у них свой проект, или нет) заказывать бизнес-план в местном научно-исследовательском институте.
           Практика показала, что самым лучшим для Украины, не имеющей средств для обеспечения нормальных условий функционирования СЭЗ, является создание ТПР. Их создание требует минимальных затрат, т.к. нет надобности в проведении рекламы, создании инфраструктуры и т.п. Предприятиям не требуется строить нового завода (что предусматривает СЭЗ), им необходимо только найти инвестора и запустить обновленное производство, что сокращает срок окупаемости инвестиций и снижает риск потери вложенного капитала.