<На главную>|Next
автор: Волохов Е.В.
научный руководитель: Степанова Т.А.
Донецкий государственный технический университет
РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


Определяя маркетинг как "комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю", выделим основные, в масштабах настоящего исследования, его позиции:

  • изучение потребителя;
  • исследование мотивов его поведения на рынке;
  • анализ собственно рынка предприятия;
  • исследование изделия или вида услуг (далее - продукта)
  • анализ форм и каналов сбыта;
  • анализ объема товарооборота предприятия;
  • изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
  • исследование рекламной деятельности;
  • определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке;
  • изучение "ниши" рынка.

    Результатом маркетинговых исследований для компании является необходимая информация о востребованном сортаменте продукта и причинах повышенного спроса на него; о ценах, устраивающих потребителя; о региональной емкости рынка, обеспечивающей сбыт продукта с наибольшей прибылью; о том, в какие виды производства продукта наиболее выгодно вложить капитал, где основать предприятие. Исследования позволяют понять, каким образом компания должна организовать сбыт продукта, кампанию по продвижению на рынки новых изделий, стратегию рекламы; приоритетность видов продукции, потребителей и регионов, обеспечивающих наибольшую отдачу. Длительное игнорирование в условиях социализма нюансов и специфики товарного производства и роли рынка привело к тому, что многие хозяйственные руководители не имеют необходимой теоретической и практической базы в условиях экономической самостоятельности компаний; характерным, в частности, является поверхностное знакомство с методами комплектования портфеля заказов, налаживания производства, товародвижения и сбыта продукции, ориентированного на запросы потребителя. Главная особенность традиционной сбытовой деятельности - её направленность на приоритетное положение производителя по отношению к потребителю. Сначала шла разработка и производство товара, затем - поиски методов сбыта и потребителя. Одним из последствий приоритета "рынка продавца" над "рынком покупателя" стал диктат производителя и сужение круга выбора для потребителя или вообще дефицит. Поскольку рынок платежного спроса - величина относительно определенная, производителем, приходилось прибегать к самым различным уловкам, чтобы отвоевать себе его долю, удержать и максимально упрочить свои позиции на рынке. Возникавший на рынке пресловутый дефицит - есть следствие бесхозяйственности: нехватка товаров повышенного спроса вместе с перепроизводством продукции, не пользующейся спросом, и, т.о., с впустую затраченными ресурсами. Примеры - отказы колхозов от приобретения навязываемой им дорогостоящей и ненадежной техники, многолетнее складирование и хранение невостребованного (иногда, в данном месте) продукта с последующей его ликвидацией и т.д. Приоритет при оценке работы производства - по валовым и количественным показателям. Система сбыта - ориентирована на продвижение на рынок уже выпущенных товаров, задачи исследования нужд и потребностей населения не ставились. Существующий на рынке дефицит порождал иллюзию высокой потребительной стоимости существующих на рынке товаров. На рынке товаров отношения купли-продажи подменялись отношениями распределения. Сверху диктовалось, с кем компания будет вступать в контакт (покупать сырье, материалы, или кому продавать свою продукцию). Для большинства компаний устанавливался госзаказ, делающий ненужным поиск возможных потребителей. Монополизм в производстве товаров снимал необходимость в улучшении качества производимого продукта, поскольку товары-заменители, как правило, отсутствовали. Работа по повышению эффективности производства не носила системного характера. Существовала масса предприятий с плановой убыточностью, покрывавшейся за счет прибыли других предприятий, убивая, тем самым, у последних стимул к улучшению качества производимого продукта, увеличению товарооборота. Система сбыта (отделение производителя от распределения товаров) освобождала производителя от анализа рынка производимого продукта. Произошедшие за последние годы изменения в политической, экономической и др. сферах в значительной мере изменили установившиеся акценты и приоритеты в методах и способах хозяйственных отношений, а также методы их исследований. Оценка масштабности перемен затруднена в силу аберрации близости событий и не является нашей целью. В этом контексте, абстрагируясь от подобной оценки, нами предпринята попытка маркетингового исследования работы фирмы-производителя товара - карбида кальция и оценка роли маркетинговых услуг в повышении эффективности его работы. Изучение рынка карбида для сегмента рынка, занимаемого исследуемой нами фирмой-призводителем, показало относительно стабильный спрос. Стимулирование продаж происходило в основном не из-за изменения цены, а с использованием возможностей взаимозачётов, послепродажных связей, относительной дешевизны, благодаря чему обеспечен и рост товарооборота. Так как ситуация, с точки зрения маркетинга, характеризуется относительной стабильностью спроса, низкими темпами роста, всё это говорит нам о явной тенденции к перепроизводству продукта и необходимости вмешательства, маркетинговых усилий для захвата большей части рынка. С использованием экономико-математических методов, прикладных программ специального назначения и других инструментов маркетингового анализа тенденций нами установлено, что устойчивость рынка достаточно высокая, имеются в наличии относительно невысокие (с учётом индексов сезонности) сезонные колебания. Из анализа данных о потребителях карбида кальция в Донбассе, как заключительной оценки сложившейся маркетинговой ситуации, можно сказать, что фирма не до конца использует свои мощности, но по причине сильного износа оборудования и, как следствие, низкой мобильности в плане возможного наращивания мощности в период роста спроса. Отсюда - высокая себестоимость и цена, и - не первое место на рынке. Собственные возможности фирма может реализовать на 100% только после полного или частичного переоборудования производства. Следовательно, рекомендуемая стратегия - "наступательная". Однако маркетинг позволяет делать выводы также и на макроуровне. К особенностям карбидного производства относятся высокая капиталоёмкость, энергоёмкость, длительный инвестиционный цикл и, как следствие, низкая привлекательность для частных инвестиций. Однако, рассматривая данное производство, как одну из базовых отраслей для подъёма экономики страны, необходимо привлекать проверенные в мире способы эффективного привлечения долгосрочных инвестиций. Особое внимание должно уделяться взаимосвязанным проектам, обеспечивающим мультипликативный эффект для всей экономики. Прежде всего, речь идёт о том, чтобы основные работы по инвестиционным проектам вели отечественные производители и поставщики. В этом случае развитие карбидного производства позволит обеспечить подъём смежных производств, Инвестором должно выступать не только государство, но и предприятие, что должно всячески стимулироваться. Нужны государственные меры и в экспортно-импортной политике, путём восстановления традиционных кооперированных связей в карбидной промышленности и создания транснациональных групп. В этой связи выгоден контакт с наиболее крупными в нашем регионе импортёрами карбида - Россией, Румынией и Казахстаном. Это не только позволит сэкономить на создании дублирующих производств, но и подготовить экономическую базу под дальнейшие интеграционные процессы. Особую актуальность, в этом контексте, приобретает поддержка производства карбида для внешних рынков, обеспечивающего валютные поступления. Процесс вытеснения украинских карбидопроизводителей с мирового рынка явно ущербен для экономики страны. Ключевым пунктом в национальном масштабе представляется координация взаимодействия карбидного производства с топливно-энергетическим и транспортным комплексами (формирующими основные издержки), и машиностроением, металлургией, химией, строительством, коммунальным хозяйством (формирующими спрос на карбид). На этой основе такой координации можно наладить внутриотраслевое взаимодействие, нормализовать положение с текущим функционированием предприятий и воспроизводственными проблемами в отрасли. Надеяться на максимально быстрое и эффективное развитие национального карбидного комплекса можно лишь при условии разработки и осуществления государственной программы развития отрасли, включающей в себя следующие разделы:

      1.Прогнозы по объёму и структуре спроса на карбид в перспективе. Прогнозный спрос - по предполагаемым потребностям внутреннего и внешнего рынков. Т.е. для прогноза важна общая структура экономики в будущем, карбидоёмкость её отраслей; уровень цен, энергоресурсы и транспорт; динамика спроса на карбид на рынках и некоторые другие индикаторы. С учётом сложности и многообразия действующих факторов прогнозы должны носить сценарный и вариационный характер.
      2.Расчёт инвестиционных возможностей отрасли. Основное-оценка перспективных финансовых ресурсов производство карбида. Оценка должна включать в себя прогноз корпоративных накоплений в самой отрасли, расчёт возможности прямого кредитования из бюджета, вовлечение в инвестиционный оборот сбережений населения, иностранных инвестиций; репатриацию национального капитала из-за рубежа; потенциал инвестирования на кредитной основе прямых кредитов; средств, вырученных от продаж корпоративных ценных бумаг (облигаций, депозитарных расписок и др.).
      3. Определение основных целей и направлений развития карбидного комплекса, Исходя из: прогноза спроса на продукт и возможностей по привлечению финансов; потребности в технико-технологической реструктуризации, модернизации, в новом строительстве; учёта географического распределения производств; минимальной потребности в оборотных средствах и капиталовложениях; экологической нагрузки.
      4.Выбор и обоснование основных механизмов реализации программы. Например, интеграция предприятий в более крупные карбидные корпорации и, наоборот, вывод ряда непрофильных производств из зоны ответственности карбидных предприятий; государственная поддержка производителей и потребителей карбида на базе подготовки новых нормативно-правовых актов, создания новых институциональных структур.
    Подобная структура программы развития карбидной промышленности должна быть реалистичной и лишена таких недостатков, как несбалансированные по финансовым возможностям инвестиционные предложения; несоответствие структур производственных мощностей и реального спроса на карбид; завышенные требования к госбюджету. Одновременно, её наличие сократит число неудачных менеджерских решений, принимаемых на предприятиях, в условиях завышенной неопределенности.

    <На главную>|Next