Л.П. Билязе, А.А. Жамойда, Донецкий государственный технический университет


ДАННАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ МАТЕРИАЛОМ 4-й МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ-ЭКОНОМИСТОВ, ПРОВОДИМОЙ 23-24 марта 2001 года В ДонГТУ ПОД ПАТРОНАТОМ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ, БИЗНЕС-АЛЬЯНСА ДОНБАССА И ДР. Опубликована: Материалы 4-й Международной научной конференции молодых ученых-экономистов "Проблемы обеспечения экономического роста". - Донецк: РИА ДонГТУ, 2001.-182с.

Использование без согласия авторов запрещено.

 

СОСТОЯНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВА – ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ?

 

Основные средства – основа материально-технической базы любого государства. От состояния материально-технической базы государства зависит состояние его экономики, научно-технического потенциала, становление как высокотехнологического государства на мировой арене и, наконец, сама возможность становления и укрепления экономической безопасности, защиты национальных экономических интересов на всех уровнях государственных отношений. Наличие активной государственной политики в области воспроизводства основных средств эквивалентно укреплению государственности, а ее полное отсутствие – антигосударственной практике управления экономикой.

Маловероятные и чрезвычайно редкие еще вчера техногенные катастрофы в Украине сегодня приобретают статус закономерных и обыденных событий, становятся частью сводок новостей телеканалов страны. Ежедневно наша жизнь наполняется новыми специфическими для сложившейся ситуации терминами – диоксин”, “гептил и т.п. Угроза техногенных катастроф исходит не только от закопанных отходов, но и от ветхих плотин, изношенных лифтов, от хрущевок, которым отмерено было тридцать лет, а им за пятьдесят. В плачевном состоянии находятся сегодня бывшие промышленные гиганты и просто предприятия различных отраслей промышленности, электростанции, аммиакопроводы, газопроводы и прочее. Подсчитано, что взрыв километра газопровода аналогичен взрыву атомной бомбы…

Представление о том, что ожидает Украину в недалекой перспективе в связи со сложившимся состоянием в ее материально-технической базе (основных средствах), можно составить из Программы развития Украины до 2010 года, которую подготовила группа украинских экспертов под руководством академика В. Гееца. В Программе, в частности, делается акцент на катастрофическом старении основных средств украинской промышленности: … по состоянию на 01.01.1990 г. в экономике Украины из 317 млрд. руб. только основные производственные фонды в объеме около 90 млрд. руб. были дважды самортизированы. Затем говорится: Далее будет действовать негативная тенденция старения основных фондов, поскольку критического возраста достигнут не только фонды, которым сегодня больше 15-20 лет, а и те, которым 10-14 лет. В ближайшее десятилетие должны быть активно осуществлены выводы фондов, созданных во второй половине 80-х годов. Авторы Программы Украина–2010 говорят о том, что экономический рост невозможен без существенного обновления основных средств и их структуры; без этого три четверти из них в 2010 году могут достичь критического возраста (свыше 20 лет) и не будут соответствовать требованиям технологий ХХІ века, будут ограничивать возможности осуществления политики технологического прорыва. Опровергнуть их в этом невозможно в виду очевидной истинности доводов.

Таким образом, согласно Программе Украина–2010, замене, усовершенствованию, ремонту и т.п. будут подлежать около 70% основных средств на сумму более 350 млрд. грн. Даже если учесть, что все эти основные средства будут полностью изношенными, то сумма необходимого обновления будет достигать величины близкой около 300 млрд. грн. Инновационная составляющая новых основных средств увеличивает величину капиталовложений не менее как в 1,5 раза. Это, безусловно, означает, что на протяжении ближайших 10 лет (2000–2010 гг.), если ставить целью не только сберечь, но и обновить производственный аппарат, сумма капиталовложений в экономику Украины должна достичь величины близкой 450-500 млрд. грн. В годовом выражении – это 45-50 млрд. грн. ежегодно. Если исходить из того, что в среднем до 2000 года сумма капитальных вложений на год могла достигать величины близкой 15-16 млрд. грн., необходимо вкладывать в 3-3,5 раза больше средств на протяжении каждого года ближайшего десятилетия. По своим потенциальным возможностям Украина вместе с зарубежными инвесторами на сегодня не имеет возможности удовлетворить подобные потребности.

Важность и необходимость процесса воспроизводства, его сущность достаточно точно описаны в труде К. Маркса Капитал. Так, в частности, в данной работе говорится о том, что условия производства есть суть в то же время условия воспроизводства. Общеэкономическое понятие основных средств приобретает свою квинтэссенцию в утверждении К. Маркса о том, что ни одно общество не может непрерывно производить, то есть воспроизводить, не превращая непрерывно известной части своего продукта снова в средства производства, или элементы нового производства.

При прочих равных условиях оно может воспроизводить свое богатство или поддерживать его на неизменном уровне лишь в том случае, если средства производства, то есть средства труда, сырье и вспомогательные материалы в натуральном выражении, потребленные в течение, например, года замещаются равным количеством новых экземпляров того же рода; это последнее отделяется от годовой массы продуктов и снова входит в процесс производства – пишет в своем труде К. Маркс и делает вывод – … определенное количество годового продукта принадлежит производству. Более того, Капитал говорит о том, что предназначенная с самого начала для производственного потребления эта часть существует в своем большинстве в таких натуральных формах, которые уже сами по себе исключают индивидуальное потребление.

К труду К. Маркса Капитал можно относиться по-разному: брать его за основу в своих убеждениях и взглядах, обосновывать действенность различных экономических моделей на его основе, или же выбросить его на свалку времен. Однако проигнорировать очевидную справедливость и обоснованность выше приведенных выдержек из этого труда невозможно в виду их истинности. Результатом такого игнорирования будет крах отечественного производства в Украине из-за полного развала материально-технической базы.

Послание Президента Украины к Верховной Раде (содержащее стратегию экономической и социальной политики на 2000–2004 г.г.) под названием Украина: поступь в ХХІ век содержит довольно конструктивные предложения по выходу из сложившейся ситуации на среднесрочный период развития государства. Данный документ свидетельствует о проявлении в 1999 году позитивной тенденции в отношении материально-технической базы государства капиталовложения в основные средства увеличились на 2,9%. Но, к сожалению, подобный объем капиталовложений – капля в море потребных финансовых ресурсов. Негативную лепту, по словам Президента, внес неэффективный и логически незавершенный процесс приватизации. В подтверждение – цитата из Послания: … ее осуществление (приватизации – прим. авт.) не обеспечило формирование ответственного хозяина, заинтересованного в инвестиционной деятельности, ускоренном обновлении производства, его реальном оздоровлении. Несколько обнадеживающе выглядит следующий довод Президента из Послания: Основой нового стратегического курса, его определяющим приоритетом должны стать разработка и реализация государственной политики, направленной на развитие инновационной модели экономического роста, утверждение Украины как высокотехнологического государства”.

Одним из выходов из сложившейся ситуации, который позволяет несколько предупредить обескровливание экономики отвлечением финансовых ресурсов от капиталовложений на ликвидацию последствий катастроф и аварий основных средств, по нашему мнению, может явиться ускорение процессов консервации, закрытия и ликвидации предприятий с полностью изношенными фондами. Ликвидационные ресурсы, которые еще остались на таких предприятиях, следует реализовать, а вырученные средства использовать для целевой помощи безработной категории граждан, появляющейся вследствие такого подхода к разрешению проблемы, для создания новых рабочих мест. Таким образом, в Украине реально может быть сделан толчок по реструктуризации экономики с целью создания эффективных направлений вложения капитала.

Но следует предостеречь от излишней поспешности принятия подобных решений на местном и государственном уровне ответственными лицами. Нивелирование социальной составляющей может привести к адекватным социальным и политическим потрясениям, а поэтому не следует забывать и о человеческом факторе экономических процессов, подобных вышепредложенному. Предлагается группировать предприятия так называемой ликвидационной категории по потенциальной возможности их реанимирования с последующим возвратом к нормальному хозяйственному процессу. Особое внимание следует уделить градообразующим предприятиям отечественной промышленности, большинство из которых, к сожалению, и являются потенциальными участниками ликвидационных процессов.

Инновационная модель экономического роста должна основываться на безусловном соответствии основных средств государства современным требованиям научно-технического прогресса (НТП). Последнее в мировой практике, зачастую, достигается путем строительства и введения в действие новых предприятий. Однако, в сложившейся в Украине экономической ситуации, когда спад производства достиг своего критического уровня, и только в 2000 году появились первые признаки экономического роста, предпочтение должно отдаваться реконструкции и техническому перевооружению действующих мощностей отечественных предприятий, что обосновано выше. Именно в этих условиях основная часть капитальных вложений направляется на совершенствование активной части основных средств при одновременном использовании старых производственных зданий, сооружений. Увеличение доли затрат на оборудование предоставит возможность при том же объеме капитальных вложений получить больший прирост производства и на этой основе увеличить производительность труда с одновременным снижением себестоимости продукции. Целесообразным для украинских предприятий является проведение глобальной модернизации оборудования (в виду ограниченности средств), то есть его обновление с целью полного или частичного устранения морального износа и повышения технико-экономических показателей до уровня аналогичного оборудования более совершенных конструкций. Критерием эффективности и экономической обоснованности модернизации промышленных предприятий с целью их утверждения как высокотехнологичных единиц хозяйственных отношений может служить прирост объема производства (с адекватным анализом объема реализации), рост производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции. При этом важнейшей основой инновационной составляющей предприятия должно явиться повышение рентабельности производства (отношение прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств предприятия), что достигается путем превалирования прироста прибыли над приростом стоимости производственных фондов в результате модернизации.

Ключевым моментом является выработка обоснованной, взвешенной и согласованной амортизационной политики государства, которая должна войти в Налоговый Кодекс Украины и обеспечить, тем самым, дополнительный инвестиционный потенциал отечественным предприятиям. Последнее сможет реально уменьшить последствия всевозможных техногенных катастроф, сломить тенденцию их роста.

Для выработки амортизационной политики государства как составляющей нового стратегического курса Украины, отмеченного в Послании Президента, предлагается воплотить в жизнь следующие положения:

  1. На основе данных Госкомстата четко определить общегосударственную структуру основных средств как в целом по Украине, так и по регионам страны. При этом следует особо выделить удельные веса основных средств каждого из регионов для определения приоритетности развития последних.
  2. Провести общегосударственную инвентаризацию основных средств (глобальную инвентаризацию), что позволит выявить реальные количественные и стоимостные показатели их учета, отобразит истинную картину состояния материально-технической базы государства.
  3. Разработать механизм по последовательному приведению учетных стоимостей основных средств в соответствие с рыночной стоимостью. Тем самым будет упразднена практика беспрецедентного занижения учетных стоимостей средств труда до уровня “бросовых” цен с извлечением последующей экономической выгоды. Последнее укрепит экономическую безопасность государства посредством наложения вето на распродажу украинских предприятий зарубежным кредиторам практически за бесценок, что влечет за собой развал экономической системы в целом и нагнетание социального напряжения в обществе.
  4. Пересмотреть практику внедрения понижающих коэффициентов с целью изъятия средств предприятий и предоставить возможность собственнику самостоятельно принимать решение о перераспределении его денежных потоков.
  5. Ужесточить или полностью заблокировать предоставление ряда льгот предприятиям с особым статусом, совместным предприятиям с преобладанием иностранного капитала, предприятиям свободных экономических зон. Данное условие позволит сформировать в Украине единое правовое и экономическое поле для хозяйственной деятельности субъектов рынка, исключить протекционирование своих позиций отдельными участниками рынка и создать конкурентную среду деятельности.
  6. Внедрить налог на имущество по дифференцированной ставке с целью создания индикативного механизма извлечения информации о состоянии и местонахождении объектов основных средств на определенную дату для более гибкого реагирования государственной инновационной политики на произошедшие изменения, внесения соответствующих корректив в нее. Подобный налог может стать альтернативой понижающим коэффициентам в пополнении государственного бюджета и аккумулирования средств для выполнения инновационной программы государства.
  7. Создать Украинский Банк Реконструкции и Развития (УБРР) с присущими ему инвестиционными функциями. Суть УБРР будет состоять в том, что в него на добровольной основе под обеспечение материальными активами и при условии гарантии от инфлирования размещенных средств собственники будут вносить временно свободные средства и тем самым формировать свои амортизационные фонды.

Включение вышеизложенных концепций в государственную амортизационную политику позволит доводу из Послания Президента Украина: поступь в XXI век об инновационной модели экономического роста стать реальностью. Особый интерес представляет концепция о создании украинского инвестиционного банка – УБРР. Безусловным прототипом УБРР является Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), однако, УБРР имеет более локальный характер – это внутриукраинский банк. При этом речь не идет о дублировании функций ЕБРР или его вытеснении с украинского рынка – вопрос стоит в лоббировании УБРР позиций украинских предприятий, украинского промышленного потенциала в целом и предоставлении кредитов (траншей) отечественным предприятиям на более приемлемых условиях и с учетом конъюнктуры внутреннего рынка, нежели это делает ЕБРР. Последнее не мешает сотрудничеству Украины с международными финансовыми организациями (в том числе и с ЕБРР), а лишь добавляет конкурентный импульс в подобные взаимоотношения, вносит прагматичную лепту в таковые и стоит на защите национальных интересов, а не интересов подобных организаций.

В Украине, как развивающейся стане, рост инвестиций должен явиться непременным условием преодоления экономической отсталости – иного варианта нет. В расширении производственного потенциала важную роль будет играть УБРР, основные сферы вложения которого должны определяться конъюнктурой рынка, конкурентоспособностью конкретного предприятия конкретной отрасли, приоритетностью развития отдельных отраслей промышленности Украины, сроками окупаемости проекта, социальной инфраструктурой и тому подобными факторами. При этом ставка процента, сроки кредитования, условия погашения кредита и прочие условия кредитования должны будут определяться в индивидуальном порядке с каждым заемщиком, основываясь на мировой практике инвестиционных банков. Но при этом каждый из вкладчиков банка (собственник, формирующий амортизационный фонд предприятия) должен знать следующий постулат, что при выполнении пакета определенных условий кредитования он может получить определенную сумму кредита в УБРР на инновационные нужды на условиях, которые являются наиболее выгодными на кредитном рынке Украины. Активами для обеспечения вкладов могли бы служить государственная собственность и ее части при финансировании государственных предприятий, имущество конкретных стратегических и приоритетных предприятий и отраслей промышленности, которые финансируются непосредственно из этого банка (из УБРР). При этом каждый вкладчик УБРР должен будет четко знать, чем гарантируется его вклад. Именно создание гарантий обеспечения стоимости, а точнее ценности начисленных сумм амортизации, будет привлекать предприятия вкладывать средства именно в УБРР, а не в какой другой банк или, что более вероятно, конвертировать их через фиктивные фирмы.

В виду этого, для предприятий-вкладчиков УБРР, являющихся потенциальными объектами кредитования, а также опираясь на инновационную направленность кредита, коэффициент обеспеченности амортизационным фондом для обновления активной части основных фондов (КОА) предлагается рассчитывать как:

КОА = КП / ФОА * ИЦ,

где КП – потенциальная величина кредита УБРР, на которую предприятие может рассчитывать в анализируемом периоде, грн.;

ФОА – стоимость активной части основных средств на предполагаемую дату получения кредита в учетных ценах, грн.;

ИЦ – средний индекс роста рыночных цен на приобретенное оборудование по сравнению с его учетными ценами.

Оптимальное значение предложенного коэффициента должно составлять 0,14 и более. При таком значении период полной замены активной части основных средств будет находиться в интервале до 8 лет, что соответствует мировой практике. Следовательно, и УБРР, и потенциальный заемщик (в лице предприятия) при определении размера кредита (КП) должны оперировать именно установленными параметрами описанного коэффициента. Определяющими составляющими при этом, безусловно, будут являться величина активной части основных средств предприятия (входящий параметр формулы) и их состояние.

Ресурсы УБРР можно образовывать также посредством эмитирования ценных бумаг, размещаемых на бирже или через банковскую систему, а при наличии определенных условий – непосредственно среди населения.

Альтернативным путем привлечения ресурсов являются бюджетные средства и внешние займы у международных финансовых институтов, однако, привлечение последних не должно осуществляться вслепую и влиять на политику банка. Непременным условием кредитования потенциальных объектов является рентабельность кредитуемого проекта, определяемая своевременностью возврата займа и уплатой процентов по нему. Вложения УБРР должны носить безусловный воспроизводственный характер, направленный на техническое перевооружение и реконструкцию действующих производств, поскольку, как было приведено выше, именно такие затраты обеспечивают ускорение обновления действующих основных средств.

От оперативности и качества создания УБРР, выполнения государственной амортизационной политики в целом и преобладания инновационной составляющей в экономических директивах государственной политики зависит дальнейшая судьба материально-технической базы государства – основных средств, а значит и становление Украины как высокотехнологического государства на мировой арене, практическое выполнение программы Украина–2010 и доводов Президента, изложенных в его Послании к Верховной Раде, экономическая безопасность страны.

 

Литература:

  1. Безуглый А. Об изъятии амортизационных начислений и некоторые аспекты концепции государственной амортизационной политики // Экономика, финансы, право, №1, 2000. – с. 13-19.
  2. Маркс Карл. Капитал. Критика политической экономии. (Предисл. Ф. Энгельса). Пер И.И. Степанова-Скворцова, провер. и испр. Т.I. – М., Политиздат, 1967.
  3. Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины Украина: поступь в ХХІ век // Голос Украины. – 2 февраля 2000 г. – №19 (2266).
  4. Программа Украина–2010” // Урядовий Кур’єр. – 16 января 1999 г. - №8.