УДК 336.662

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ – ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Л.П. Билязе, А.А. Жамойда, Донецкий государственный технический университет
ОПУБЛИКОВАНО: Тезисы докладов 6-й Всеукраинской научно-практической студенческой конференции: "Украина в мировой экономике: состояние, проблемы, перспективы", 15 марта 2001г.//ДЭГИ, 2001г.

Публикация отмечена грамотой за 1-е место, рекомендована к участию в международной конференции под эгидой ДЭГИ

В интегрирующейся системе международных хозяйственных связей Украина должна претендовать на ведущие позиции в качестве высокотехнологичного крупнейшего центральноевропейского государства. Для достижения этой цели основой нового стратегического курса развития национальной экономики, его определяющим приоритетом должна стать инновационная модель экономического роста.

Процессы глобализации мировой экономики, равно как и интернационализации капитала, вызваны рядом объективных причин и закономерностей развития “геоэкономики” и не зависит от состояния конкретно взятой экономики отдельного государства, его протекционистских или консервативных убеждений. Экономику страны, претендующей на достойное место в вышеназванных процессах и участие в мировых рынках капитала, следует, по нашему мнению, трансформировать в неотъемлемую часть геоэкономики, унифицировать к общепринятым параметрам глобального экономического пространства. При этом под термином геоэкономика предлагается понимать единую глобальную экономическую систему с унифицированным правовым полем, оставляющую вне своих пределов национальные границы и доминирование интересов отдельных государств, ставящую во главу угла постулаты рыночной экономики и механизмы конкуренции.

Невозможность прекращения процессов глобализации – аксиома мировой экономики. Наряду с унификацией правовой, законодательной и других систем государства-претендента на активное участие в процессе геоэкономизации необходимым является приведение стоимости всех активов государства до уровня мировых цен (рыночных цен, ежели речь идет о мировом рынке). Основу активов любого государства составляет его материально-техническая база – основные средства (то есть необоротные активы, если рассматривать последние с точки зрения их оборачиваемости на рынке).

В Украине на сегодняшний день вопрос о соответствии учетных стоимостей основных средств рыночным ценам остается открытым. Позитивным моментом в разрешении вопроса является ввод в действие П(С)БУ 7 Основные средства с 1 июля 2000 года, в котором приоритет в оценке основных средств отдается справедливой стоимости объекта таковых. Но, к сожалению, само понятие справедливая стоимостьв стандарте никак не трактуется, а приводится в Положении (стандарте) 19 Объединение предприятий, где определено: Справедливая стоимость – это сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами. Подобное определение, по нашему мнению, не пригодно для практического использования в операциях с основными средствами – слишком велик риск издержек его применения. Так, например, ни один субъект хозяйствования Украины на сегодняшний день не сможет, опираясь на законодательную базу и трактование справедливой стоимостив П(С)БУ 19, четко обосновать степень своей зависимости или независимости о партнера по подобным операциям. Следовательно, на сегодня можно поставить под сомнение справедливость оценки любого объекта основных средств по тем или иным операциям, осуществляемым с нематериальными активами, а, тем более, его соответствие рыночной стоимости. Необходимым является выработка более четкого и менее размытого определения справедливой стоимости основных средств, его адаптивность и паритетность с их рыночной стоимостью, безусловное включение в виде дополнения в П(С)БУ 7 Основные средства”.

Квинтэссенцией заниженных учетных стоимостей основных средств является практика дикой приватизации зарубежными партнерами отечественных предприятий по беспрецедентно заниженным стоимостям (в десятки, а иногда – сотни раз ниже реальных или справедливых). Подобное состояние дел недопустимо, оно приводит в конечном итоге, при достижении определенного порогового значения, к развалу экономической системы государства, его банкротству на мировом уровне посредством цепного банкротства предприятий и глобальному общегосударственному коллапсу.

На микроуровне ситуация с занижением учетных стоимостей окончательно переводит экономику в тень путем создания дополнительной стоимости посредством временного вложения капитала в ту или иную форму, в том или ином месте (например, на счетах иностранных банков, лоро-счетах, оффшорных центрах) с последующим приобретением по заниженным (или бросовым) ценам отечественных предприятий. Положительное сальдо между учетной и рыночной стоимостью будет являться своеобразным вознаграждением за проведенную операцию. Распространенным вариантом может являться и практика вывода из эксплуатации основных средств по учетным ценам внутри конкретного предприятия с последующей сдачей в аренду этих же объектов все тому же предприятию, но уже по рыночным ценам, что также приносит немалые дивиденды от подобных операций заинтересованным лицам.

Избежать коллапса экономики на уровне государства вследствие доминирования вышеприведенных тенденций можно путем выработки единой государственной концепции по систематическому доведению стоимостей основных средств до уровня рыночных. В подобную концепцию предлагается включить приоритетность оценки основных средств в привязке к одной из твердых валют (доллар США, евро или др.). Последнее отнюдь не означает долларизацию экономики, а всего лишь является попыткой протекционирования национальных интересов через систему приведения материально- технической базы Украины к ее истинной стоимости и недопущения вымывания капиталов из страны. При этом действия по оценке-переоценке основных средств должны осуществляться периодически (период должен фиксироваться в методологии оценивания) и отражаться в учете по курсу НБУ выбранной валюты в день оценивания. Оптимальной, по нашему мнению, оценка основных средств должна быть в привязке к доллару США, поскольку на сегодня в Украине фактически в обращении находятся две валюты – гривна и доллар. При этом, первая обслуживает в большинстве своем легальный сектор экономики, а вторая – теневой, а в легальном имеет предназначение индикатора и ориентира экономических трансакций субъектов хозяйствования. Аргументом за может служить практика установления в твердой валюте ставок различного рода сборов, оценки внешнеэкономической деятельности, расчетов по кредитам и т. п., что не вызывает долларофобии в бизнесовых структурах. Вместе с тем нельзя сопоставлять по степени стратегического значения для государства акцизную ставку в долларах США и приведение к реальной стоимости его основы материально-технической базы.

Разрешение данных проблем на государственном уровне посредством включения выработанных предложений в общегосударственные программы развития станет залогом по созданию в Украине абсолютно прозрачной, открытой экономики. Это послужит отправной точкой по интегрированию в глобальные экономические процессы – геоэкономику нашего государства, утверждению его состоятельности на мировой арене. Только открытая конкуренция капиталов – как отечественных, так и зарубежных – на украинском рынке (в том числе и приватизационном) обеспечит наибольшую цену пакетов акций отечественных предприятий (значит и максимальную цену основных средств этих предприятий), а, следовательно, и максимальные поступления денег в бюджет, максимальные инвестиции в экономику.