МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  

   

Курсовая работа 

на тему: "Бартерные операции

в области внешней торговли"

   

Выполнила: студентка группы ВЭД-96

Жукова Н.М.

Проверил: Олейников А.А.

 

                РЕФЕРАТ

            Курсовая работа содержит:  33  страницы,  7 рисунков, 3   таблицы, 32  источника.

            Объект исследования – бартерные операции в области внешней торговли.

            Цель работы – изучение законодательной базы, регулирующей бартерные операции в области ВЭД; анализ динамики бартера в Украине за последние 5 лет; изучение причин проведения бартерных операций и  разработка рекомендаций  по их уменьшению во внешней торговле. 

            Методы исследования:

1.      изучение законодательной базы;

2.      сбор и анализ статистических данных по бартеру в Украине за последние 5 лет;

3.      разработка рекомендаций.

            В результате работы установлено, что распространенность бартерных операций в Украине вызвана экономическим кризисом, сопровождающимся кризисом неплатежей, что и заставляет предпринимателей ограничивать  расчеты деньгами и осуществлять обмен товарами. Основными причинами бартериализации являются:

·        Расширение межгосударственных товарообменных схем после ликвидации ограничений на экспорт отдельных видов продукции в страны СНГ по бартеру;

·        Сохранение системы картотеки;

·        Начисление НДС за оплатой отгруженной продукции;

·        Неэффективность механизма банкротства.

Разработаны рекомендации по уменьшению бартерных операций во внешней торговле  Украины. К ним относятся:

·        Запрет  бартерного взаимозачета с центральными и особенно местными бюджетами;

·        Увеличение доступности кредитных ресурсов;

·        Уменьшение   проведения  товарного кредитования отдельных отраслей через Госрезерв с возвратом готовой продукции.

 

БАРТЕРНЫЕ (ТОВАРООБМЕННЫЕ) ОПЕРАЦИИ, БАРТЕРНЫЙ ДОГОВОР, ИНДИКАТИВНЫЕ ЦЕНЫ, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ, СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ БАРТЕРНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ, КОНСИГНАЦИЯ, КОМПЛЕКСНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ, ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ.   

 

 

            СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                              4

1 Бартерные операции во внешней торговле:                             

1.1  Определение понятия ''бартерная операция''.                        5

1.2  Срок выполнения бартерных операций.                              10

1.3  Порядок осуществления бартерных операций, применение

 штрафных санкций.                                                               15    

2 Анализ динамики бартерных операций в Украине:                   20  

2.1  Бартер в 1997 и 1998 годах.                                             23

2.2  Бартер в 1999 и 2000 годах.                                             25

2.3 Рекомендации по уменьшению бартерных операций в области

  внешней торговли.                                                                28

Выводы                                                                                 29

Перечень ссылок                                                                     32

 

 ВВЕДЕНИЕ

             Данная работа посвящена анализу бартерных операций во внешней торговле, которые играют существенную роль в развитии экономики Украины в целом и  является актуальным в настоящее время.

Распространенность бартерных операций в Украине вызвана экономическим кризисом, сопровождающимся кризисом неплатежей, что и заставляет предпринимателей ограничивать  расчеты деньгами и осуществлять обмен товарами. Бартер позволяет предприятиям уклонятся от налогов, поскольку эти операции не проходят через банковские счета. Благодаря бартерным расчетам создаются условия, когда реальные цены продукции тяжело бывает установить, поэтому возникает проблема эффективности работы предприятий и функционирования рынка в целом.

            Ясно видно, что этот аспект достаточно объемен, чтобы его в полной мере отразить в работе, поэтому остановимся на изучении причин проведения бартерных операций и  разработке рекомендаций  по их уменьшению во внешней торговле. 

            Целью работы является изучение законодательной базы, регулирующей бартерные операции в области ВЭД; анализ динамики бартера в Украине за последние 5 лет; изучение причин проведения бартерных операций и  разработка рекомендаций  по их уменьшению во внешней торговле. 

            Для того чтобы разработать рекомендации по уменьшению бартерных операций в области ВЭД необходимо  изучить законодательство, регулирующее товарообменные операции, собрать  и проанализировать статистические данные по бартеру в Украине.

Исследовав статистические данные, получим характеристику  бартерных операций во внешней торговле и причины приводящие к ним, что поможет разработать рекомендации по их уменьшению и выходу  Украины из  экономического кризиса.

 

 

1 Бартерные операции во внешней торговле.

 1.1 Определение понятия ''бартерная операция''.

 Операции  купли - продажи, при которых в едином документе, подписываемом сторонами, предусматриваются взаимные обязательства сторон либо провести безденежный обмен товарами равной стоимости либо принять в оплату поставленных одной из сторон товаров частично денежные средства, а частично товары, именуется встречной торговлей. Второй вариант характеризует наиболее общий признак встречной торговли, а первый - ее частный случай, именуемый бартером.

Распространенность бартерных операций в Украине вызвана экономическим кризисом, сопровождающимся кризисом неплатежей, что и заставляет предпринимателей ограничивать  расчеты деньгами и осуществлять обмен товарами.

Специфика правового регулирования бартерных операций нашла свое отражение в Законе Украины ''Об урегулировании товарообменных (бартерных) операций в области ВЭД'' от 23 декабря 1998 года [1]. Так же, как и действующий до него Указ Президента Украины “О регулировании бартерных (товарообменных) операций в области внешнеэкономической деятельности” от 27.01.95 г. № 84/95 [2], он издан в целях государственного регулирования бартера, противодействия бартеризации экономики, вызывающей сокращение валютных поступлений в Украину.

Этот Закон устанавливает режим осуществления товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности, ответственность за нарушение его норм и определяет полномочия и функции государственных органов при осуществлении контроля за проведением товарообменных (бартерных) операций.

Понятия “бартер (товарный обмен)” и “бартерная (товарообменная) операция” определены как в вышеназванном Законе от 23.12.98 г., так и в Законе “О налогообложении прибыли предприятий”.

В Законе Украины “О налогообложении прибыли предприятий” бартер (товарный обмен) определен как хозяйственная операция, которая предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в любой форме, отличной от денежной, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг)[3].

В соответствии со статьей 1 Закона Украины от 23.12.98 г. товарообменная (бартерная) операция в области внешнеэкономической деятельности - это один из видов экспортно-импортных операций, оформленных бартерным договором или договором со смешанной формой оплаты, которым частичная оплата экспортных (импортных) поставок предусмотрена в натуральной форме, между субъектом  внешнеэкономической деятельности Украины и  иностранным субъектом хозяйственной деятельности, предусматривающий сбалансированный по стоимости обмен товарами, работами, услугами в любом сочетании, не опосредованный движением средств в наличной или безналичной формах[1].

       Таким образом, бартерная операция предполагает обмен определенного количества одного  или нескольких  видов товаров на эквивалентное по стоимости количество другого товара или товаров. Отличительной особенностью бартера является не использование денежной формы расчетов.  

       В отличие от определения понятия бартерной операции, приведенного в Указе Президента Украины от 23.01.95 г., определение, данное в Законе от 23.12.98 г., предусматривает возможность оформлять бартерную операцию договором со смешанной формой оплаты, которым частичная оплата экспортных (импортных) поставок предусмотрена в натуральной форме. Однако следует отметить, что до издания этого Закона возможность частичной оплаты средствами в пределах бартерной операции уже была предусмотрена в п.4.2 Закона Украины “О налоге на добавленную стоимость”.

       Кроме того, новое определение понятия “товарообменная (бартерная) операция” отличается тем, что в нем непосредственно предусмотрен обмен не только товарами, но и работами (услугами). Следует отметить, что согласно Закону Украины “О внешнеэкономической деятельности” товар - это любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (платной передачи).

            Наряду с вышеназванными законодательными определениями понятия “бартер” встречаются и другие, зачастую ошибочные, толкования этого понятия. Так, согласно письму Государственной налоговой администрации Украины от 19.08.98 г. № 97/10/16-1217 бартерной становится операция купли-продажи, которая путем внесения изменения в договор оформляется простым векселем, передаваемым путем индоссамента (наличие передаточной надписи на векселе), или переводным векселем, но денежные средства на банковский счет продавца от непосредственного покупателя при этом не поступают, а обязательства по уплате за отгруженные товары (работы, услуги) возникают у третьего лица[4].

       Следует согласиться с разграничением операций с векселями и бартерных операций, которое дано в письме Министерства юстиции Украины от 15.10.98 г. № 13-35-1308. В нем определено, что вексель имеет признаки платежного документа и ценной бумаги, удостоверяет безусловное денежное обязательство уплатить сумму денег собственнику векселя после наступления указанного в векселе срока и не может быть товарным обменом, поскольку предусматривает проведение расчетов в денежной форме[5]. Следовательно, операции с векселями не являются бартерными (товарообменными), каждая из этих видов операций характеризуется специфическими, присущими только ей особенностями.

Оценка товаров по бартерным договорам осуществляется в целях создания условий для обеспечения эквивалентности обмена, а также для таможенного учета, определения страховых сумм, оценки претензий, применения санкций. Условием эквивалентности обмена по бартерному договору является обмен товарами (работами, услугами) по ценам, определяемым субъектами внешнеэкономической деятельности Украины на договорных основах с учетом спроса и предложения, а также других факторов, которые действуют на соответствующих рынках на момент заключения бартерных договоров. В случаях, предусмотренных законодательством Украины, контрактные цены определяются субъектами внешнеэкономической деятельности Украины в соответствии с индикативными ценами. Следует учитывать, что продолжается практика применения индикативных цен: в соответствии со статьей 1 Закона в случаях, предусмотренных законодательством Украины, контрактные цены определяются субъектами внешнеэкономической деятельности Украины в соответствии с индикативными ценами.

Согласно Указу № 124/96 под индикативными понимаются цены на товары, соответствующие ценам, которые сложились или складываются на соответствующий товар на рынке экспорта либо импорта на момент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий поставки и условий осуществления расчетов, определенных согласно законодательству Украины. МВЭСторгу разрешено вводить (что он успешно и делает) индикативные цены на товары:

·        относительно экспорта которых применены антидемпинговые меры либо начаты антидемпинговые расследования или процедуры в Украине либо за ее пределами;

·        относительно которых применяются специальные импортные процедуры в соответствии со статьей 19 Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности”;

·        относительно экспорта которых установлен режим квотирования, лицензирования;

·        относительно экспорта которых установлены специальные режимы;

·        экспорт которых осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 20 Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности”;

·        в других случаях во исполнение международных обязательств Украины.

Таким образом, если при заключении бартерного договора общая стоимость экспортируемых товаров указывается в иностранной валюте по ценам ниже индикативных, дальнейший экспорт этих товаров будет осуществляться по индикативным ценам. Украинский поставщик в этой ситуации должен изменить условия договора с тем, чтобы от зарубежного партнера поступили товары на сумму, равную стоимости фактически осуществленного экспорта. Если же указанные изменения в договор не будут внесены и импорт осуществится по иене меньше стоимости фактически осуществленного экспорта, то на разницу между стоимостью экспортной и импортной частью договора будет начисляться пеня.

       Бартерный договор не определен в Законе от 23.12.98 г., в отличие от ранее действовавшего Указа Президента Украины от 27.01.95 г. В этом Указе бартерный договор был определен как единый договор между субъектом внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектом хозяйственной деятельности, который предусматривает сбалансированный по стоимости обмен товарами, не опосредованный движением денежных средств. Это определение соответствует общепринятому определению бартерного договора (договора о встречных поставках) как соглашения между коммерческими предприятиями о взаимной поставке товаров в обмен на эквивалентное по стоимости количество других товаров. По своей правовой природе договор бартера является разновидностью договора мены. Бартерный контракт по своей структуре и содержанию считают как бы сдвоенным контрактом купли-продажи со всеми присущими ему особенностями взаимоотношений сторон[2].

       В соответствии со ст. 1.2 Закона от 23.12.98 г. в бартерном договоре указываются общая стоимость импортируемых товаров и общая стоимость товаров (работ, услуг), экспортируемых по этому договору, с обязательным выражением в иностранной валюте, отнесенной Национальным банком Украины к первой группе Классификатора иностранных валют[1]. Такого обязательного требования ранее Указ Президента Украины от 25.01.95 г. не предусматривал.

            Как и в ранее действовавшем Указе Президента, в Законе закреплено, что все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право на проведение товарообменных (бартерных) операций в соответствии с законодательством Украины. Вместе с тем Закон предусматривает, что в целях увеличения поступления в Украину валютных средств, стабилизации денежной национальной единицы и оздоровления финансово-банковской системы государств; в целом может быть запрещено осуществление товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности с товарами (работами, услугами), перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.

            Постановлением Кабинета Министров Украины “О некоторых вопросах регулирования товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности” от 29.04.99 г. № 756 во исполнение статей 1 и 2 Закона Украины “О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности” утверждены перечни товаров (работ, услуг), с использованием которых осуществление товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности запрещается согласно приложениям 1 и 2 к данному постановлению. В частности, запрещается импорт по бартерным (товарообменным) операциям янтаря, алмазов обработанных или необработанных, но неоправленных и незакрепленных (бриллиантов), ювелирных изделий и их частей из драгоценных металлов или металлов, отлакированных драгоценными металлами, изделий из янтаря[6].

Действие пункта 1 этого постановления не распространяется:

·                    на товарообменные (бартерные) операции, осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с контрактами (договорами), заключенными для реализации международных договоров Украины и предметом импортной части которых является электроэнергия, нефть сырая, газ и ядерное топливо;

·                    на товарообменные (бартерные) операции, сторонами которых являются субъекты внешнеэкономической деятельности и иностранные субъекты хозяйственной деятельности, зарегистрированные как субъекты предпринимательской деятельности в странах - участницах Содружества Независимых Государств согласно законодательству этих стран, при условии, что в процессе проведения соответствующих товарообменных (бартерных) операций между этими субъектами будет соблюдаться правило прямой отгрузки в случае осуществления экспорта с территории Украины.

        1.2 Срок выполнения бартерных операций.

        Важное значение имеет установление в Законе Ук­раины от 23.12.98 г. срока бартерных операций - временных границ действия, выполнения бартерных операций. В соответствии с Законом, как и согласно ранее действовавшему Указу Президента Украины, предельный срок между экспортом товаров по бартерному договору и встречным импортом - 90 календарных дней. Согласно ст.2.1 Закона от 23.12.98 г. товары, импортируемые по бартерному договору, подлежат ввозу на таможенную территорию Украины в сроки, указанные в данном договоре, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления грузовой таможенной декларации на экспорт) товаров, фактически экспортированных по бартерному договору, а в случае экспорта по бартерному договору работ и услуг - с даты подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг.

       На течение этого срока не оказывает влияния переоформление бартерного договора - этот срок не прерывается и не возобновляется.

        Следовательно, сроки выполнения бартерных операций такие же, как определены Законом Украины “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте” от 23.09.94 г. Если по другим внешнеэкономическим договорам срок 90 календарных дней установлен для зачисления выручки резидентов в иностранной валюте, то при бартерных операциях в тот же срок должен быть ввезен импортируемый товар.

       Нововведением Закона является сокращенный срок бартерной операции при экспорте высоко ликвидных товаров. В случае экспорта по бартерному договору высоко ликвидных товаров сроки ввоза на таможенную территорию Украины импортных товаров не должны превышать 60 календарных дней с даты оформления вывозной грузовой таможенной декларации.

        Постановлением Кабинета Министров Украины “О некоторых вопросах регулирования товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности” от 29.04.99 г. № 756 утвержден перечень высоко ликвидных товаров, в случае экспорта которых по бартерному договору срок ввоза на таможенную территорию Ук­раины не должен превышать 60 календарных дней с даты оформления ввозной грузовой таможенной декларации.

       В этом постановлении установлено, что перечни товаров (работ, услуг), с использованием которых осуществление товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности запрещается, а также перечень высоко ликвидных товаров уточняются ежеквартально Кабинетом Министров Украины по предложению Министерства внешних экономических связей и торговли, Министерства экономики, Министерства промышленной политики, Министерства агропромышленного комплекса, Министерства финансов, представляемому в Кабинет Министров Украины не позднее 25 числа месяца, следующего за этим периодом.

        Превышение установленных сроков ввоза товаров (выполнения работ, предоставления услуг), которые импортируются по бартерным договорам, предусматривающим производственную кооперацию, консигнацию, комплексное строительство, поставку сложных технических изделий, товаров специального назначения, допускается при наличии у субъекта внешнеэкономической деятельности Украины, который является стороной соответствующего бартерного договора, разового индивидуального разрешения, выдаваемого Министерством внешних экономических связей и торговли Украины в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

       Порядок отнесения бартерных договоров к предусматривающим производственную кооперацию, консигнацию, комплексное строительство, поставку сложных технических изделий, товаров специального назначения определяет Кабинет Министров Украины.

       Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04.99 г. № 756 утвержден Порядок отнесения бартерных договоров к предусматривающим производственную кооперацию, консигнацию, комплексное строительство, поставку сложных технических изделий и товаров специального назначения.                                   

       Бартерные договоры относятся к предусматривающим:

            1) производственную кооперацию - в случае, если по этим договорам осуществляются операции по поставке сырья, материалов, узлов, деталей, запасных частей, заготовок полуфабрикатов, комплектующих и других изделий отраслевого и межотраслевого назначения, технологически взаимосвязанных и необходимых для общего изготовления конечной продукции, а также операции по предоставлению услуг по проектным и ремонтным работам, техническому обслуживанию и технологическим операциям;

            2) консигнацию - в случае, если по этим договорам осуществляются операции по реализации товаров, при которых одна сторона (консигнатор) обязуется по поручению другой стороны (консигнанта) в течение определенного времени (срока действия соглашения консигнации) за обусловленное вознаграждение продать с консигнационного склада от своего имени товары, которые принадлежат консигнанту;

       3) комплексное строительство в случае, если по этим договорам осуществляются операции по выполнению проектных и проектно-поисковых работ, передаче “ноу-хау” в области строительства и производства строительных материалов, конструкций, выполнению строительно-монтажных и специальных строительных работ, в том числе при выполнении договоров о реализации проектов по схеме встроить - эксплуатировать - передавать” (Вuild - Operate - Transfer), осуществление шефмонтажа и автор­ского надзора в строительстве, выполнение пуско-наладочных и гарантийных работ и услуг, а также поставка машин и механизмов, материалов, оборудования, строительных конструкций и материалов для выполнения указанных работ;

       4) поставку сложных технических изделий - в случае, если по этим договорам осуществляются операции по поставке оборудования частями или технических изделий, требующих установки, монтажа, наладки, гарантийного обслуживания и ввода их в действие на месте эксплуатации, а также поставки сложных технических изделий, срок производства и транспортировки которых превышает 90 дней;

       5) поставку товаров специального назначения - в случае, если по этим договорам осуществляются операции по поставке товаров, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.

       Представление заключений об отнесении бартерных  договоров к предусматривающим производственную кооперацию, консигнацию, комплексное строительство, поставку сложных технических изделий и товаров специального назначения с обоснованием причин превышения сроков, указанных в части второй статьи 2 Закона Ук­раины “О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности”, возлагается по договорам:

       1) комплексного строительства - на Госстрой с привлечением заинтересованных министерств и иных центральных органов исполнительной власти;

       2) поставки сложных технических изделий - на Минпромполитики, Минэнерго, Минуглепром; Минтранс, Госнефтегазпром, Государственный комитет связи и информатизации, Комитет медицинской и микробиологической промышленности. Госрыбхоз;

       3) поставки продукции для нужд ядерной энергетики - на Минэнерго;

       4) консигнации - на МВЭСторг;

       5) производственной кооперации в:

·                    топливно-энергетическом комплексе - на Минэнерго, Минуглепром;

·                    машиностроении, производстве военно-технической продукции, металлургической промышленности, химической промышленности, деревообрабатывающей и мебельной промышленности, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности - на Минпромполитики;

·                    отрасли связи - на Государственный комитет связи и информатизации;

·                    отрасли транспорта - на Минтранс;

·                    строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве - на Госстрой;

·                    промышленности строительных материалов - на Укрстройматериалы;

·                    медицинской промышленности - на Комитет медицинской и микробиологической промышленности;

·                   сельском хозяйстве, пищевой и винодельческой промышленности - на Минагропром;              

·                    рыбном хозяйстве - на Госкомрыбхоз.

        Заключение представляется в десятидневный срок с момента представления субъектом внешнеэкономической деятельности документов для рассмотрения. В случае предоставления положительного заключения министерство или другой центральный орган исполнительной вла­сти определяет период возможного превышения срока расчетов по бартерному договору.

        Порядок выдачи разового индивидуального разрешения на превышение установленных сроков ввоза товаров (выполнения работ, предоставления услуг), которые импортируются по бартерным договорам, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.08.99 г. № 1489, предусматривает, что разовое индивидуальное разрешение на превышение установленных статьей 2 Закона Украины “Об урегулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэко­номической деятельности” сроков ввоза на таможенную территорию Украины товаров (выполнения работ, предоставления услуг), которые импортируются по бартерным договорам, предусматривающим производственную кооперацию, консигнацию, комплексное строительство, поставку сложных технических изделий, товаров специального назначения (далее - разовое индивидуальное разрешение), выдается субъектам внешнеэкономической деятельности, которые являются стороной соответствующего бартерного договора, МВЭСторгом[7].

        Для получения разового индивидуального разрешения субъект внешнеэкономической деятельности не позднее 15 календарных дней по истечении установленного указанным Законом срока ввоза на таможенную террито­рию Украины товаров (выполнения работ, предоставления услуг), которые импортируются по бартерным договорам, представляет:

·                    заявку на получение разового индивидуального разре­шения, заполненную по форме, установленной МВЭСторгом;

·                    заключение министерства или другого центрального органа исполнительной власти об отнесении бартерного договора, по которому импортируются товары (выполняются работы, предоставляются услуги), к предусматривающим производственную кооперацию, консигнацию, комплексное строительство, поставку сложных технических изделий, товаров специального назначения, с определением периода возможного превышения сроков ввоза на таможенную территорию Украины этих товаров (выполнения работ, предоставления услуг), выданное в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 апреля 1999 г. № 756 “О некоторых вопросах регулирования товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности”;

·                    заключение Минэкономики об обоснованности причин и необходимости продления срока ввоза на таможенную территорию Украины товаров (выполнения работ, предоставления услуг), которые импортируются по бар­терным договорам;

·                    копию бартерного договора, по которому импортируются товары (выполняются работы, предоставляются услуги), с обязательным указанием юридического адреса и банковских реквизитов иностранного субъекта хозяйственной деятельности. В случае, если текст договора изложен на иностранном языке, прилагается письменный перевод, выполненный и заверенный в установленном порядке;

·                    копии грузовых таможенных деклараций на экспорт и импорт товаров (выполнение работ, предоставление услуг) по соответствующим бартерным договорам, заверенные в установленном порядке;

·                    копию свидетельства о государственной регистрации субъекта внешнеэкономической деятельности, заверенную в установленном порядке.

       Решение о выдачи или отказе в выдаче субъекту внешнеэкономической деятельности разового индивидуального разрешения принимается на заседании Комиссии не позднее 15 рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.

       В выдаче разового индивидуального разрешения субъекту внешнеэкономической деятельности может быть отказано, если:

·                    нарушен установленный пунктом 2 этого Порядка срок обращения в МВЭСторг для получения указанного разрешения;

·                    представленные документы не соответствуют указанным выше требованиям (если в течение установленного срока будут устранены эти недостатки, вопрос рассматривается повторно);

·                    к субъекту внешнеэкономической деятельноcти, который обратился в МВЭСторг для получения разового индивидуального разрешения, применены специальные санкции согласно статье 37 Закона Украины ''О внешнеэкономической деятельности”;

·                    в других случаях, предусмотренных законодательством.

        Об отказе в выдаче разового индивидуального разрешения (с обоснованием его причин) сообщается заявителю в письменной форме.

        Решение Комиссии об отказе в выдаче разового индивидуального разрешения может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством.

        1.3 Порядок осуществления бартерных операций, применение штрафных санкций.

         Достоинством Закона от 23.12.98 г. является то, что в нем детально урегулирована процедура действий субъектов внешнеэкономической деятельности при переоформлении бартерного договора.

        В случае, если вместо поставок товаров (работ, услуг), импортируемых по бартерному договору, ино­странный контрагент исполняет свои обязательства путем перечисления средств на счет субъекта внешнеэкономической деятельности Украины - стороны договора, основанием для контроля таможенного органа вопроса относительно импортной части по бартерному договору является представление указанным субъектом в таможенный орган справки уполномоченного банка о поступлении средств в счет этого договора в установленные законодательством Украины сроки на сумму, эквивалентную стоимости товаров (работ, услуг), указанных в договоре, и копии дополнительных соглашений, которые обуславливают изменение характера договора.

            В случае изменения условий договора, предусматривающего замену обязательств по оплате товара иностранным контрагентом в денежной форме на обязательства по поставке товаров (работ, услуг), украинский поставщик представляет копии договора и дополнительных 8 соглашений в орган Государственной налоговой службы Украины.

            При осуществлении бартерных операций в области внешнеэкономической деятельности следует учитывать письмо Государственной налоговой администрации Украины от 25.03.96 г. № 22-112/10-1978 “О бартерных операциях”[8]. Согласно этому письму неприменение соответствующих штрафных санкций в случае поступления от иностранного партнера денежных средств за отгруженный на экспорт товар по бартерному контракту возможно только при условии изменения условий контракта с бартерного на экспортный и поступления выручки в установленные законодательством сроки. Если в счет осуществленного резидентом Украины экспорта по бартерному договору с нерезидентом частично поступает товар, предусмотренный импортной частью договора, а частично - иностранная валюта, то это должно быть урегулировано дополнительным соглашением к ранее заключенному бартерному договору путем изменений его условий с бартерного на экспортный на соответствующую долю.

       Если импортную часть бартерного контракта резидент Украины получает на ее территории в виде готовой продукции, изготовленной из давальческого сырья иностранного заказчика, то резидент должен оформить ввозную грузовую таможенную декларацию на эту продукцию (без ее фактического ввоза в Украину), как это предусмотрено Законом Украины от 15.09.95 г. “Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях”[9].

       Исходя из этого письма Государственной налоговой администрации Украины, соответствующая грузовая таможенная декларация на импорт товаров является обязательным условием подтверждения получения импортной части любого бартерного контракта в области внешнеэкономической деятельности.

       В Законе Украины от 23.12.98 г., как и в ранее действовавшем Указе Президента Украины, предусмотрена санкция за нарушение 90-дневного срока ввоза товаров (выполнения работ, предоставления услуг), импортируемых по бартерному договору, - пеня за каждый день просрочки в размере 0,3 процента от стоимости неполученных товаров (работ, услуг), импортируемых по бартерному договору.

       В практике возник вопрос: какой срок исковой давности - общий или сокращенный - следует применять к искам, связанным со взысканием пени за просрочку ввоза на таможенную территорию Украины товаров по бартерным операциям в области внешнеэкономической деятельности и расчетов согласно Закону Украины “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте”?

        В соответствии с информационным письмом Высшего арбитражного суда Украины “О некоторых вопросах практики применения при разрешении споров отдельных норм действующего законодательства” от 21.06.99 г. № 01-8/292 [10], по смыслу части третьей статьи 2 Гражданского кодекса Украины отношения, возникающие вследствие применения налоговыми органами имущественной ответственности к субъектам внешнеэкономической деятельности за нарушение сроков зачисления выручки в иностранной валюте и ввоза товаров по бартерным операциям, не регулируются гражданским законодательством. Поэтому отсутствуют правовые основания для применения к этим отношениям статьи 72 Гражданского кодекса Укра­ины.

        Может ли считаться исполненным обязательство по бартерному контракту, если отсутствуют документы о пересечении товарами границы, то есть грузовая тамо­женная декларация?

            На этот вопрос Высший арбитражный суд в информационном письме от 21.06.99 г. № 01-8/292 отвечает следующим образом, В соответствии со статьей 11 Указа Президента Украины от 27.01.95 г. “О регулировании бартерных (товарообменных) операций в области внешнеэкономической деятельности” одним из обязательных условий применения соответствующих санкций является не ввоз на таможенную территорию Украины товаров по бартерной сделке в течение 90 календар­ных дней со дня таможенного оформления (даты выписки вывозной грузовой таможенной декларации) товаров, фактически экспортированных по этой сделке. Что же касается ввоза товаров, то он считается состоявшимся с момента оформления соответствующей грузовой таможенной декларации в порядке, установленном Положением о грузовой таможенной декларации, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 09.06.97 г. № 574 [11].

          Важной новеллой Закона является то, что если задолженность по бартерному договору возникла из-за обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора, указанные сроки приостанавливаются, пеня за их нарушение в течение действия этих обстоятельств не взыскивается. Наступление и окончание действия обстоятельств непреодолимой силы должны быть подтверждены справкой официального органа, уполномоченного государством, где такие обстоятельства имели место. Обстоятельства форс-мажора подтверждаются в установленном порядке (ст.3.2).

       Согласно ст.3.3 Закона в случае принятия судом, арбитражным судом. Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украи­ны либо другим уполномоченным арбитражем, в том числе в другой стране, искового заявления о взыскании задолженности, которая возникла в результате несоблюдения сроков и других условий, определенных бартерным договором, вышеуказанные сроки приостанавливаются и пеня за их нарушение в этот период не уплачивается.

       В случае принятия судом, арбитражным судом решения об отказе в иске полностью или частично либо прекращении (закрытии) производства по делу или оставлении иска без рассмотрения вышеуказанные сроки возобновляются и пеня за их нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были приостановлены. В случае частичного отказа в иске пеня начисляется только в той части, в которой было отказано.

       В случае принятия судом, арбитражным судом решения об удовлетворении иска пеня за нарушение указанных сроков не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом, арбитражным судом (ст.3.3).

       Подобная норма предусмотрена в Законе Украины “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте” от 23.09.94 г.[12], но она не распространялась на бартерные операции. Закон от 23.12.98 г. по сравнению с Законом от 23.09.94 г. называет более широкий круг судебных органов, куда вправе обратиться истец.

       Закон от 23.12.98 г., в отличие от ранее действовавшего законодательства,. предусматривает обязанность субъектов внешнеэкономической деятельности уведомлять таможенные или налоговые органы о факте осуществления экспорта товаров (работ, услуг) по бартерному договору. Субъекты внешнеэкономической деятельности Украины, которые осуществили экспорт или импорт работ, услуг по бартерному договору, обязаны в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ или предоставление услуг, уведомить органы Государственной таможенной службы Украины (если импортируются или экспортиру­ются по данному договору товары) или органы Государ­ственной налоговой службы Украины (если импортируются или экспортируются по данному договору работы или услуги) о факте осуществления экспорта товаров (работ, услуг). Непредставление или несвоевременное представление такой информации влечет за собой начисление пени в размере одного процента стоимости экспор­тированных товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки. Общий размер начисленной пени не может превышать стоимости экспортированных товаров (работ, ус­луг) (ст.3.4).

       В соответствии со ст.3.5 Закона от 23.12.98 г. органы Государственной налоговой службы Украины имеют право по результатам документальных проверок взыскивать в бесспорном порядке с субъектов внешнеэкономической деятельности Украины пеню, предусмотренную этой статьей.

       Таким образом, основные новеллы Закона Украины “О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности” от 23.12.98 г. следующие:

1. Общая стоимость импортируемых товаров и общая стоимость товаров (работ, услуг), экспортируемых по договору бартера, может быть выражена в любой иностранной валюте, отнесенной Национальным банком Украины к первой группе Классификатора иностранной валюты.

2. Сроки ввоза на таможенную территорию импортных товаров не должны превышать 60 календарных дней в случае экспорта по бартерному договору высоко ликвидных товаров, который исчисляется с даты оформления вывозной грузовой таможенной декларации.

3. При изменении условий договора бартера, предусматривающего замену обязательств относительно опла­ты иностранным контрагентом в денежной форме на обязательства по поставке товаров (работ, услуг), поставщик - резидент Украины должен представлять копии договора и дополнительных соглашений в орган Государственной налоговой службы Украины.

4. Срок, установленный Законом (90 дней, а для высоко ликвидных товаров - 60 дней), приостанавливается, и пеня за их нарушение не взыскивается, если:

а) задолженность по бартерному договору возникает из-за обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора;

б) при принятии судом, арбитражным судом. Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины либо другим уполномоченным арбитражем, в том числе в другой стране, искового заявления о взыскании задолженности, которая возникла вследствие несоблюдения сроков и других условий, определенных бартерным договором.

    5. Субъекты внешнеэкономической деятельности, которые осуществили экспорт или импорт товаров, работ, услуг по бартерному договору, обязаны в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ или предоставление услуг, уведомить органы Государственной таможенной службы Украины (при импорте или экспорте по договору товаров) или органы Государственной налоговой службы Украины (при импорте или экспорте работы или услуги) о факте осуществления экспорта товаров (работ, услуг). За каждый день непредставления или несвоевременного представления указанной информации начисляется пеня в размере одного процента стоимости экспортированных товаров (работ, услуг).                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 В результате работы установлено следующее:

1.      Товарообменная (бартерная) операция в области внешнеэкономической деятельности — это один из видов экспортно-импортных операций, оформленных, бартерным договором или договором со смешанной формой оплаты, которым частичная оплата экспортных (импортных) поставок предусмотрена в натуральной форме, между субъектом внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектом хозяйственной деятельности, предусматривающий сбалансированный по стоимости обмен товарами, работами, услугами в любом сочетании, не опосредованный движением средств в наличной или безналичной форме.

2.      Специфика правового регулирования бартерных операций нашла свое отражение в Законе Украины ''Об урегулировании товарообменных (бартерных) операций в области ВЭД'' от 23 декабря 1998 года.

3.      Общая стоимость импортируемых товаров и общая стоимость товаров (работ, услуг), экспортируемых по договору бартера, может быть выражена в любой иностранной валюте, отнесенной Национальным банком Украины к первой группе Классификатора иностранной валюты.

4.        Предельный срок между экспортом товаров по бартерному договору и встречным импортом - 90 календарных дней. В случае экспорта по бартерному договору высоко ликвидных товаров сроки ввоза на таможенную территорию Украины импортных товаров не должны превышать 60 календарных дней с даты оформления вывозной грузовой таможенной декларации.

5.      Срок, установленный Законом (90 дней, а для высоко ликвидных товаров - 60 дней), приостанавливается, и пеня за их нарушение не взыскивается, если:

а) задолженность по бартерному договору возникает из-за обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора;

б) при принятии судом, арбитражным судом. Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины либо другим уполномоченным арбитражем, в том числе в другой стране, искового заявления о взыскании задолженности, которая возникла вследствие несоблюдения сроков и других условий, определенных бартерным договором.

6.      Предусмотрена санкция за нарушение 90-дневного срока ввоза товаров (выполнения работ, предоставления услуг), импортируемых по бартерному договору,  пеня за каждый день просрочки в размере 0,3 процента от стоимости неполученных товаров (работ, услуг), импортируемых по бартерному договору.

7.      Распространенность бартерных операций в Украине вызвана экономическим кризисом, сопровождающимся кризисом неплатежей, что и заставляет предпринимателей ограничивать  расчеты деньгами и осуществлять обмен товарами.

Причинами бартериализации являются:

·        Сохранение системы картотеки;

·        Начисление НДС за оплатой отгруженной продукции;

·        Неэффективность механизма банкротства;

·        Расширение межгосударственных товарообменных схем после ликвидации ограничений на экспорт отдельных видов продукции в страны СНГ по бартеру;

·        Нежелание правительства полностью запретить бартерные взаимозачеты с центральными и особенно местными бюджетами;

·         Вызванное кризисом и, соответственно, усилением монетарной политики, уменьшение доступности кредитных ресурсов;

·        Постоянное проведение правительством товарного кредитования отдельных отраслей через Госрезерв с возвратом готовой продукции.

8.      Разработаны рекомендации по уменьшению бартерных операций в Украине. К ним относятся:

·        Запрет  бартерного взаимозачета с центральными и особенно местными бюджетами;

·        Увеличение доступности кредитных ресурсов;

·        Уменьшение   проведения  товарного кредитования отдельных отраслей через Госрезерв с возвратом готовой продукции.

·        Необходимость изучить влияние законов ''О налогообложении прибыли предприятий'' и  ''О налоге на добавленную стоимость'' на сокращение товарообменных операций и увеличение поступлений в бюджет; При необходимости пересмотреть  и усовершенствовать налоговую политику, финансово- кредитную систему, принять реальный бюджет;

·        Разработка меры по наполняемости оборотных средств;

·        Предложен механизм экономического стимулирования: за каждый процент сокращения бартерных операций предприятие имеет право направить такую же часть налога на прибыль на пополнение собственных оборотных средств[17];

·        Одно из главных направлений реанимации предприятий промышленного и агропромышленного комплекса – возобновление внутренних и внешних рынков сбыта продукции. Эта проблема может быть успешно решена через усиление таможенно – тарифного регулирования, направленного на защиту внутреннего рынка от импортной продукции, спрос на которую полностью удовлетворяется отечественными производителями;

·        Более комплексно проблема сокращения бартерных операций найдет свое решение в контексте мер по уменьшению дебиторской задолженности, взаимозадолженности между предприятиями, которые будут разработаны Министерством экономики совместно с рабочей группой по результатам проведенной в соответствии с распоряжением Кабинета министров Украины   873  всеобщей инвентаризации дебиторско - кредиторской задолженности.

 

    Перечень ссылок

 

1.      Закон Украины ''Об урегулировании товарообменных (бартерных) операций в области ВЭД'' от 23.12.98г.

2.      Указ Президента Украины ''О регулировании бартерных операций в области ВЭД'' от 27.01.95г. № 84/95.

3.      Закон ''О налогообложении прибыли предприятий''.

4.      Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 19.08.98г. №97/10/16-1217.

5.      Письмо министерства юстиции Украины от 15.10.98г. № 13-35-1308.

6.      Постановление Кабинета Министров Украины ''О некоторых вопросах регулирования товарообменных (бартерных) операций в области ВЭД'' от 29.04.99г. № 756.

7.      Постановление Кабинета Министров Украины от 13.08.99г. № 1489.

8.      Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 25.03.96г. № 22-112/10-1978 ''О бартерных операциях''.

9.      Закон Украины от 15.09.95г. ''Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях''.

10.  Информационное письмо Высшего арбитражного суда Украины ''О некоторых вопросах практики применения при разрешении споров отдельных норм действующего законодательства'' от 21.06.99г. № 01-8/292.

11.  Положение Кабинета Министров Украины ''О грузовой таможенной декларации'' от 09.06.97г. № 574.

12.  Закон Украины '' О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте'' от 23.09.94г.

13.  Внешнеэкономический бартер: вопросы и ответы // Бизнес  Бухгалтерия. – 6 сентября 1999. - № 36 (347). – С. 100 –102.

14.  Новое в законодательстве о внешнеэкономическом бартере // Бизнес  Бухгалтерия. – 27 декабря 1999. - № 43 (354). – С. 99 –104.

15.  Бартер и обычные цены при экспорте и импорте // Бизнес  Бухгалтерия. – 14августа 2000. - № 33 (396). – С. 42 –45.

16.  Бизнес: Газета украинской буржуазии. – 12 октября 1998, № 41 (300). – Издательство ''Блиц-информ''.

17.  Бизнес: Газета украинской буржуазии. – 14 декабря 1998, № 50(309). – Издательство ''Блиц-информ''.

18.  Бизнес: Газета украинской буржуазии. – 10 августа 1998, № 32(291). – Издательство ''Блиц-информ''.

19.  Бизнес: Газета украинской буржуазии. – 16 февраля 1998, № 6(265). – Издательство ''Блиц-информ''.

20.  Бизнес: Газета украинской буржуазии. –  13 апреля 1998, № 14(273). – Издательство ''Блиц-информ''.

21.  Бизнес: Газета украинской буржуазии. – 24 августа 1998, № 34(293). – Издательство ''Блиц-информ''.

22.  Бизнес: Газета украинской буржуазии. – 19 октября 1998, № 42 (301) . – Издательство ''Блиц-информ''.

23.  Бизнес: Газета украинской буржуазии. –  30 октября 2000, № 44(407). – Издательство ''Блиц-информ''.

24.  Квартальнi передбачення: дослiдження економiки Украiни. – сiчень 1998. – К.: Мiжнародний центр перспективних дослiджень.

25.  Квартальнi передбачення: дослiдження економiки Украiни. – липень 1998. – К.: Мiжнародний центр перспективних дослiджень.

26.  Квартальнi передбачення: дослiдження економiки Украiни. – жовтень 1998. – К.: Мiжнародний центр перспективних дослiджень.

27.  Квартальнi передбачення: дослiдження економiки Украiни. – квiтень 1999. – К.: Мiжнародний центр перспективних дослiджень.

28.  Квартальнi передбачення: дослiдження економiки Украiни. – жовтень 1999. – К.: Мiжнародний центр перспективних дослiджень.

29.  Квартальнi передбачення: дослiдження економiки Украiни. – липень 2000. – К.: Мiжнародний центр перспективних дослiджень.

30.  Демонетизация экономики и построение экономики Украины / И. Жиляев // БизнесИнформ. – 1999.- № 7-8. – С. 43-48.

31.  Соцiально- економiчне становище Украiни за 1999 рiк // Статистика Украiни: науково- iнформацiйний журнал – 2000. - № 1.

32.  Соцiально- економiчне становище Украiни за 1 пiврiччя 2000 року // Статистика Украiни: науково- iнформацiйний журнал – 2000. - № 2.