Бойко Г. Г. Экспериментальные исследования процесса формирования максимальных крутильных нагрузок в трансмиссии установки для безлюдной выемки угля.// Известия вузов. Горный журнал. - 1998. -№2.
http://www.mine.donntu.ru/fm/1998-2/25.html





УДК 622.232.06

Экспериментальные исследования процесса формирования максимальных крутильных нагрузок в трансмиссии установки для безлюдной выемки угля.

Инж.Г.Г.Бойко (Донгипроуглемаш)

В последнее время в угольной промышленности Украины заметна тенденция снижения добычи угля комбайновым способом, в том числе из-за исчерпания запасов залежей угольных пластов средней мощности [1]. В этих условиях актуальной становится задача создания эффективных средств безлюдной выемки угля для пластов мощностью менее 0,8м [2].

Настоящая работа направлена на совершенствование и развитие методов исследования и расчета на прочность трансмиссий буровых и выемочных машин для безлюдной выемки угля. Ниже приведены результаты исследований процесса формирования максимальных крутильных нагрузок на натурном стенде, включающем экспериментальную установку для безлюдной выемки угля, разработанную в Донгипроуглемаше.

Экспериментальные исследования выполнялись с целью:

установления закономерностей формирования и обоснования методов расчета максимальных нагрузок;
определения динамических параметров системы: крутильной податливости, скорости распространения упругой волны, скорости и времени нарастания максимальных пиковых нагрузок.

На рис.1 приведена схема камеровыемочной установки с представительной кинематической структурой.

Рис.1. Кинематическая схема установки

При исследовании максимальных крутильных нагрузок, возникающих в трансмиссии привода выемочной машины, на стенде были установлены сдвоенный редуктор 1 привода шнеков с двумя асинхронными электродвигателями 2 типа ЭДК3,5-УКР с номинальной мощностью по 70кВт каждый, выемочная машина 4 и 10 шнековых секций 3, передающих вращение от редуктора привода шнеков к исполнительным органам 7 выемочной машины. Выемочная машина имела два кинематически связанных исполнительных органа в виде барабанов с вертикальной осью вращения.

Общая длина трансмиссии от резца на исполнительном органе до ротора двигателя (длина пробега упругой волны в одну сторону) составила L=17м, в том числе длина валов шнековой трансмиссии, редуктора привода шнеков и выемочной машины соответственно составила 12,68м, 1м и 3,32м. Тензодатчики ТД1 и ТД2 были установлены соответственно на левом и правом валах редуктора привода шнеков. Запись крутящих моментов производилась осциллографом типа 9SO-1F2 фирмы RFT.

Необходимый уровень начальной нагрузки создавался тормозным устройством путём зажатия специальными тормозными колодками шкивов, установленных на исполнительных органах. В этих опытах средняя нагрузка на исполнительных органах устанавливалась такая, чтобы при ударе уменьшить вероятность раскрытия зазоров в зубчатых зацеплениях трансмиссии, а также для создания условий для развития волновых процессов формирования максимальных пиковых нагрузок. Условия экспериментов отличались друг от друга только установкой начальной средней нагрузки. Средняя мощность двигателей при работе машины записывалась самопишущим ваттметром типа Н379.

Ударные нагрузки создавались путём разрушения резца И90, устанавливаемого в кулак исполнительного органа, при встрече его с жёстким препятствием. Препятствие создавалось откидной стальной болванкой 6 (рис.1), поворачивающейся на оси во время установившегося вращения исполнительных органов. Для предотвращения сдвига выемочной машины от удара при преодолении жёсткого препятствия её корпус был притянут швеллером к установочной плите специальными шпильками.

При необходимости, разъединение ветвей трансмиссии производилось путём демонтажа конической передачи 5 в редукторе выемочной машины.

Наиболее чёткие результаты измерений ударных крутильных нагрузок при работе установки с одной (левой) ветвью трансмиссии приведены в таблице 1 и на рис.2, а при работе установки с двумя кинематически связанными ветвями трансмиссии приведены в таблице 2 и на рис.3.

Средняя скорость распространения упругой волны по трансмиссии данной конструкции составляет 1080м/с [3],а среднее время пробега упругой волной от исполнительного органа до ротора электродвигателя можно определить как: ? = L / a = 0,016с.

В таблице 1 приняты следующие обозначения измеряемых показателей (все параметры приведены к ротору двигателя): N – предварительная начальная средняя нагрузка, создаваемая путём зажатия тормозными колодками шкивов, установленных на исполнительных органах, кВт; ?нач начальная угловая скорость двигателя, соответствующая начальному моменту Мнач по его механической характеристике, рад/с; Mнач – начальный крутящий момент в системе, предшествующий возникшему упругому импульсу, Нм; Мmax – максимальный крутящий момент в трансмиссии, измеренный в опытах по осциллограммам, Нм: Мmax= Мнач + Мдин ; Мдин динамическая составляющая максимальной нагрузки, Нм; tнн - время нарастания нагрузки, с; Vнн – скорость нарастания нагрузки, Нм/с: Vнн = Мдин / tнн; Мимп – расчётное (теоретическое) значение динамической составляющей максимальной нагрузки, соответствующее действию первой упругой волны по расчётам, выполненным в работе [4], Нм.

Таблица 1 Результаты измерений ударных крутильных нагрузок при работе установки с одной (левой) ветвью трансмиссии

Обозначение

показателей

Ед.

изм.

Величина показателей

Номер опыта

1

2

3

4

5

N

кВт

3-5

30

30

35

45

?нач

с-1

152

155

155

154

145

tнн

с

0,042

0,042

0,029

0,035

0,017

Vнн

Нмс-1

29290

23810

38130

30330

53210

Mнач

Нм

323

108

122

230

892

Mmax

Нм

1548

1107

1225

1294

1793

Mдин

Нм

1225

999

1103

1064

901

Mимп

Нм

1060

1080

1080

1070

1010

Дополнительные обозначения показателей, принятых в таблице 2, при двух работающих ветвях трансмиссии: Мнач.лев., Мнач.прав, М?нач. – начальные крутящие моменты соответственно в левой и в правой ветвях и суммарный начальный момент в трансмиссии, Нм;

М?нач. = Мнач.лев.+ Мнач.прав.;

Мmax.лев.,Мmax.прав.,М?max. – максимальные крутящие моменты в импульсе соответственно в левой и в правой ветвях и суммарный максимальный крутящий момент в трансмиссии, Нм; Мдин.лев., Мдин.прав., М?дин. – динамическая составляющая максимальной нагрузки, полученная в опытах, соответственно в левой и в правой ветвях, и суммарный динамический момент в системе, Нм; Vнн.лев., Vнн.прав., V?ннп. – скорость нарастания нагрузки в левой и в правой ветвях и суммарная в системе, Нм/с.

Из приведенных в таблицах 1 и 2 данных видно, что время нарастания нагрузки tнн не превышает 3?: tнн<3?. ??о объясняется отсутствием развития в полной мере волнового процесса формирования максимальной нагрузки Мmax в сечении вала, примыкающем к электродвигателю, когда через время 3? от момента встречи с жёстким препятствием вслед за прохождением первой упругой волны должно накладываться действие второй упругой волны. Волновой процесс формирования максимальной нагрузки может иметь несколько этапов нарастания через промежутки времени, равные 2?.

Максимальное значение крутящего момента Мmax в импульсе, приведшем к поломке конической передачи 5, рис.1 в трансмиссии, достигнуто в опыте №5 при самом высоком значении начального крутящего момента Мнач.5 и самом низком значении динамической составляющей Мдин.5 в системе с одной ветвью трансмиссии.

Таблица 2 Результаты измерений ударных крутильных нагрузок при работе установки с двумя кинематически связанными ветвями трансмиссии

Обозначение

показателей

Ед.

изм.

Величина показателей

Номер опыта

6

7

8

N

кВт

25

45

45

?нач

с-1

155

155

155

tнн

с

0,04

0,037

0,037

Vнн.лев.

Нм.с-1

16540

14120

11230

Vнн.прав.

Нм.с-1

14550

17480

15710

V?нн.

Нм.с-1

31090

31600

26940

Mнач.лев.

Нм

77

108

77

Mнач.прав.

Нм

96

16

64

M?нач.

Нм

173

124

141

Mmax.лев.

Нм

740

630

490

Mmax.прав.

Нм

680

660

645

M?max.

Нм

1420

1290

1135

Mдин.лев.

Нм

660

520

415

Mдин.прав.

Нм

580

650

580

M?дин.

Нм

1240

1170

995

Mимп

Нм

1080

1080

1080

Максимальное значение динамической составляющей Мдин импульса получилось в опыте №1, но при значительно меньшем значении начального крутящего момента Мнач.1 .

Создание высоких импульсных нагрузок в опытах и прохождение их в трансмиссии ограничивается запасом прочности деталей, воспринимающих эти нагрузки, приводит к их разрушению. Этим и объясняются трудности выполнения и высокая стоимость рассматриваемых исследований.

По осциллографическим записям см. рис.2 и 3 крутящих моментов видно, что ударные импульсы имеют затянутый задний фронт и имеют существенные нелинейности в верхней части переднего и заднего фронтов импульса.

При максимально достигнутой скорости нарастания нагрузки в опыте №5 время нарастания составило: tнн = 0.017с. В этом случае длина переднего фронта по валу оценочно составляет lф = tннa = 18,4м, в то время, как общая длина трансмиссии от исполнительного органа до ротора двигателя не превышала 17м.

По всей вероятности, этим в основном и объясняются некоторые нелинейности переднего и заднего фронтов упругой волны, когда в трансмиссии длиной L меньше lф происходит частичное наложение отражённой упругой волны от близко расположенного ротора двигателя, а также условиями зажатия шкивов в момент нарастания нагрузки.

Для длин трансмиссии L > lф искажения в формировании импульсных нагрузок будут меньше.

При расчёте [4] переходных процессов для машин, включающих звено с распределёнными параметрами, выполненных на основе волновых представлений о процессе формирования максимальных нагрузок, получена зависимость для расчёта максимально возможной амплитуды первого импульса Мимп упругой волны при известных начальных условиях и волновых параметрах системы:

Мимп = 2?нач /? ,

где ? – волновое сопротивление трансмиссии, 1/Нмс:

где k1 – податливость единицы длины трансмиссии, 1/Нм2; k2 – момент инерции единицы длины трансмиссии, Н.с2.

Для рассматриваемой установки k1 = 2,82•10-4 1/Нм2, k2 = 32,6•10-4 Нс2, ? = 0,294 1/Нмс, а расчётное значение максимальной амплитуды импульса при номинальных начальных условиях составляет Мимп = 1040 Нм.

В таблицах 1 и 2 приведены расчётные значения амплитуды первого импульса Мимп упругой волны для сравнения с экспериментальными данными по динамической составляющей Мдин максимальной ударной нагрузки Мmax.

Расхождение между значениями натурного эксперимента и расчётов по приведенной выше зависимости не превышает 14%.

Из данных таблицы 2 следует, что при работе двух параллельных ветвей трансмиссии, кинематически связанных у исполнительного органа, препятствие преодолевается двумя ветвями одновременно за один и тот же отрезок времени нарастания нагрузки tнн, но динамические составляющие максимальной нагрузки (импульсы) в ветвях трансмиссии могут быть как равными так и неравными по амплитуде, рис.3.

Скорости нарастания нагрузки Vнн.лев. и Vнн.прав. в каждой из ветвей пропорциональны возникшим в них динамическим импульсам нагрузки Мдин.лев. и Мдин.прав., так как время нарастания нагрузки tнн одно и тоже, как для каждой ветви в отдельности, так и для системы в целом, а скорость нарастания V?нн. суммарной нагрузки М?дин.в сдвоенной трансмиссии такого же порядка, как если бы трансмиссия состояла из одной ветви: Vнн.лев. + Vнн.прав. = V?нн..

В тех случаях, когда в обеих ветвях трансмиссии возникают равные импульсы (Мдин.лев. = Мдин.прав.), то скорости нарастания импульсной нагрузки в них тоже одинаковы и равны половине значения скорости нарастания суммарной импульсной нагрузки в трансмиссии: Vнн.лев. = Vнн.прав. = 0,5V?нн.

На наш взгляд, существенная неравномерность максимальных нагрузок Мmax.лев. и Мmax.прав. в кинематически связанных параллельных ветвях трансмиссии при работе установки в реальных условиях получается, например, из-за различных начальных условий Мнач.лев. и Мнач.прав. возникновения импульса в них, а также из-за рассогласования (расфазировки) работы зубчатых или цепных передач на силовом конце трансмиссии у исполнительного органа.

Выполненные экспериментальные исследования и расчёты позволяют сделать следующие выводы:

  1. даже в жёстких условиях стопорения при стендовых исследованиях процесса формирования максимальных импульсных нагрузок развитие волнового процесса в полной мере не наблюдалось;

  2. некоторое влияние волнового процесса проявляется в виде частичного наложения отражённой первой упругой волны, увеличения времени нарастания и удержания импульсной нагрузки, появления существенных нелинейностей в верхней части переднего и заднего фронтов упругой волны, а также в виде затягивания заднего фронта упругой волны;

  3. время формирования tнн ударного импульса в относительно короткой экспериментальной установке в сечении вала, примыкающем к ротору двигателя, не превышало 3?;

  4. значения амплитуды импульсов Мимп упругой волны, полученные расчётным путём, хорошо согласуются с экспериментальными данными измерений динамической составляющей Мдин максимальных пиковых нагрузок Мmax;

  5. при работе двух параллельных, кинематически связанных у исполнительного органа ветвей трансмиссии ударная нагрузка воспринимается в общем случае двумя ветвями неодинаково.

Библиографический список

1. Р.Е.Пасынков, В.Б.Молчанов. Состояние и перспективы развития бурошнековой техники. Ж. “Уголь Украины”, №7, 1996г. С.23-27.

2. В.Б.Молчанов, Р.Е.Пасынков. Создание бурошенковой машины для разработки тонких пластов. Мiжнародна конференцiя, “Сучаснi шляхи розвитку гiрничого обладнання i технологiй переробки мiнеральноi сировини”, присвячена 60-рiччю кафедри гiрничих машин. Днiпропетровськ – 1997 р. С.53-54.

3. Г.Г.Бойко, М.Ф.Зверев. Определение скорости распространения упругой деформации сдвига в шнековых валах. Ж. “Горные машины и автоматика”, №7, 1975 г., ЦНИЭИуголь, Москва. С.35-37.

4. А.А.Ахмедов, А.И.Мамедов, Н.Х.Алиев, Г.Г.Бойко. Исследование переходного процесса в электроприводе, включающем звено с распределёнными параметрами. Ж. “За технический прогресс”, №9, Баку, 1975г. С.22-24.

г Г.Г.Бойко, 1998