Канд. техн. наук Е.Л.Беляева (ДонГТУ) "Проблемы экологии" // Общегосударственный научно-технический журнал - Донецк: ДонГТУ - 1998.- С. 45-47.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ISO14000 И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В УКРАИНЕ

     Последние десятилетия характеризуются всеобщим вниманием к экологическим проблемам. Однако результаты поисков в этом направлении еще недостаточны, а последствия в ряде областей человеческой деятельности катастрофические. Одной из важнейших причин малоэффективного природопользования при производственной деятельности, является отсутствие глобальных моделей управления экологическими процессами, слабая проработанность методологии создания и развития систем производственно-хозяйственной экологии. Такая методология должна строиться на основе системного подхода. Ответственной при этом является роль государства. На конференции глав государств, входящих в ООН, (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) впервые было сформулировано понятие “экологического менеджмента материальных потоков” как целенаправленной ответственной, целостной и эффективной организации потока материалов для производства определенного продукта с привлечением всех участников производственной цепи. Разработаны инструменты экологического менеджмента (касающиеся каждого участника) трех уровней: общественно-государственный, государственно-административный и производственный.
     Показателен в этом отношении опыт передовых западных стран, которые уже разработали ряд систем управления и добились значительных экологических успехов. Анализ этих систем позволяет выявить методологию последовательности этапов решения задач экологического управления, полезную к применению в Украине.
     На первом этапе экологического управления выявляются проблемы, обусловленные воздействием производств на окружающую среду. Эти проблемы выявляются государственными природоохранными службами, а также научными организациями, общественными объединениями. Их роль высока, а доступ к информации о состоянии природной среды закреплен законодательно. В Украине такая работа также проводится, но имеет массу недостатков. Это обусловлено тем, что контроль состояния окружающей среды осуществляется метеорологическими службами, оснащенными морально и физически устаревшими приборами контроля. Оценку состояния здоровья населения осуществляют службы здравоохранения, которые не определяют влияния на него загрязнения окружающей среды. Наконец, роль общественного фактора в решении экологических проблем в Украине пока незначительна. Общественное экологическое движение находится в зачаточном состоянии, а накопленный опыт недостаточен.
     На втором этапе природоохранного управления оценивается риск от загрязнения окружающей среды для здоровья населения. Оценка производится двумя путями: использование фактической базы данных о концентрациях вредных веществ в зонах обитания, и изучение (по клиническим показаниям) их воздействия на здоровье всего населения в целом.
     Третий этап посвящен управлению риском, оценка которого произведена на втором этапе. Он включает два аспекта:
применение стандартов качества окружающей среды;
разработка общегосударственных, региональных и городских планов защиты окружающей природной среды.      Стандарты качества направлены, прежде всего, на нормирование концентрации вредных веществ в окружающей среде. В различных странах они содержательно отличаются, однако в современных условиях наблюдается тенденция к их унификации. В европейских стандартах различают показатели и величины, к которым нужно стремиться, т.е. достаточные цели, которые рассматриваются в качестве желательного уровня состояния окружающей среды. Особенностью разработки стандартов является учет технологических возможностей их достижения, экономические и политические условия в данной стране. Это обусловлено тем, что обеспечение требований любого стандарта — задача технически сложная и дорогостоящая. В стандарте можно поставить жесткие рамки показателей, но выполнить их окажется весьма затруднительно.
     В Украине действовали нормативы на качество окружающей среды, которые были разработаны еще в СССР. Эти стандарты создавались по клиническим показателям. Другие факторы не учитывались. В связи с этим нормативы на качество окружающей среды в Украине более жесткие, чем в западных странах. Их исполнение зачастую нереально, что приводит к нарушениям. Последнее усугубляется тем, что контроль исполнения нормативов в стране слабый, а штрафы за нарушение — низкие. Для предприятия удобнее нарушать, чем выполнять нормативы, поэтому одним из основополагающих мер экологического управления в Украине, должен стать процесс пересмотра существующих стандартов на качество окружающей среды.
     Такой пересмотр должен осуществляться также с позицией равноправного партнерства с промышленно-развитыми западными странами, исключения экономического конфликта с ними. Сущность ситуации заключается в следующем. Западные страны давно живут по международным экологическим стандартам качества. Эти стандарты требуют, чтобы производимая продукция была экологически чистой в употреблении. Последнее, как правило, неукоснительно обеспечивается производителями. Одновременно правила охраны окружающей природной среды, действующие внутри высокоразвитых государств, требуют, чтобы производство экологически чистой продукции было экологически безопасным для населения и природы в целом зоне расположения промышленного или иного производства. Для выполнения последней части требований западные страны затрагивают огромные средства, разрабатывают уникальные природоохранные мероприятия, что существенно удорожает производимую ими продукцию.
     В то же время в большинстве стран планеты аналогичные требования ослаблены или вообще не предъявляются к производителям. В результате продукция этих стран не сертифицирована, (т.е. неизвестного происхождения), изготавливается в экологическо-опасных условиях, а, следовательно, без применения природоохранных мероприятий и без дополнительных финансовых затрат. Она отличается дешевизной. Такая продукция, хлынувшая на мировой рынок, является, во-первых, опасной в употреблении, а во-вторых, сбивает цены на качественную продукцию. Налицо получается “игра не по правилам”, имеет место факт отсутствия мирового системного подхода. Для исправления неравновесного состояния, для цивилизованного управления экологической деятельностью и было введено понятие “экоменеджмент” и началась его реализация. Учитывая решения конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Международная организация по стандартизации (ISO) организовала технический комитет 207 (ТК207), который действует в настоящее время под эгидой Совета стандартизации Канады. В комитете состоит более 60 стран, в их числе Украина и Россия, входящие в его состав на правах действующих членов. ТК 207 было поручено разработать стандарты качества новой серии ISO 14000, которые (в отличие от серии ISO 9000) учитывают способ производства продукции. В их основу положены британские стандарты BS 7750 — первые экологические нормы, разработанные в 1991 г., и Европейские стандарты, вступившие в действие в 1995 г.
     Стандарты ISO 14000 помогут всем предприятиям — производителям решать экологические проблемы на систематической основе, способствуя тем самым улучшению экологических показателей. Они будут охватывать все аспекты деятельности компаний в области управления природопользованием, в том числе: вопросы экологического аудита, определения экологических показателей, удовлетворения претензий, предъявляемых к их продукции способов проведения ими анализа жизненного цикла продукции, составления форм, содержащих экологическую информацию для представления государственным учреждениям и населению. Второй аспект третьего этапа системы экологического управления связан с разработкой общегосударственных, региональных и городских планов уменьшения загрязнения окружающей среды. Успех такой разработки зависит от рассмотренной выше оптимизации стандартов качества окружающей среды. Примером межгосударственной программы являются директивы по охране окружающей среды, принятые в странах Европейского Союза. Соблюдение этих директив обязательно во всех странах ЕС.
     Сейчас в Украине действует аналогичная система разработки ПДВ, ПДС и системы контроля их соблюдения. Однако зачастую они дают нереалистичные результаты. При разработке проектов не учитывается фактор эффективности, доступности и экономичности планируемых мероприятий, направленных на снижение выбросов и сбросов. Приборная база (оснастка) контролирующих служб не отвечает поставленным требованиям, что не позволяет получать необходимые и достоверные данные о степени загрязнения окружающей природной среды.
     Программы принуждения в Украине разрабатываются в виде планов неотложных мероприятий по оздоровлению окружающей среды. По изложенным выше причинам они, как правило, оказываются недейственными.
     Требуется приведение системы управления охраной окружающей среды Украины в соответствии с практикой экологического управления промышленно развитых стран. Это позволит добиться существенного прогресса в улучшении качества среды обитания в нашей стране.