Экологический бюллетень ЕБРР "Окружающая среда и процесс перехода"


Повышение качества автомобильного топлива, снижене выбросов и контроль

В последние годы в Европейском союзе (ЕС) и странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) все большее внимание привлекали вопросы выбросов выхлопных газов и связанного с ними воздействия на здоровье людей. Это нашло отражение в директивах ЕС по автомобильному топливу и в росте обеспокоенности во всем регионе содержанием свинца в бензине, что, как известно, оказывает серьезное отрицательное воздействие на здоровье людей. В ЕС и ЦВЕ были предприняты существенные усилия по снижению содержания свинца в автомобильном топливе.

История вопроса

В исследовании по Болгарии, Литве и Польше были выявлены возможности финансирования проектов, которые могут иметь значительное положительное воздействие на окружающую среду и будут содействовать соблюдению законодательства ЕС, в частности, директив ЕС по автомобильному топливу. Программа транспортного топлива ЕС предполагает высококомплексный подход, включая директивы по параметрам топлива (предельные значения), по выбросам, связанным с топливом, и контроль за техническим состоянием транспортных средств. Директивы разрабатывались в течение длительного времени с учетом подготовительной работы, проведенной отраслью и другими заинтересованными сторонами. Все страны ЦВЕ - кандидаты на вступление в ЕС должны обеспечить соответствие своего законодательства нормативам ЕС. Это означает, что в этих странах указанные директивы должны получить законодательное оформление, должны быть реализованы и соблюдаться. Поэтому директивы представляют собой важную исходную точку для оценки нынешнего состояния в странах-кандидатах. Они могут использоваться и при оценке возможных проектов. Соблюдение директив усилит режим регулирования выбросов выхлопных газов и автомобильного топлива и тем самым поможет снизить воздействие на окружающую среду в результате активизации использования транспортных средств.

Для полного соблюдения директив страны-кандидаты должны выполнить ряд требований. Нефтеперерабатывающие заводы должны быть модернизированы и производить топливо, соответствующее директивам. Потребуется гарантия того, что все топливо, продаваемое в этих странах, будет соответствовать директивам. Все транспортные средства, которые продаются в странах-канддатах, должны соответствовать нормам на выбросы выхлопных газов: должны бить созданы системы реализации и обеспечения соблюдения нормативов, подлежащих проверке при контроле технического состояния транспортных средств.

Тенденции и задачи

Страны ЦВЕ добились значительного прогресса в деле реализации директив. Проблемой остается способность нефтеперерабатывающих заводов производить топливо, соответствующее всем установленным параметрам. В то время как многие страны ЦВЕ добились снижения содержания свинца в бензине и существенно увеличили долю неэтилированного бензина на рынке, содержание серы в дизельном топливе по-прежнему вызывает большое беспокойство в ряде стран. Кроме того, относительно быстрое снижение доли этилированного бензина в некоторых случаях было достигнуто за счет увеличения содержания других опасных веществ, таких, как бензол и ароматические углеводороды. Поэтому для производства бензина, соответствующего параметрам директив по содержанию свинца, бензола и ароматических углеводородов потребуются существенные капиталовложения. Реализация директив требует создания организационной базы. В частности, это касается обеспечения принудительного исполнения. К примеру, должны быть созданы системы технического контроля за состоянием транспортных средств, с тем чтобы во всех соответствующих центрах контроль осуществлялся в соответствии с установленными требованиями и достаточно единообразно. Это создает требования к центам контроля в плане их оснащенности оборудованием, порядка работы и сбора платежей. Важнейшее значение имеет роль дорожной полиции и других властей. Таким образом, директивы оказывают воздействие не только на нефтеперерабатывающие заводы, импортеров и производителей транспортных средств, но и на автозаправочные станции, которые должны обеспечить, чтобы продаваемое ими топливо соответствовало спецификациям, на контроль за техническим состоянием транспортных средств, а также на государственные, муниципальные и другие органы.

Инвестиционные возможности

В рамках исследования были выявлены возможности реализации проектов в Болгарии, Литве и Польше. Особый упор был сделан на экологические преимущества потенциальных проектов и на возможную роль этих проектов в обеспечении соблюдения директив. Проекты оценивались с точки зрения их возможного воздействия на процесс перехода, "мобилизующей роли" и того, насколько они могут соответствовать критериям банковского финансирования. Цель заключалась в том, чтобы выявить возможные новые области деятельности для ЕБРР, а также для других международных финансовых организаций и доноров.

Сейчас контроль за качеством топлива обычно проводится государственными лабораториями. Ответственность за проверку качества импортного топлива возложена на таможенные органы. Опыт Болгарии, Литвы и Польши показывает, что основные недостатки существующей системы связаны с тем, что отбор образцов производится редко, оборудование несовершенно, людей для проведения контроля не хватает, санкции недостаточны и не создают стимула для соблюдения нормативов, а у соответствующих органов нет полномочий для эффективного судебного преследования нарушителей.

Одного наблюдения и контроля за проверкой технического состояния транспортных средств недостаточно. Значительному числу станций технического контроля требуются капиталовложения на модернизацию оборудования, без чего они не смогут проводить проверку по современным критериям технического состояния. В странах ЦВЕ большая часть таких станций находиться в частной собственности. В некоторых странах, например в Литве, эта система централизована, в то время как в других странах, включая Польшу, она весьма децентрализована. Для обеспечения соблюдения директивы ЕС по контролю за технически состоянием транспортных средств необходимо модернизировать многие станции технического контроля. Однако для соблюдения директив потребуется добиться и повышения качества работы этих станций и ужесточить требования, предъявляемые к транспортным средствам. Масштабы привлекаемого финансирования будут напрямую связаны с мерами, принимаемыми для укрепления наблюдения и контроля.