Экологические показатели легковых автомобилей ГАЗ

Технико-правовой основой комплекса мероприятий по снижению уровня выбросов вредных веществ и дымности двигателей являются стандарты, определяющие показатели токсичности, нормы выбросов и методы испытаний. Необходимость нормирования обусловлена требованиями экологической безопасности. Конкретные значения норм определяются достигнутым уровнем конструктивного совершенства двигателей, техническими возможностями производства с учетом экономической обоснованности тех или иных мероприятий по снижению токсичности.

[Picture of Yucca]В ведущих зарубежных странах, например в США и Японии, в области нормирования выбросов приняв наиболее жесткие стандарты на токсичность автомобилей и двигателей. Большинство других стран с учетом своей специфики автомобилестроения и эксплуатации используют опыт США. Первое законодательное ограничение токсичности автомобилей распространялось на легковые автомобили в штате Калифорния, где загрязнения авто сферы достигло опасных пределов, а затем его действие было распространено и на все остальные штаты. Стандартами регламентировалось содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах (ОГ), устанавливались предельные значения топливных испарений.

Правила 15 ЕЭК ООН, принятые большинством европейских стран, устанавливают нормы выбросов вредных веществ в зависимости от массы автомобиля. Нормы, установленные ОСТ 37.001.054-74, как и в Правилах 15, дифференцированы в зависимости от массы автомобиля и предусматривают поэтапное их ужесточение. Согласно ОСТ, нормативы приведены отдельно для автомобилей, специально подготовленных к испытаниям, и для любого автомобиля из серии ГАЗ.

Следует отметить, что до восьмидесятых годов опережающие темпы снижения выбросов СО были оправданы, так как они в 2 - раза превышали, с учетом ПДК, выбросы оксидов азота. После того как эти выбросы стали сопоставимы, предусматривается опережающее снижение выбросов оксидов азота за счет установления более жестких норм. Испытания автомобилей проводились как с использованием метода отбора проб предписанного правилами №15 ЕЭС ООН, так и метода CVS. В таблице 1 приведены предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ для легковых автомобилей, взятых из серии ГАЗ в зависимости от их весовой категории, по двум методам испытаний.

Таблица 1. - Предельно допустимые нормы выбросов для легковых автомобилей
Контрольная масса автомобиля, кг Предельно допустимые нормы выбросов, г/испытание
По методике ЕЭК ООНПо методике CVS
COCnHm NOx COCnHm+NOx
До 1020626,18,45219,0
Свыше 1020 до 1250726,59,26820,5
Свыше 1250 до 1470826,910,26822,0
Свыше 1470 до 1700917,411,17623,5
Свыше 1700 до 19301007,912,18325,5
Свыше 1930 до 21501098,413,09126,5
Свыше 21501198,813,09928,0

Дальнейшее ужесточение этих норм сталкивается со все возрастающими трудностями их реализации. Необходимо учитывать рост значимости оксидов азота в балансе выбросов вредных веществ, требования повышения топливной экономичности, обеспечения стабильности исходных токсических характеристик в эксплуатации, повышения надежности антитоксичных устройств и регулировок.

При этом затраты на достижение заданного уровня токсичности резко увеличиваются и в дальнейшем могут войти в противоречие с экономической целесообразностью эксплуатации автомобиля. Для примера в таблице 2 приведены данные ЕЭК ООН по стоимости антитоксичных мероприятий в зависимости от уровня требований к токсичности автомобилей.

Таблица 2. - Нормв выбросов, методы их оценки и оборудования
Модель автомобиля Метод испытания Прибор Норма выброса, %
ГАЗ -24 Полная нагрузка ГАИ-1 50
Газ 24-01 Свободное ускорение ОА-2109 50
ГАЗ 24-07 Полная нагрузка ОА-5501 60
ГАЗ 3102 Свободное ускорение ГАИ-1 50
ГАЗ 52 Свободное ускорение ГАИ-1 50
ГАЗ 52-08 Холостой ход ОА-5501 55
ГАЗ 52-09 Свободное ускорение ОА-5501 60
ГАЗ 53А Полная нагрузка ГАИ-1 55
ГАЗ 53-07 Холостой ход ЕН-100 65
ГАЗ 54-04 Свободное ускорение НС-101 40

Часто это оправдано. Ограничение нерационального использования автомобиля приведет к снижению загрязнения атмосферы, обернется в итоге экономией материальных и трудовых затрат. Мероприятия, нацеленные на экономию топлива, дадут равноценный эффект по снижению загрязнения окружающей среды выбросами с ОГ двигателей. В экономическом и экологическом плане целесообразно создание дифференцированных норм токсичности в зависимости от назначения автомобиля. В частности, необходимо введение региональных норм на предельно допустимые выбросы, предусматривающие более жесткие нормы и контроль за их выполнением для автомобилей, используемых в крупных городах, городах-курортах, городах с неблагоприятными метеоклиматическими условиями. В этом случае с целью обеспечения предельно допустимых концентраций токсичных веществ в атмосфере городов.

Следует учесть, что само по себе введение норм не обеспечивает снижения загрязнения атмосферы. Для этого необходимо создать эффективную систему контроля уровня токсичности автомобиля как на производстве, так и в эксплуатации.