Трудно сейчас представить себе какую-либо отрасль народного хозяйства или вид деятельности населения без использования грузового, легкового автомобиля и автобуса. Маневренность, мобильность, высокие скорости доставки грузов и перевозки пассажиров, комфорт поездки и другие положительные качества автомобильного транспорта обеспечили ему повышенные темпы роста. Однако быстрый процесс развития автомобилизации сопровождается целым рядом острых социальных проблем. Наблюдаемая мировая тенденция увеличения количества автомобилей создает трудности в борьбе против загрязнения атмосферы, почвы, водоемов, уменьшения уровня шума, обеспечения безопасности движения и пр.


Влияние автотранспорта на атмосферу города посвящена дипломная работа студента Международного университета "Дубна" Никулина В.В.

Оценка воздействия автомобильных транспортных потоков на отдельные компоненты экосистемы города Дубна


Загрязнение в районе автомобильных дорог обусловлено в основном поступлением отработавших автомобильных газов - 99% всех выбросов, картерных газов, испарений углеводородов топлива из бака, карбюратора и трубопроводов. Кроме того, в атмосферу попадают продукты износа шин, тормозных накладок, материалов дорожных покрытий, которые в экологическом загрязнении играют незначительную роль.

Отработавшие газы содержат продукты сгорания топлива (оксид углерода, углеводороды, альдегиды, твердые частицы углерода, перекисные соединения, водород, избыточный кислород, соединения азота с кислородом, вещества, присутствующие в топливе (сернистый ангидрид, свинец), и ряд других.

Компоненты отработавших газов Состав отработавших газов, % по объему
для карбюраторного двигателя для дизельного двигателя
Азот 74-77 76-78
Кислород 0,3-8 2-18
Пары воды 3-5,5 0,5-4
Диоксид углерода 5-12 1-10
Оксид углерода 1-10 0,01-0,5
Оксиды азота 0-0,8 0,001-0,4
Углеводороды 0,2-3 0,01-0,1
Альдегиды 0-0,2 0,001-0,009
Сернистый газ 0-0,002 0-0,03
Сажа* 0-4 10-1500
Бенз(а)пирен** 10-20 до 10
*в мг/куб.м
** в мкг/куб.м

Содержание свинца в воздухе фоновых территорий, как правило, составляет от 0,000n - 0,00n мкг/куб.м. Концентрация элемента быстро уменьшается с высотой при безветренной погоде, основное загрязнение приурочено к приземному слою в 2-3 м.

В составе отработавших газов свинец находится в составе различных соединений, которые присутствуют в воздухе в виде аэрозолей. Около 20% их частиц оседает в непосредственной близости от дорог, остальные разносятся на значительные расстояния, причем время нахождения их в атмосфере колеблется от 1 до 4 недель. Главными механизмами вывода аэрозолей являются пылевые осаждения и дождевые вымывания.

Влияние автотранспорта на атмосферу сказывается также в шумовом загрязнении. Большинство автомобильных магистралей крупных городов характеризуется уровнем акустического шума 70-80 дБ, вследствие чего ширина соответствующей зоны шумового дискомфорта может достигать 200-300 м.

На территории города наибольшая интенсивность движения автотранспорта (627,5 а/м /ч) наблюдается на Дмитровском шоссе у ж/д переезда. В то же время, протяженность данного участка всего 200 м., и повышенная интенсивность носит локальный характер.

Заметная интенсивность также отмечается на следующих магистралях:

Участок транспортной магистрали Интенсивность движения, автомобилей/час
Дорога на Александровку от переезда до поворота на Университет 562
Улица Савеловская от платной стоянки поворота на Понтекорво 504,2
Ул. Молодежная от ОРСа до перекрестка у пожарной части 500,2
Ул. Университетская 439,9
Ул. Энтузиастов от с/к Руслан до рынка 414,1
Ул. Станционная - ул. Московская (Вдоль берега р. Волга 410,1
Пр. Боголюбова - ул. Дачная (от ЧУМа до ОРСа) 406,9

На остальных участках интенсивность движения составляет 170,9 - (одностороннее движение) - 361,6 - (двустороннее) автомобилей в час.

Наиболее загруженными транспортными развязками являются перекрестки на Дмитровском шоссе, ул. Энтузиастов у рынка, у ОРСа, и на ул. Молодежная у пожарной части, в связи с тем, что в этих транспортных узлах находятся магистрали с интенсивным движением.


Влияние автотранспорта на загрязнение поверхностных вод и пути решения данной проблемы

предложены в дипломной работе Крайновой Е.А.(РХТУ им. Д.И. Менделеева, г. Москва 1997г.)
Тема: "Разработка бессточной системы водоснабжения участка мойки автомобилей".

    Аннотация
    Данная работа посвящена созданию системы бессточного водоснабжения участка мойки автомобилей. Изложены требования к качеству воды, используемой на автотранспортных предприятиях и приведена характеристика производственных сточных вод от участка мытья автомобилей. Собраны, проанализированы и обработаны существующие в научной и патентной литературе методы по очистке сточных вод, содержащих нефтепродукты, взвешенные вещества и соли тяжелых металлов. Предложены наиболее рациональные, с точки зрения автора, варианты комплекса для очистки стоков после мойки автомашин. Найден оптимальный вариант системы оборотного водоснабжения. Получены и приведены характеристики наиболее близкого технологического решения данной системы. Дано технико-экономическое обоснование рекомендуемого технологического решения. Определен эколого-экономический эффект от внедрения новой технологии.

За исследуемый период с 1987 г. по 1997 г. практически не происходило снижения объема загрязненных стоков, попадающих в водоемы городов. Основными загрязняющими веществами, поступающие в водные объекты с такими стоками, являлись нефтепродукты, фенолы, соли тяжелых металлов, легкоокисляющиеся органические вещества.

Решая данную проблему, в РХТУ им. Д.И. Менделеева на кафедре охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов пришли к следующим выводам:
1. Источником загрязнения неорганизованного стока в городской местности нефтепродуктами, Фенолами, солями тяжелых металлов и легкоокисляющимися органическими веществами являются ливневые сточные воды с поверхности автомагистралей, площадок АЗС, с территории автотранспортных и авторемонтных предприятий;
2. Широкое внедрение общегородских установок в практику очистки ливневых стоков эколого-экономически нецелесообразно, вследствие отсутствия соответствующего оборудования, которое позволило бы при больших расходах стоков существенно улучшить качество сточной воды и уменьшить себестоимость очистки;
3. Поступление со стоками тяжелых металлов и токсичных веществ резко ограничивает утилизацию осадков и делает невозможным практическое их использование.
Но без решения проблемы очистки сточных вод неорганизованного стока стало невозможным оздоровить водные объекты.

Детальный анализ сточных вод с площадок АЗС и территории АТП позволил сделать следующие выводы:

1. Для снижения загрязнения поверхностных вод благодаря неорганизованному стоку с территории АТП и АРП эколого-экономически целесообразно создание бессточной системы водоснабжения участка мытья автомобилей, с цель исключения сброса в вод-ный объект загрязняющих веществ;
2. Для снижения загрязнения поверхностных вод благодаря неорганизованному стоку с площадок АЗС эколого-экономически целесообразно строительство локальных очистных сооружений с последующим разбавлением остаточного количества загрязняющих веществ.

Практика показала, что существующие технологические процессы обезвреживания сточных вод обеспечивают в лучшем случае удаление 95-99% органических веществ, 40-99% -взвешенных веществ и практически не снижают содержание в них солей, из которых наибольшую опасность представляет сброс в водоемы со сточными водами токсических веществ, в том числе канцерогенных, к которым относится тетроэтилсвинец.

Сравним, например, максимальная степень очистки по нефтепродуктам составляет 0,5 мг/л, а ПДК для рыбохозяйственных водоемов - 0,05 мг/л. То есть, благодаря должным образом функционирующим очистным сооружениям нельзя добиться необходимой степени очистки перед сбросом в водоем. Остаточное количество загрязнения, отводимые с очищенными сточными водами, все равно необходимо разбавлять "свежей" водой. Но благодаря очистным сооружениям, воды уже требуется в три-четыре раза меньше и, как правило, достаточно ливневого стока с территории, не относящейся к АЗС. Так, проведенный в 1998 году эксперимент мною совместно с руководством АЗС в пос. Александровка, подтвердил данное утверждение.

А для АТП и АРП воду данного качества можно использовать в технологическом процессе, например, для мойки автомобилей. Что подтверждено расчетами, приведенными в дипломной работе.

     
Cписок литературы