Рецензия на статью магистранта Леончука Я.С. по теме: "Анализ методов очистки газовых выбросов двигателями внутреннего сгорания".

Рецензент: кандидат химических наук Беляева И.В.

Трудно переоценить вклад автомобильного транспорта в загрязнение атмосферного воздуха. Чем пахнет из выхлопной трубы автомобиля, знают не только водители. Горожане привыкли к запаху выхлопных газов настолько, что порой и не ощущают его. Однако при определенных погодных условиях привыкшим к автомобильному "перегару" "детям асфальта" приходится констатировать чрезмерное содержание в городском воздухе выхлопных газов.

При полном сгорании углеводородов конечными продуктами являются углекислый газ (CO2) и пары воды. Однако полного их сгорания добиться пока технически невозможно. Кроме того, любое углеводородное топливо содержит множество добавок, которые отнюдь не улучшают свойства отработавших газов.

Всего в состав выбросов автомобилей входит более 200 различных химических веществ. Это продукты неполного сгорания в виде оксида углерода, альдегиды, кетоны, углеводороды, в том числе канцерогенные, водород, перекисные соединения, сажа. (Канцерогенными называют вещества, способствующие развитию раковых заболеваний.) Продукты термических реакций азота с кислородом, за счет чего образуются оксиды азота. Соединения неорганических веществ, которые входят в состав топлива (соединения свинца и других тяжелых металлов, диоксид серы и др.), избыточный кислород.

Высокое содержание свинца в отработавших газах объясняется тем, что для повышения октанового числа бензина используют различные антидетонационные добавки и чаще всего тетраэтилсвинец. При работе двигателя автомобиля тетраэтилсвинец распадается с образованием частиц твердого оксида свинца. В связи с его высокой токсичностью в последнее время намечается переход на использование неэтилированных бензинов. Однако пока доля потребляемого автотранспортом этилированного бензина достигает 75%.

К больому сожалению, при всей злободневности своей, проблема обезвреживания и уменьшения выхлопных газов автомобилей остаются по-прежнему острой. Промышленные методы - громоздки и не подходят для легковых автомобилей. Изящество же и красота решения вопроса о малых габаритах и высокой эффективности нейтрализаторов для легковых автомобилей изрядно стоит. По этой причине, как правило "со скрипом в сердце" автолюбители вынуждены отказаться от дорогостоющего "удовольствия".

На мой взгляд все эти проблемы достаточно хорошо освещены в данной статье. Приводится достаточно строгая классификация огромного множества разнообразных методов очистки и обезвреживания выхлопов автомобилей. Небезинтересным является, на мой взгляд, развития темы изучения процесса каталитической очистки газов в условиях города. Хотя подходы и методы решения этой задачи - неновы, однако сама идея поиска эмпирической зависимости очистки отработавших газов от регулировок двигателя для технических расчетов вызывает живой интерес.

Одним словом, статья заслуженно имеет право быть опубликована в сборнике магистерских работ.