Либерализация ВЭД в Украине.

Украине необходимо исходить из того, что ВЭД, представляющая собой все виды хозяйственной деятельности, связанные с участием страны в международном разделении труда, является неотъемлемой частью всей хозяйственной деятельности государства.

В новых условиях, когда экономика Украины переводится на рыночные условия, когда в стране разрушены структуры государственного регулирования ВЭД, характерные для командно-административной системы управления, а новые находятся в процессе становления, цели и задачи государственного регулирования ВЭД существенно изменились. В современных условиях, которые характеризуются падением производства, дестабилизацией финансовой системы страны, широкой либерализацией внешнеэкономической деятельности, означающей по сути ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю и др. виды ВЭД, необходимо определить те формы и методы воздействия на хозяйствующие субъекты — участников ВЭС, которые были бы способны обеспечивать защиту государственных интересов.

Опыт проводимого в Украине (в т. ч. в составе бывшего СССР), начиная с 1987 года, курса на либерализацию внешнеэкономической деятельности в условиях общей нестабильности, серьезного социально-экономического кризиса, нарушения хозяйственных связей между производителями практически во всех сферах экономики, наличия значительных ценовых диспропорций, экономически совершенно необоснованного несоответствия между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в пользу последней, дезорганизации хозяйственной инфраструктуры на большом экономическом пространстве показал, что политика поспешной либерализации ВЭД привела к достаточно крупным издержкам в экономике.

Отсутствие должного порядка во внешнеэкономической сфере деятельности, необоснованное ослабление государственного контроля в этой области оказывает негативное влияние на развитие национальной экономики, приводит к значительному оттоку капитала из страны, поскольку нестабильное политико-экономическое положение в Украине не может стимулировать производственные капиталовложения. И в этих условиях либерализация ВЭД, неэффективность государственного валютного контроля привели к “утечке” капиталов из Украины. К тому же “обесценивается” и сам курс на либерализацию ВЭД: бессмысленно стимулировать экспорт, если валютные доходы оседают за рубежом и не вкладываются в украинскую экономику.

В таких условиях сложившаяся в стране ситуация требует, с одной стороны, усиления контроля за репатриацией украинских капиталов, и с другой — создания условий для надежного и выгодного помещения иностранной валюты в национальные банки, но для этого необходимо скорректировать политику либерализации ВЭД в сторону более четкой и рациональной организации государственного контроля ВЭД, который, с одной стороны, должен обеспечить защиту государственных интересов, а с другой стороны, не нарушать действия субъектов хозяйственной деятельности как с экономической, так и с правовой точек зрения.

На современном этапе складывающиеся направления развития внешнеэкономических связей Украины создают реальную угрозу национальному производству, которое уже сейчас серьезно страдает от конкуренции многих товаров, поступающих по импорту. К такой свободной, не защищенной государством конкуренции украинская промышленность еще не готова. Здесь необходим весьма взвешенный подход при определении приоритетов во внешнеэкономической политике Украины и выборе тех или иных средств такой политики, способных защитить от разрушения ряд отраслей украинской промышленности, и прежде всего, наукоемких производств. По некоторым оценкам, если положение не изменится, через 2—3 года может сложиться ситуация, при которой многие отрасли национальной промышленности, включая электронику и некоторые другие наукоемкие и трудоемкие прогрессивные виды производства, окажутся окончательно разрушенными.

Чтобы изменить крайне неблагоприятное развитие событий, сулящих многие беды Украине, необходимо, наконец, покончить с заблуждением, что государство лишь должно создавать правила рыночного поведения, а уж экономика, если ей не мешать, сама пойдет рыночным путем саморазвития и саморегулирования. Как свидетельствует мировой опыт, государство нигде и никогда не играло роль стороннего наблюдателя. Оно нередко и весьма активно вмешивалось в экономические процессы, и особенно это относится к кризисным состояниям в экономике. Ни в одной стране мира выход из кризиса не происходил (да и не мог происходить) без существенного воздействия государства на экономику. И лишь затем становится реальным все большее воздействие рыночных стимулов и методов. А уж внешнеэкономической деятельности вышесказанное касается в первую очередь.

В целях существенного повышения эффективности участия Украины в международном разделении труда, в мировых связях, изменения положения во внешнеэкономической сфере, видимо основной упор следует сделать на государственную поддержку, например, отраслей-локомотивов с сильным госсектором, включая оборонные отрасли и мощным научно-техническим потенциалом, способных к интервенции в мировую экономику, а также к налаживанию высокоэффективного производства, чтобы на этой основе стимулировать развитие других отраслей промышленности, и прежде всего тех, которые позволят добиться значительного внутреннего роста производства и потребления. На первых порах в качестве первоочередных мер целесообразно предпринять попытки в поисках соответствующих “ниш” на мировых рынках для той продукции, доведение которой до уровня мировых требований возможно в короткие сроки за счет сравнительно ограниченных средств.

Для реализации такой внешнеэкономической политики необходимы конкретные государственные программы, подкрепленные соответствующим финансированием, и система хорошо организованного государственного контроля за их реализацией. Следует также наладить эффективную поддержку экспорта путем увеличения государственного кредитования экспортеров и производителей, достаточно широкое предоставление государственных гарантий под экспортные операции. На смену многим мелким организациям, выходящим в настоящее время на внешний рынок, в будущем должны прийти сравнительно немногочисленные внешнеторговые организации, объединяющие вокруг себя производителей, выпускающих значительные объемы экспортной продукции, крупные внешнеэкономические специализированные акционерные общества, предоставляющие на возмездной основе на высоком профессиональном уровне внешнеторговые, транспортно-экспедиторские, финансовые, валютно-кредитные и другие услуги, внешнеэкономические ассоциации, холдинги и т. д.

Одной из важных сфер ВЭД является привлечение иностранных капиталов в украинскую экономику. Но при этом крайне необходимо определить приоритетные отрасли и виды производств, куда в первую очередь следует эти инвестиции привлекать, а также создать для этого соответствующие экономические условия и правовое обеспечение гарантий этих капиталовложений. И если иметь ввиду привлечение иностранных инвестиций, то в этом плане приоритетными отраслями скорее должны быть такие, которые имеют экспортную структуру и направленность и могут достичь необходимой конкурентоспособности в процессе участия в мировых хозяйственных связях.

В то же время крайне важно разработать и последовательно осуществлять активную политику защиты украинского внутреннего рынка. Необходима рациональная политика избирательного протекционизма наиболее важных для украинской экономики отраслей, связанных в первую очередь с авиакосмической индустрией, с некоторыми отраслями ВПК и др.

Таким образом, государство призвано не только задавать общие ориентиры реформы ВЭД, но и последовательно прокладывать им дорогу. При этом в первую очередь нужна жесткая и в то же время взвешенная политика государства, направленная на преодоление кризисных ситуаций, с тем, чтобы превратить ее в эффективный сектор украинской экономики.

Переходный характер процессов, идущих сейчас в экономике и внешнеэкономических связях Украины, довольно четко очерчивает главную задачу, которая должна решаться в ходе разработки новой системы управления и торгово-политического регулирования ВЭД страны — создание системы, способной сочетать в себе двухуровневый подход:

1 уровень — система экстренных мер, направленных на преодоление кризисных процессов во внешнеэкономической сфере деятельности и способных

работать в тех чрезвычайных условиях, в которых в настоящее время находится экономика страны;

2 уровень — система мер, эффективных в условиях стабильной экономики (очевидно, что существенная часть этих мер должна вводиться уже во временных рамках реализации мер 1 уровня).

Первая задача должна решаться таким образом, чтобы используемые методы и инструменты носили общепринятый в мире характер, строились на основе технических решений, уже применявшихся другими странами в похожих обстоятельствах, и смогли бы войти в качестве составных элементов в регулировании второго периода. Очевидно, что система мер первого уровня должна включать инструменты, эффективные в реальных условиях 1996—1997 годов (высокие темпы инфляции, экономически необоснованный курс национальной денежной единицы, товарный дефицит на внутреннем рынке, слабая инфраструктура, прежде всего финансовая, правовая, управленческая и др.) В этой системе мер центр тяжести должен лежать на инструментах жестких, допускающих быстрое и четкое реагирование. Это прежде всего, инструменты административного контроля и регулирования (квотирование, лицензионная система, система регистрации контрактов, валютное регулирование и др.), при разумном их сочетании со стоимостными регуляторами (пошлинами, налогами, воздействием на валютный курс и движение цен) и взаимозаменяемости этих мер.

Вторая задача — разработки, принятие и подготовка к введению общепринятых инструментов внешнеэкономического регулирования, которые станут главными в период стабилизации экономики и займут центральное место в торгово-политическом механизме (прежде всего таможенно-тарифное регулирование, налоги, валютное регулирование). При этом необходимо помнить, что решение второй задачи начинается почти одновременно с началом решения первой.

Подобная двухуровневая или двухэтапная организация системы торгово-политического регулирования позволит решить немедленные задачи, создав переходную систему регулирования, адекватную тому состоянию, в котором находятся ВЭС в настоящее время и заложить здоровую основу для ее постепенного развития в стабильный внешнеэкономический механизм ближайшего будущего, тщательно отработав его составные части и введя в действие в виде комплексной системы, подготовив и кадры для ее реализации.

Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, действующие через механизм цен и другие экономические регуляторы, но эффективность их использования имеет определенные рамки. Поэтому в периоды резкого ухудшения состояния экономики правительства в интересах мобилизации и оптимального использования ресурсов временно, до ее восстановления, прибегают главным образом, к административным инструментам регулирования внешней торговли.

Регулирование ВЭД Украины преимущественно экономическими инструментами не может быть действительным, т. к. в стране еще не оформились нормальные рыночные отношения и страна в целом в "долговой яме" у иностранных кредиторов.

Представляется, что в течение ближайших нескольких лет регулирование ВЭД требует в первую очередь административных инструментов, поскольку эффект от их применения может быть более высоким и более быстрым, чем от экономических инструментов.

Приоритетность административного регулирования для развития внешней торговли в ближайшие годы не следует сводить к использованию нескольких наиболее жестких соответствующих инструментов репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практический арсенал таких средств (в зарубежных странах лишь в области квотирования и лицензирования можно насчитать десятки их видов) и создать с их помощью комплексную систему управления ВЭД. Ее целью должно стать не столько ограничение торговли, сколько контроль за развитием, не создавая препятствий (в т. ч. и чисто бюрократических), а стимулируя во всех случаях, за исключением тех, когда ущерб национальному хозяйству от коммерческих операций с заграницей превышает выгоду, и это поддается количественному определению.

Использование административных инструментов, учитывая нарастающий процесс интеграции экономики Украины в систему мирового хозяйства, включая сближение с ГАТТ/ВТО, необходимо сочетать с общепризнанными в мире правилами регулирования внешней торговли, в частности, декларировать установление таких инструментов в качестве временных (с установлением причин), предусматривать распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнеров (исключения возможны лишь в отношении развивающихся стран) и изменять процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.

При всем значении экономических инструментов регулирования ВЭД в долгосрочном плане и высоком авторитете в международном сообществе эти инструменты в настоящее время и в ближайшие годы, даже квалифицированно разработанные по лучшим мировым образцам и оперативно — корректируемые, могут не дать ожидаемых результатов в обстановке экономической нестабильности, дефицита и инфляции. Разработка экономических инструментов, за некоторым исключением, могла бы быть полезной в расчете на более отдаленную перспективу.