вернуться


Отраслевое тарифное соглашение на 2001-2003 гг.

4.ОПЛАТА ТРУДА И НОРМЫ ТРУДА.
   СТИПЕНДИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Стороны считают, что:

Тарифные ставки и оклады работников образования, устанавливаемые в соответствии с разрядами Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, и утверждаемой законодательством Российской Федерации, являются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" обязательными на территории Российской Федерации минимальными размерами ставок заработной платы и должностных окладов работников учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп.

Системы и формы оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера, устанавливаются учреждениями в пределах имеющихся средств, в том числе из внебюджетных источников, самостоятельно, по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях (в том числе в форме положений об оплате труда).

Выполнение работниками дополнительных видов работ, не входящих в круг их прямых обязанностей, осуществляется за дополнительную оплату, порядок установления и размеры которой регулируются учреждением самостоятельно и закрепляется в коллективном договоре.

4.3. Доплаты компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда (выполнение работ в ночное время, сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни, с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда) устанавливаются в размерах, предусмотренных действующим законодательством.

Перечень работ с условиями труда, отклоняющимися от нормальных, за которые производятся доплаты, а также размеры доплат конкретизируются в каждом учреждении и фиксируются в коллективном договоре.

4.4. Сохраняется порядок, размеры и условия повышения (в процентах) ставок заработной платы и должностных окладов работников, предусмотренные действующим законодательством.

4.5. Минобразование России и Профсоюз договорились подготовить предложения и добиваться введения надбавок за продолжительность непрерывной работы всем категориям работников учреждений всех типов и видов.

4.6. В целях разрешения проблем с заработной платой работников, принимая меры по реализации норм оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, установленных в Законе Российской Федерации "Об образовании", Минобразование России и Профсоюз считают необходимым:

4.6.1. Добиваться принятия Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер по приближению размера оплаты труда работников к нормам, предусмотренным законодательством об образовании.

4.6.2. Принять участие в разработке мер поэтапного доведения в 2001-2003 годах размера тарифной ставки 1 разряда ЕТС и размера стипендии до уровня прожиточного минимума, определенного для граждан трудоспособного возраста по Российской Федерации. Добиваться принятия федеральными органами государственной власти решений по повышению уровня тарифной ставки 1 разряда ЕТС и выделению необходимых объемов финансирования из федерального бюджета, в том числе трансфертов, направляемых в субъекты Российской Федерации из расчета ставки 1 разряда ЕТС не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

4.6.3. Совершенствовать единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, имея в виду:

расширение диапазона дифференциации оплаты труда профессорско-преподавательского состава и других работников учреждений высшей квалификации путем увеличения количества разрядов ЕТС;

повышение уровня оплаты труда работников учреждений образования и науки, имеющих почетные звания и иные государственные награды, через расширение диапазона разрядов, предусмотренных для оплаты их труда.

4.6.4. Принять участие в проведении анализа уровня оплаты труда и жизни работников образования в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем заработной платы в промышленности, прожиточного минимума и стоимости потребительской корзины; разработке рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выравниванию в них соотношения средней зарплаты и прожиточного минимума в производственной сфере и учреждениях бюджетной сферы.

4.6.5. Наполняемость классов, групп, установленную типовыми положениями об образовательных учреждениях с учетом санитарных правил и норм для педагогических работников считать предельной нормой обслуживания в конкретном классе, группе, за часы работы в которых оплата осуществляется из установленной ставки заработной платы. Превышение количества обучающихся, воспитанников в классе, группе компенсируется педагогическому работнику установлением соответствующей доплаты, как это предусмотрено при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы. Размер такой доплаты учреждение определяет самостоятельно, что фиксируется в коллективных договорах.

4.6.6. Совместно разработать предложения по совершенствованию оплаты труда за дополнительную педагогическую работу, непосредственно связанную с образовательным процессом (проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, классное руководство и т. п.) и выполняемую учителями, преподавателями наряду с преподавательской работой, предусмотрев для каждого вида такой работы примерные нормы рабочего времени, учитываемые в объеме их учебной нагрузки при тарификации.

4.6.7. Добиваться установления нормы 18 часов за ставку заработной платы для учителей 1 - 4 классов.

4.6.8. Рекомендовать органам управления образованием:

определять фонд оплаты труда для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений исходя из ставок (окладов) по ЕТС и ассигнований на установление доплат и надбавок в размере не ниже 25 процентов фонда оплаты труда, сформированному с учетом компенсационных выплат;

предусматривать учреждениям средства на оплату труда работников за превышение наполняемости классов (групп), предусмотренной типовыми положениями;

в целях стимулирования труда педагогических работников из числа выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования предусматривать установление им соответствующих надбавок к ставкам (окладам) заработной платы.

4.7. Стороны пришли к согласию о том, что вопросы исчисления заработной платы работников учреждений (кроме работников вузов и учреждений повышения квалификации специалистов), определения норм рабочего времени, порядка распределения учебной нагрузки, исчисления стажа педагогической работы, определения уровня образования - регулируются, не противоречащими законодательству Российской Федерации, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 г. N 94 с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.90 г, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31.12.76 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.85 г., Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Минвуза СССР от 27.08.87 г. N 605 с учетом внесенных дополнений и изменений, а также норм действующего законодательства.

Минобразование России принимает необходимые меры по утверждению инструкции (положения) о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, указанных во втором абзаце данного пункта.

4.8. Стороны договорились в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", что в случае организации и проведения Профсоюзом забастовки на уровне отрасли ввиду невыполнения или нарушения условий настоящего Соглашения, добиваться выплаты работникам, участвовавшим в забастовке, заработной платы в полном размере.

Рекомендовать органам управления образованием и работодателям сохранять за работниками, участвовавшими в забастовке из-за невыполнения коллективных договоров и соглашений по вине работодателя или органов власти, заработную плату в полном размере, что фиксируется в коллективных договорах и соглашениях.

4.9. Стороны считают, что экономия средств (как бюджетных, так и внебюджетных) по смете расходов в соответствии с коллективным договором может направляться:

на премирование, выплату надбавок и оказание материальной помощи работникам, улучшение условий труда и быта, удешевление стоимости общественного питания, организацию отдыха работников, их семей, обучающихся, мероприятия по охране здоровья и другие социальные нужды работников и обучающихся;

на укрепление материально-технической базы, содержание зданий и сооружений, капитальный ремонт, благоустройство территорий и другие производственные нужды, а также долевое участие в строительстве жилья работникам.

4.10. Минобразование России и Профсоюз принимают необходимые меры для обеспечения своевременной выплаты в учреждениях заработной платы, стипендий, пособий из бюджетов всех уровней в учреждениях, в том числе путем усиления государственного и общественного контроля с участием департаментов, управлений и отделов Минобразования России, органов управления образованием, Центрального Комитета, территориальных органов Профсоюза и других структур.

4.11. Министерство образования Российской Федерации на своем сайте в сети Internet ежемесячно размещает информацию о постатейном выделении и распределении по учреждениям профессионального образования средств федерального бюджета.

ЦК Профсоюза совместно с территориальными и первичными профсоюзными организациями осуществляют контроль расходования выделенных бюджетных средств.

4.12. Министерство образования Российской Федерации совместно с ЦК Профсоюза подготавливает и направляет по учреждениям профессионального образования инструктивное письмо о порядке осуществления систематического контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств, а также средств, полученных за счет сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, других заработанных им внебюджетн.