О себе       Перечень ссылок       Электронная библиотека

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Мороз Татьяна Олеговна

Совершенствование механизма управления лизингом

Экономика предприятия

Автореферат магистерской выпускной работы

Научный руководитель: зав.кафедрой "Экономика предприятия", профессор, доктор экономических наук Хобта В.М.

Донецк – 2002

e-mail: Tatiana.Moroz@rambler.ru

Украина стала на путь глубоких социально-экономических изменений, непременным условием успешной реализации которых является развитие производственной сферы. Известно, что сейчас производственно-техническая база нашего государства находится в кризисной ситуации: процесс замены устаревших и изношенных машин и оборудования, по сути, остановился. Анализ тенденций структурных изменений экономики свидетельствует о том, что без всесторонне обоснованных инвестиций в приоритетные отрасли народного хозяйства не обойтись. Для модернизации неэффективных производств, по разным оценкам, необходимо от 170 до 300 млрд. долларов.

Поэтому необходимо использовать альтернативные методы финансирования затрат на обновление материальной базы и на модификацию производства. Одной из таких альтернатив является лизинг. Активное внедрение лизинговых операций на предприятиях Украины может стать мощным импульсом технического развития, переоборудования производства и структурной перестройки экономики.

Лизинг по своей сущности является синтезом известных форм финансирования капиталовложений, перспективным инструментом активизации инвестиционного процесса страны. Классический лизинг является универсальной и гибкой формой соглашений, способной использовать льготы в налогообложении, механизм страхования и предпочтений. По этой причине лизинг распространился практически во всех промышленно развитых странах мира. В начале 90-х годов ХХ столетия от 10 до 30% инвестиций в новые технологии и оборудование производились при помощи лизинга, а в некоторых отраслях экономики этот показатель был ещё более высоким. Преимущества лизинга очевидны и для экономики Украины.

ФИНАНСОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УКРАИНЕ

Одной из главных причин сдерживания на сегодня развития украинской экономики большинство ученых, политиков считает низкую инвестиционную активность. Инвестиции являются определяющим фактором экономического развития любой страны. Необходимым условием стабилизации и дальнейшего экономического роста Украины есть активизация инвестиционной деятельности отдельных субъектов хозяйствования, ведь становление и полноценное функционирование рыночных механизмов, развитие предпринимательских структур, экономики и финансов страны в целом возможно лишь тогда, когда производственные предприятия за счет воплощения инвестиционных проектов сегодня существенным образом повысят уровень получаемых прибылей.

Характеризуя современное состояние инвестиционной деятельности предприятий Украины, следует отметить, что основной формой инвестиций являются реальные инвестиции в виде капитальных вложений.

Самым болезненным последствием экономического кризиса в Украине стало сокращение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.Отраслевая структура капитальных вложений по областям экономики характеризуется показателями таблицы 1, которая составлена по данным Госкомстата Украины.

Таблица 1 - Отраслевая структура капитальных вложений (в%)

Капитальные вложения

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Украина в целом

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

                 

- промышленность

30,5

32,0

29,6

33,6

37,2

37,2

40,3

41,5

39,4

- сельское хозяйство

22,6

18,1

12,9

8,6

7,9

7,9

7,8

7,1

5,2

- строительство

3,2

3,2

2,7

1,6

1,6

1,6

1,8

1,3

1,7

- транспорт

6,0

5,8

5,9

7,1

9,1

9,1

10,0

10,0

14,3

- связь

1,2

0,8

0,5

1,1

1,9

1,9

2,8

3,4

5,8

- торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт

2,1

1,5

1,9

1,2

1,0

1,0

1,1

1,1

1,6

- жилищное хозяйство (строительство, включая индивидуальное)

19,9

23,1

27,9

27,0

21,2

21,2

19,5

19,2

17,3

- иные объекты производственного и непроизводственного назначения

14,5

15,5

18,7

19,9

20,1

20,1

16,7

16,4

14,7

Критическая инвестиционная картина наблюдается в сельском хозяйстве, где часть капитальных вложений с 1991 года до 1999 года упала на 17,4 % и в 1999 году составляла всего 5,2 %. Самый большой объем капитальных вложений среди областей экономики наблюдается в промышленности, транспорте и связи, их часть в общем объеме капитальных вложений имеет тенденцию к увеличению.

Прежде всего, главными факторами сдерживания и дезорганизации финансовых потоков стали высокие темпы инфляции, падение уровня производства и, как последствие, рост части убыточных предприятий (в 1998 году -55% по народному хозяйству, в том числе - 54% в промышленности), кризис неплатежей, утечка капиталов в сферы быстрого оборота - торговлю, финансы.

Ещё одной причиной падения объемов инвестиций является наращивание внутренних и внешних государственных долгов, которое привело к повышению рисковости инвестиционной деятельности. Кроме того, инвестиционный кризис в Украине касается не только сокращения объемов инвестиций, а и ухудшения структуры и качества инвестиций.

Без реальных инвестиций в новейшие технологии отечественные предприятия не могут выйти из экономического кризиса. Эта проблема может быть решена с помощью внутренних источников инвестиций. Одним из таких источников является довольно новая форма экономических отношений – лизинг. Реализация лизинга в экономически развитых странах дала превосходные результаты. С середины 80-х годов лизинг является составляющей официальной политики таких стран, как Венгрия и Болгария. Элементы лизинговых структур появились также в Чехии и Хорватии.

СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА

Новой организационно-экономической формой предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование средств, является лизинг. Он создает благоприятные условия для получения необходимого оборудования без значительных единоразовых затрат и позволяет избежать издержек, связанных с моральным старением техники. Поэтому лизинг представляет собой действенное средство, позволяющее оживить инвестиционную деятельность в Украине.

Введение в экономический лексикон термина "лизинг" (от английского lease - сдавать в наем) связывают с операциями телефонной компании "Белл", руководство которой в 1877 году приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако от идеи лизинга до создания первого лизингового общества, для которого именно операции лизинга стали предметом основной деятельности, прошло ещё много времени. Первая независимая лизинговая компания “Юнайтед Стейтс Лизинг корпорейшн” была создана в Сан-Франциско в 1952 году. В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название "финансово-лизинговых обществ"; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков. В Западной Европе первые финансово- лизинговые общества появились в конце 50-х - начале 60-х годов. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того, как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами. В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами. Международный рынок лизинговых услуг – один из наиболее динамичных. По оценкам экспертов к началу 1988 года на условиях лизинга реализовывалось основных фондов на 250 млрд. долларов, в то время как в 1979 году - только на 50 млрд. долларов.

Лизинг особенно привлекателен при временной потребности в оборудовании (например, научно-исследовательских лабораториях). Предприниматель прибегает к лизингу, если у него нет возможности использовать кредит для закупки необходимого оборудования или он предполагает использовать собственный капитал и заемные средства иным способом. А с учетом того, что лизинговая сделка не предполагает гарантийного и авансового залогов, предприниматель, применяя один и тот же капитал, приводит в движение большее количество факторов производства. Предприниматель может использовать лизинг при наличии потребности в оборудовании, которое не связано с основной производственной деятельностью (например, он может получить транспортные средства по лизингу и самостоятельно осуществлять перевозки при помощи этих транспортных средств, не обращаясь к услугам транспортных фирм).

Распространение лизинга обусловлено некоторыми особенностями самих машин и оборудования. Лизинг часто рассматривается как средство борьбы с моральным износом технических средств. Лизинговые соглашения нередко предусматривают возможность замены морально устаревших узлов и деталей (посредством включения специальных статей в лизинговый контракт). Опытный предприниматель предпочитает приобретать по лизингу особенно сложное и редкое оборудование, которое обслуживается лизингодателем лучше, чем это может сделать он сам (ЭВМ, медицинское и иное сложное оборудование, как правило, в Западной Европе и США предоставляется по лизингу). При необходимости использовать оборудование недостаточно известной фирмы, да ещё и не имеющей разветвленной сети ремонтного обслуживания, целесообразно для предприятия взять оборудование по лизингу, а не покупать его. Лизинг может быть применен в качестве первого шага в работе с новым оборудованием. Он также бывает особенно привлекателен, если поставки по лизингу могут быть осуществлены быстрее, нежели при покупке.

В проекте лизинговых операций наиболее сложным моментом представляется определение суммы лизинговых платежей, причитающихся лизингодателю. В состав любого лизингового платежа входят следующие основные элементы: амортизация, плата за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления сделки; лизинговая маржа, включающая доход лизингодателя за оказываемые им услуги; рисковая премия, величина которой зависит от уровня различных рисков, которые несет лизингодатель.

Лизинг характеризуется большим разнообразием услуг, которые могут быть предоставлены лизингополучателю.

Развитие лизинговых операций на Украине в значительной степени сдерживается отсутствием требуемой нормативной базы, поддержки со стороны государства и существенных налоговых льгот для лизингодателя. Доля лизинга в общем объеме инвестиций составила в 1997 году всего лишь 2,5%, а в 1999 г. снизилась до 1%.

СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В УКРАИНЕ

Сегодня в 25 областях Украины действуют свыше 16 лизинговых компаний. По данным Всеукраинской ассоциации лизинга “Укрлизинг” объем лизинговых инвестиций за последние три года возрос почти на 30% и составляет 850 млн. дол. Однако весь объем не превышает 10-12 % от спроса на инвестиции по лизинговыми схемам в промышленность Украины. Рассмотрим особенности каждого типа лизинговых компаний, которые представляют лизинговый бизнес в Украине.

Коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку, сориентированы на обслуживание предприятий определенной области, например, сельского хозяйства (компания “Лизинг-техника”), строительства и транспорта (концерн “Электрон”). Наиболее активно вводится лизинг на предприятиях транспортной отрасли. Так, из 2,7 тыс. автомобилей, которые были ввезены в Украину начиная с 1990 года, по лизинговой схеме получены более 1,5 тыс.

Полукоммерческие лизинговые компании создаются с участием государственных или муниципальных органов власти и финансируются за счет соответствующих бюджетов. В Украине зарегистрированы две лизинговые компании такого типа - ВАТТ “Украгромашинвест” и ВАТТ “Укртранслизинг”, которые были созданы по решению правительства.

С целью поддержки развития лизингового бизнеса в стране был создан Государственный лизинговый фонд (ГЛФ). Финансовые ресурсы ГЛФ формируются за счет бюджетных отчислений. В п.5 “Порядка использования средств на финансирование Государственного лизингового фонда” говорится, что “средства Государственного бюджета Украины используются исключительно для закупки отечественной сельскохозяйственной техники и двигателей для ее, в том числе изготовленной совместными предприятиями - резидентами Украины”. Государственный межведомственный совет определяет такие предприятия, а также определяет, что часть в технике должны составлять комплектующие украинского производства (сегодня это соотношение 30:7).

К этой же группе лизинговых компаний надлежит отнести правопреемника дирекции Государственного лизингового фонда - государственное лизинговое предприятие “Украгролизинг”, которое действует в Украине с апреля 1999 года. Главной целью предприятия “Украгролизинг” является рациональное использование бюджетных средств в рыночных условиях, налаживание системы возврата средств, системы кооперации между заводами и лизингодателями. Оно снабжает техникой при условии уплаты за 5 лет около 4,8% годовых или 33% за весь период. Для современных украинских предприятий, которые требуют обновления машинного парка, наиболее выгодно сделать это за счет бюджетных средств и на таких условиях, но к сожалению, “Украгролизинг” со времени своего создания уже имеет значительный долг по лизинговыми платежами, который на 1.09.1999 года составлял 116,398 млн. грн., из которых удалось вернуть лишь 1,536 млн. грн.

Создаются также и региональные организации такого типа (например, Харьковская региональная лизинговая компания, лизинговая компания “Евро-Сиваш”), и фонды для поддержки малого бизнеса, которые получили лицензию на осуществление лизинговых операций. С участием ассоциации “Укрлизинг” на территории Украины было организовано 8 региональных лизинговых фондов. Таким субъектам лизингового бизнеса присущи: жесткая ориентация на осуществление лизинговых операций с определенной специализированной группой клиентов;осуществление лизинговых операций на основе льготного финансирования.

Основная цель лизинговых компаний, созданных торговыми компаниями, или таких, которые непосредственно не связаны с государственными ресурсами, состоит в привлечении корпоративных клиентов, которые имеют возможность закупать большое количество оборудования. К такому типу компаний относятся ООО “Серго-Гамма-Лизинг” и дочернее предприятие “Ханса-Лизинг-Украина”.

Активизировали сегодня свою работу в Украине иностранные фирмы - поставщики оборудования, технологий и автотранспортных средств (в основном автомобилей), а также множительной техники и оргтехники.

Коммерческие лизинговые компании, созданные банками, и специализированные отделы коммерческих банков образуют наиболее мощную группу лизинговых компаний, которые активно функционируют на рынке лизинга в Украине. Они предоставляют лизинговые услуги широкому кругу клиентов, но не исключены и такие случаи, когда банк предоставляет преимущество лишь собственным постоянным клиентам. Украинской практикой принято, что коммерческие банки не только финансируют деятельность лизинговых компаний, а и рекомендуют своих клиентов к обслуживанию непосредственно лизинговой компанией. Такого типа лизинговые компании в структуре больших коммерческих банков имеют также высокий потенциал, значительный круг клиентов и занимают высокую позицию на лизинговом рынке. В Украине это финансово-лизинговый дом банка “Украина”, лизинговая компания “Аваль-лизинг”, лизинговая компания “Укрексимлизинг”, лизинговое отделение банка “Надра”. Необходимо указать, что лизинговые операции пока что не стали для украинских банков традиционными и их масштабы нельзя сравнивать с потенциальными возможностями.

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЗИНГА

Рассмотрим проблемы, вытекающие из сложившегося законодательного регулирования лизинга. Основным документом, непосредственно регулирующим лизинговые процессы в Украине, является Закон “О лизинге”, принятый в декабре 1997 года.

До принятия данного закона лизинг регулировался законодательной базой, регулирующей арендную деятельность, поскольку в ряде законодательных документов лизинг идентифицируется с арендой.

В Законе “О лизинге” дается следующее определение в статье 1: “Лизинг – это предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств и заключающаяся в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингополучателю имущества, которое является собственностью лизингодателя или приобретается им в собственность по поручению и согласованию с лизингополучателем у соответствующего продавца имущества, при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.”

Определение лизинга в действующем законе о лизинге, приведенное выше относит его к виду предпринимательской деятельности, что размывает границы лизинга и порождает противоречия законодательства, регулирующего различные аспекты предпринимательской деятельности и лизинга как её вида. Также в результате такого определения из круга субъектов лизинга выпадают юридические лица, не относящиеся к предпринимателям (некоммерческие организации), а также физические лица. Таким образом, законодательное определение ограничивает состав участников.

Неполной является классификация лизинга, представленная в статье 4 “Виды и формы лизинга” Закона “О лизинге”. Приведены два вида лизинга: финансовый и оперативный, и три формы: обратный, паевой, международный. В случае оперативного лизинга оно сохраняется за лизингодателем, в случае финансового – переходит в момент окончания срока договора к лизингополучателю. С учетом этого по-разному определяются отдельные права и обязанности основных участников операций. Так как в финансовом лизинге преемником первоначального владельца становится лизингополучатель, он берет на себя обязательства по обслуживанию объекта и заинтересован в поддержании его работоспособности. В случае оперативного лизинга право собственности сохраняется за владельцем, поэтому он активно принимает участие в поддержании работоспособности основных фондов и контролирует её сохранение.

Содержание договора лизинга регулируется статьями 6-15 Закона Украины “О лизинге”, но, несмотря на такое количество статей, регламентирование договора можно считать рамочным. Несмотря на то, что ст. 8 позволяет определять сроки договора лизинга по договоренности сторон, информация, содержащаяся в ст. 4 жестко ограничивает это право участников лизинга. В соответствии со статьей 4 установлены границы срока договора в увязке с процессом амортизации объекта. Для финансового лизинга договор должен устанавливаться на срок, не меньше срока, в течение которого амортизируется 60% стоимости объекта лизинга, определенной в день заключения договора. При этом сумма возмещения стоимости объекта лизинга в составе лизинговых платежей должна включать не менее 60% стоимости. При оперативном лизинге устанавливается верхняя граница срока договора. Он должен быть меньше срока, в течение которого амортизируется 90% стоимости объекта лизинга.

Требование величины верхней и нижней границы срока лизинга сложно выполнить в случае, когда договором предусмотрена передача нескольких единиц основных фондов, которые относятся к разным группам и имеют различные амортизационные периоды.

Статья 16 Закона Украины “О лизинге” регулирует лизинговые платежи. Они являются важным элементом регулирования лизинговых процессов. Их уровень и схема распределения определяют целесообразность лизинговой операции как для лизингополучателя, так и для лизингодателя. Участники лизинговой сделки самостоятельно выбирают периодичность и схему лизинговых платежей. Это положительный аспект регламентации лизинговой деятельности. Однако, ст.16.2 жестко увязывает сумму, возмещающую затраты лизингодателя в каждом платеже, с частью стоимости объекта лизинга, которая амортизируется за этот период. Следовательно, данные требования искусственно ограничивают возможности компенсации стоимости объекта лизинга и противоречат интересам лизингодателя.

Согласно Закону Украины “О лизинге” “лизинговые платежи в соответствии с законодательством Украины относятся на валовые расходы производства и оборота лизингополучателя”. Это значительно повышает эффективность лизинга как инструмента финансирования воспроизводственных процессов по сравнению с покупкой оборудования или иных основных фондов за счет кредита. В случае привлечения кредита при формировании платежей только проценты за кредит включаются в валовые издержки, а погашение кредита осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после её налогообложения. Таким образом, обеспечивается преимущество схемы лизинга перед схемой покупки оборудования за счет кредита.

Необходимо отметить жесткое налогообложение лизингодателя. В соответствии с Законом Украины “О налогообложении прибыли предприятий” весь лизинговый платеж рассматривается как валовой доход и облагается налогом (ст. 4.1.4). В то же время значительную часть лизинговых платежей составляет компенсация затрат, ранее осуществленных лизингодателем на приобретение объекта или услуги, оказываемые лизингополучателю. В результате налог устанавливается не только на прибыль, но и на затраты и, как следствие, лизингодатель не может в полной мере их компенсировать. И хотя является логичным извлечение из суммы лизинговых платежей затрат лизингодателя, правильное решение зависит от субъективного мнения сотрудников органов налоговой администрации. Это снижает заинтересованность в заключении лизинговых операций.

Поверхностно проработаны в Законе “О лизинге” вопросы, представленные в статье 14 “Риск случайного уничтожения или случайного повреждения объекта лизинга и его страхование”. В этой статье не оговорена ответственность в случаях порчи, хищения, поломки в связи с ошибкой при монтаже или в процессе эксплуатации. Вопросы страхования тоже практически не раскрыты. Вопрос о рисках необходимо детализировать, четко указать их возможные виды, способы учета и предупреждения, страхования.

В результате анализа законодательной базы регулирования лизинга можно сделать следующие выводы. Во-первых, Закон Украины “О лизинге” представляет собой весьма мало проработанный документ, регулирующий деятельность нового вида предпринимательской деятельности, направленного на оживление инвестиционных процессов на Украине. Экономические и организационные аспекты лизинговой деятельности в данном законе рассмотрены недостаточно полно. Многие положения закона вступают в противоречие с другими нормативными и законодательными актами. Во-вторых, налоговое регулирование лизинговой деятельности является не эффективным и вместо того, чтобы содействовать развитию, наоборот приводит к тому, что лизинговые операции становятся невыгодными как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. Неопределенность самого понятия лизинга и различная трактовка в разных законодательных актах мешает предпринимателям определить для себя выгодность и эффективность данного инструмента инвестирования средств в производство.

Лизинг – наиболее перспективный финансовый инструмент, способный эффективно развивать производство, активизировать инвестиционный процесс в Украине. Он дает преимущества не только лизингополучателям, но и всем участникам договора. Производитель получает новые каналы сбыта своей продукции, лизинговая компания зарабатывает свою прибыль за посредничество, государство получает обновленные предприятия, способные выпускать конкурентоспособную продукцию, а значит, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, уменьшается социальная напряженность за счет появления новых рабочих мест.

Несмотря на указанные преимущества для всех субъектов хозяйствования, задействованных в лизинговой сделке, множество проблем не дает развиваться лизингу в той степени, в которой необходимо для экономики страны. Важной причиной, сдерживающей активизацию лизинга, является отсутствие должной проработки теоретических, методологических вопросов регулирования лизинга, отсутствие досконально проработанной правовой базы лизинговой деятельности. Несовершенная амортизационная политика тоже сдерживает широкое распространение лизинга. Множество рисков, возникающих из-за нечеткости правового регулирования, приводят к тому, что многие предприниматели не используют лизинг в своей деятельности, хотя и знают о его преимуществах.

Так как лизинговая деятельность в Украине регулируется целым рядом документов, а не только Законом “О лизинге”, то изменение данного закона будет эффективным только в случае комплексной его увязки с другими нормативными актами, такими как Закон “О налогообложении прибыли предприятий”, Закон “О налоге на добавленную стоимость” и др. Т.е. на ряду с изменениями в Законе “О лизинге” необходимы изменения и в других законах, прямо или косвенно регулирующих лизинговую деятельность. Если данные изменения проводить не параллельно, а изолированно друг от друга, то это не даст необходимого положительного эффекта и не поможет активизации использования лизинга в Украине.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Закон Украины “О лизинге” // Голос Украины. – 1998, №5(1755). – С.11-12.
Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” // Все о бухгалтерском учете. – 1998, №9(191). – С.22-54.
Закон Украины “Об инвестиционной деятельности” // Государственный информационный бюллетень “О приватизации”. – 1993, №2(6). – С.3-9.
Коваленко Н., Човнюк Ю. Тенденції розвитку лізингу: світовий досвід і реалії в Україні // Банківська справа. – 2000, №6. – С.29-32.
Коваленко Н.І., Ситуаційне моделювання лізингових операцій // Фінанси України. – 2000, №10. – С.118-125.
Ларіонова Л. Лізинг і ринкові умови в Україні // Фінанси України. – 1998, №7. – С.92-95.
Ластовченко І.В. Деякі фінансові аспекти інвестиційної діяльності підприємств // Фінанси України. – 2001, №2. – С.105-110.
Ляхова О.О. Суб’єкти ринку лізингових послуг в Україні // Фінанси України. – 2000, №11. – С.64-67.
Орлов О.О., Рясних Є.Г. Що заважає розвитку лізингу в Україні // Фінанси України. – 1999, №7. – С.3-9.
Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю.М. Осипова – Москва: Ассоциация “Гуманитарное знание”, 1992 – 432 с.
Слав’янська Н. Впровадження лізингових відносин в Україні // Банківська справа. – 1999, №4. – С.19-20.
Хобта В.М., Гайдук В.А. Проблемы и перспективы развития лизинга в Украине. – Донецк, 2000. – 120 с.
Черевко Г.В., Калитка Г.Б. Лізинг: реалії, проблеми, перспективи // Фінанси Ураїни. – 1999, №2. – С.40-46.
Чистякова Н.М. Державне регулювання інвестиційного процесу в Україні // Фінанси України. – 2001, №3. – С.116-120.