НАЗАД

6. Международный опыт региональной политики

6.3.Региональная политика

Многие страны мира, причем как экономически развитые, так и развивающиеся, сталкиваются с проблемой неравномерности развития регионов. Восприятие остроты этой проблемы в значительной мере определяется уровнем экономического развития страны. Объединение стран Европы в Союз более ярко высветило отставание экономического развития отдельных регионов менее развитых стран (Греции, Португалии, Италии) по сравнению с общеевропейскими показателями. Исходя из гуманитарных принципов и для повышения политической стабильности общества, придания устойчивости развития экономики, повышения ее конкурентности на мировом уровне разрабатываются и реализуются программы выравнивания межрегиональных различий.

Для решения назревших проблем и проблемных территорий во многих странах применяются три варианта (со множеством подвариантов и механизмов реализации в каждом из них):

Некоторые программы в странах и ряд направлений деятельности комиссий ЕС и их программы носят комплексный характер. Естественно, что на конкретных территориях могут реализоваться несколько программ, наиболее яркий пример - Новые земли Германии или европейские города со старой промышленностью.

Для развития "проблемных" территорий во многих странах применяются трансфертные системы, которые помогают решать задачи сглаживания горизонтальных бюджетных различий , то есть обеспечение сбалансированности налогового потенциала отдельных регионов относительно их объективных потребностей в финансовых средствах.

Для расчета величины выравнивающего трансферта в большинстве стран применяют расчетные формулы, в которых используются индикаторы бюджетных потребностей, прежде всего такие как численность населения, специфические показатели отсталости или депрессивного состояния экономики региона, среднедушевой доход, удельный вес населения, живущего за чертой бедности; показатель, обратный объему душевого ВВП регионов.

Опыт применения выравнивающих трансфертов достаточно большой. К примеру в Японии и Индии (при разных математических подходах) он используется для повышения общих возможностей местных бюджетов, в Португалии - для распределения средств инвестиционного фонда муниципалитетов. В Германии в дополнение к существующей для всех земель бюджетного горизонтального выравнивания к новым Восточным землям применялся дополнительный отдельный фонд "Федеральные дополнительные отчисления".

В странах с более широкими полномочиями региональных властей чаще используются целевые трансферты, идущие на развитие социальной и хозяйственной инфраструктуры.

Первые целевые бюджетные гранты были введены в Великобритании еще в 1835 г. и применяются до сих пор. Широкое применение для решения региональных проблем находят целевые трансферты в США. В отдельные периоды число специальных трансфертов было более пятисот. Среди них программы медицинской помощи нуждающимся, семьям с детьми. Одна из крупнейших программ ликвидации экономического отставания отдельных территорий и повышения общеэкономического потенциала США - программа строительства автомобильных дорог между штатами (90% ее расходов покрыли трансферты).

Механизм выравнивающих трансфертов (аналогично тем, которые применяются внутри стран) применяется и в Европейском содружестве. Особая роль отводилась им при разработке программ объединения стран в Европейском содружестве. и направлялась на повышение экономического стимулирования развития отстающих регионов, отраслей, на решение острых социально-экономических проблем. Средства аккумулируются и распределяются через специально созданные фонды, комитеты, Европейский инвестиционный банк.

В программе стимулирования развития слаборазвитых районов в качестве ориентира для определения уровня экономического развития потенциальных реципиентов используется соотношение ВВП на душу населения (нижняя планка для получения выплат - ВВП на душу населения не должен превышать 75% среднего по ЕС).

Смешанный вариант применения трансфертов складывается при проведении в странах ЕС при стимулировании перестройки кризисных старопромышленных районов. Сглаживание негативных последствий промышленной политики при формировании Содружества проводится в форме специальных мероприятий по региональному развитию, но ориентированы они прежде всего на решение проблем ряда территорий-отраслей (предриятия сталелитейной, судостроительной, текстильной отраслей как правило дают работу большому числу жителей региона и при их переориентации возникает много проблем с трудоустройством, социальным обеспечением, переобучением). В этих же городах может получить применение одна из специальных программ, направленная на поддержку городов, находящихся в упадке, или программа по содействию развития мелких и средних предприятий.

Для новых земель Германии в дополнение к выравнивающим трансфертам разработана целевая программа "Восстановление Востока", ориентированная на развитие хозяйственной инфраструктуры.

Ближе к целевым программам можно отнести деятельность европейских фондов по таким направлениям как борьба с хронической безработицей (более 12 месяцев), помощь молодежи в поисках работы.

Довольно комплексным выглядит подход к стимулированию развития сельских территорий, реформированию аграрной политики и перестройки структур в сельском хозяйстве и лесной промышленности. На эти цели расходуется свыше половины средств Комиссии Европейского сотрудничества (1992 год - 61,3%, на 1996 год запланировано 48,4% средств от общей суммы расходов).

В 1992 году согласно достигнутой в Маастрихте договоренности был создан Фонд интеграции для поддержки четырех беднейших стран Европейского Союза: Испании, Португалии, Греции, Ирландии. Фонд поддерживает проекты в области инфраструктуры и экологии, представляющие интерес для Содружества в целом. Так Португалия и Греция получат средства (вместе около 100 млн. ЭКЮ) на модернизацию автомобильных и железных дорог.

В Чешской республике существует основательная программа поддержки малых и средних предприятий. Около 50% поддержки этих предприятий включали регионально-нацеленный элемент субсидий по программе "РЕГИОН". В добавление, правительство поддерживает агентства регионального развития, например, в Остравском угольном бассейне, в котором национальные и местные правительства имеют равные доли.

В ряде стран для интенсификации развития отсталых территорий и для придания стимула всей экономике в некоторых регионах устанавливаются особые бюджетные режимы . Перечень и виды налоговобюджетных преференций во многом зависят от целей введения особого бюджетного режима: большие полномочия местных властей по налогообложению и финансированию расходов, льготные условия распределения доходов от сборов общефедеральных налогов. В практике других стран крупным регионам особые бюджетные режимы предоставлялись в основном для решения политических противоречий или экономических проблем. Понятно, что число регионов, находящихся в таких условиях, всегда крайне ограничено, т.к. сужается сфера государственного макроэкономического регулирования, межрегиональной политики, возникает угроза несбалансированности бюджетной системы. Часто используемый в широкой прессе пример Китая и его свободных экономических зон характеризуется с одной стороны повышением предпринимательской активности в этих регионах, с другой - значительным сокращением притока доходов в центральную казну (возникла потребность перераспределения поступлений на другие регионы страны).

Особый вопрос - вхождение региона или какой-либо зоны в таможенные границы страны или получение статуса экстерриториальности, или специальные экономические зоны.

В США и Великобритании используются оба варианта. Территории, не выходящие за пределы таможенных границ, получают статус предпринимательских и получают набор льгот и стимулов, во первых, по формированию и расходованию местных бюджетов, во вторых, для развития новых предприятий (снижение налогов на недвижимость, субсидии по инвестициям, ускоренную амортизацию оборудования. Граждане, проживающие в этих предпринимательских зонах, также получают ряд льгот по подоходному налогу и на оплату жилья (для семей с низким уровнем дохода).

Основная задача специальных экономических зон (СЭЗ), экстерриториальных по отношению к таможенным границам страны, стимулирование экономического роста, модернизация своей и сопредельных территорий, ориентация на развитие какой-либо отрасли, обеспечение притока иностранной валюты, создание условий для вхождения страны в мировой рынок. Особая черта СЭЗ - благоприятный инвестиционный климат, создаваемый системой налогово-бюджетных, финансовых и административных льгот.

Развитие СЭЗ, ориентирующихся на иностранный капитал, требует особенно благоприятного инвестиционного климата, создаваемого с помощью системы льгот. К самым распространенным из них относятся:

В целях интенсификации начальных этапов формирования СЭЗ из центра осуществляются крупные инвестиции на строительство объектов инфраструктуры. Кроме того местным властям может предоставляться такая бюджетная льгота, как временное удержание ими собираемых на их территории федеральных или национальных налогов. Центральные и региональные власти могут также частично компенсировать первоначальные потери в доходах местного бюджета от налоговых льгот, предоставляемых инвесторам и предприятиям. Но бюджетный принцип СЭЗ - самоокупаемость. По мере роста инвестиционной и потребительской активности в СЭЗ ее бюджет становится достаточно обеспеченным налоговыми поступлениями.

Особенно успешно СЭЗ функционируют в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, в Бразилии и Мексике.