КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю.Г. Огородникова, КГТУ им. А.Н. Туполева

В современной России к настоящему времени сложилась принципиально новая экономическая ситуация и создана достаточно прочная база рыночных отношений, но вместе с тем стало очевидно, что программа экономических реформ нуждается в серьезных изменениях и в первую очередь в плане перехода с макроуровня на уровень конкретного производства. Большинство из них сталкивается с одними и теми же проблемами: замедление роста, снижение рентабельности, отступление на рынке и как результат - снижение конкурентного статуса. Среди различных методов и средств повышения конкурентного статуса особое место занимает активизация инновационных процессов [7]. Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и освоении инноваций в тесной связи с проблемами совершенствования хозяйствования и управления приобретает исключительно важное значение.

Само понятие предпринимателя как человека, идущего на экономический риск ради получения прибыли и реализации новых коммерческих идей, возникло давно, но исходным для понимания инновационного предпринимательства стали труды Й.Шумпетера [14]. Сейчас обозначился переход к качественно новому типу экономического развития, который называют научно-техническим или инновационным [12].

Подъем инновационного предпринимательства в настоящее время все больше рассматривается как важнейший инструмент развития и трансформации экономической системы в условиях НТП и ключевой ресурс в обеспечении конкурентного преимущества.

1. Инновации как инструмент предпринимательской деятельности

Понятия “инновация” и “нововведение” идентичны по смыслу - означают прогрессивное новшество, рассматриваемое в динамике и являющееся новым для организационной системы, принимающей и использующей его.

Совокупность научно-технических, технологических и организационных

системы, принимающей и использующей его.

Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, рассматривается как инновационный процесс, он всегда имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, обеспечивающий определенный технический, социально-экономический эффект.

Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Применение в предпринимательской практике той или иной формы организации инновационных процессов определяет состояние внешней и внутренней среды хозяйственной системы, специфику самого инновационного процесса как объекта управления.

Любая экономическая деятельность относится к основным четырем типам [4]: производство, обмен, распределение, потребление продукции. Соответственно, путем связывания цикла выделяют следующие виды предпринимательства, исходя из их содержания и характера формы деятельности: инновационное, производственное, коммерческое, финансовое.

Главной определяющей частью инновационного предпринимательства является создание новой продукции, работ, информации, интеллектуальных ценностей, т.е. это особый новаторский процесс постоянного поиска новых возможностей, умение извлекать и использовать для решения постоянных задач новые материальные и интеллектуальные ресурсы из самых разнообразных источников. Оно связано с готовностью предпринимателя добровольно взять на себя риск, т.е. принять финансовую, моральную и социальную ответственность, который должен принести денежный доход и личное удовлетворение в достигнутом.

Как свидетельствует статистика [15], деятельность по созданию и внедрению инноваций, несмотря на большой риск, характеризуется высокой прибыльностью, в среднем более чем в 3 раза превышающей прибыль инвестиций в экономически развитых странах. Производство и коммерция, связанные с освоением новой наукоемкой продукции, являются одними из главных источников пополнения национальных бюджетов. По данным Миннауки РФ [1], в России накоплено интеллектуальной собственности на 400 млрд. руб., сосредоточено 12% ученых всего мира, но инновационной деятельностью занимается лишь 15% предпринимателей, наукоемкая продукция которых не превышает 1,5 - 2% общего объема экспорта страны. Мировой рынок наукоемкой продукции превышает 2 трлн. долларов в год, и Россия имеет шансы повысить свой рейтинг, укрепив национальную инновационную систему, поскольку только в этом случае реализуемы шансы на высокое качество роста, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции.

2. Конкуренция и инновационная деятельность

Вся хозяйственная деятельность предпринимателя подчиняется основным законам экономики, таким как закон стоимости, закон денежного обращения, закон конкуренции.

Закон конкуренции определяет, что все участники рынка стремятся получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг. В связи с этим их интересы сталкиваются. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций, наиболее важные из которых – определение рыночный стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому, давление на нерентабельные производства.

Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:

- конкуренция - главный фактор восприимчивости предприятия к инновациям;

- конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны рынку;

- конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка;

- конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства.

Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной фирмы можно разделить на две основные группы:

1. Первая группа факторов определяется элементами конкурентного преимущества фирмы. В эту группы внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности, отражающие степень использования факторов производства.

2. Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды.

Кроме отмеченных, следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние конкурентоспособности фирмы: полезный эффект производимых товаров, цена потребления производимых товаров, эффективность производства.

Приведенная классификация факторов конкурентоспособности инновационной фирмы обеспечивает адекватность анализа и влияния причин неконкурентоспособности инновационных фирм.

Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, а основными признаками, по которым можно сгруппировать виды конкуренции в сфере инновации, являются: во-первых, субъекты конкуренции (индивидуальная и групповая); во-вторых, характер отношений (свободная

олигополистическая, монополистическая); в-третьих, функциональное назначение (внутриотраслевая, межотраслевая, региональная); в-четвертых, методы действия (ценовая и неценовая, добросовестная и недобросовестная).

Конкуренцию стимулирует рынок инноваций, формирующий научные организации, временные научные коллективы, вузы, научно-исследовательские организации. Основными формами осуществления участия инновационной фирмы в рынке новшеств являются наличие научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР, приобретение лицензий на право производства продукции, покупка ноу-хау, технологий и другой интеллектуальной собственности.

3. Конкурентные стратегии инновационного предпринимательства

Как и анализ спроса, изучение конкурентов осуществляется в три этапа:

- выявление действующих и потенциальных конкурентов;

- анализ показателей деятельности и стратегий конкурентов;

- выявление их сильных и слабых сторон.

Выбор фирмой стратегии поведения зависит от вида ее предпринимательской деятельности и рыночной конъюнктуры.

Предпринимательская стратегия представляет собой детальный план выхода на рынок с нововведением и обеспечение посредством его долгосрочных конкурентных преимуществ.

П. Друкер [2] выделяет четыре предпринимательских стратегии, названия которых говорят сами за себя:

- ворваться первым и нанести массивный удар;

- напасть быстро и неожиданно;

- найти и захватить экономическую нишу;

- изменить экономические характеристики продукта, рынка или отрасли.

Конкурентная стратегия инновационной деятельности зависит от того, на каких этапах НТП оказывается роль тех или иных фирм. Принимая стратегическое решение, нужно ответить на вопросы:

- Что и в каком количестве производить?

- Для кого и когда производить?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, стратегия фирмы должна выработать правила:

1. Исследования условий конкурентного преимущества.

2. Распределение имеющихся ресурсов.

3. Взаимодействие с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками.

4. Формирование эффективной ценовой политики.

5. Предотвращение банкротства.

Как полагают Н.Мусов и В.Ненадышев [8], возможны две модели предпринимательства, с которыми инновационная деятельность связана напрямую и от которых зависит предпринимательское поведение на рынке.

Первая модель характеризуется тем, что предприятие стремится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. В данном случае действует фактор, присущий стратегии выживания, которые не учитывает концепции управления ростом или инновациями. Стратегия выживания достигается за счет жесткой регламентации структуры, краткосрочного планирования, слабого регулирования проблемных ситуаций. При этом падает эффективность инноваций, сокращается доля рынка.

Вторая модель – инновационная - предлагает поиск новых путей развития, направления экономического прорыва, нейтрализацию сопротивления изменениям, стимулирование инновационной деятельности. Такая агрессивная рыночная стратегия обеспечивается за счет создания и поддержания технологического опережения конкурентов.

В зависимости от позиции на рынке и предъявляемых в этой связи претензий существуют различные стратегии ведения конкурентной борьбы [4]:

1. Наступательная стратегия характеризует предпринимателей, которые выпускают товары на рынок с принципиально новыми свойствами.

2. Оборонительная стратегия – удержание позиций на имеющихся рынках. Главная функция - оптимизировать отношение “затрата - результат” в инновационном процессе.

3. Имитационная стратегия, чаще всего используемая в условиях коммерческой неопределенности.

4. Лидирующая стратегия используется предпринимателями, имеющими сильные рыночные технологические позиции.

Выбор конкурентной стратегии на основе анализа исследований приведенных М.Портером [9], определяет два главных момента:

- структуру отрасли, в которой действует фирм;

- позицию, которую фирма занимает внутри отрасли.

Фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбирать соответствующую позицию для получения конкурентного преимущества, характеризуемого низкими издержками, дифференциацией продукции, высокой нормой прибыли.

Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается, можно, используя модель пяти сил по М.Портеру, объединить в понятие типовой стратегии.

Заключение

1. Практика мирового хозяйствования позволяет выявить общие для современной экономики тенденции, формы и механизмы развития инновационного предпринимательства.

2. В целях обеспечения конкуренции между инновационными фирмами следует переходить к конкурентной основе проектирования образцов новой техники.

3. Предпринимательское поведение и управление не должно замыкаться только на сфере “высоких технологий”.

4. Предпринимательство любого вида успешно развивается и выполняет свои функции только при наличии конкуренции.

5. Инновационное предпринимательство демонстрирует большое разнообразие организационных форм.