БНБ № 10, с.34-36

 Ю. СИЛЬНИЦКИЙ, зам. нач. Главного управления по работе с плательщиками налогов ГНА Украины

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ, УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ РЕКЛАМЫ

 

Сегодня реклама является одним из важнейших путей продвижения товаров на рынке, их успешной реализации. Немаловажное значение она имеет и для развития внешнеэкономических связей предприятий, роста производства продукции, работ, услуг, регулирования спроса и потребления отдельных видов товаров и др.

Общеизвестная фраза “реклама - двигатель торговли” прочно вошла в сферу производства и реализации продукции. Это, в свою очередь, влияет на увеличение количества субъектов предпринимательской деятельности, пользующихся услугами рекламных фирм и компаний с одной стороны и рост предприятий, специализирующихся на изготовлении и/или распространении рекламы с другой.

В своей хозяйственной деятельности предприятия и организации по изготовлению и/или распространению рекламы должны руководствоваться прежде всего Законом Украины “О рекламе”.

Рекламой считается любая форма публичного представления товара, работ, услуг через средства распространения информации.

К средствам распространения информации относятся пресса (газеты, журналы, каталоги, справочники, отправка прямой печатной рекламы и другая печатная продукция), эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, радиовещание, иллюстрированные изобразительные средства, афиши, плакаты, календари и т. п., аудио- и видеозаписи, имущество юридических и физических лиц, одежда и др.

К средствам внешней рекламы относятся: щиты, стенды, транспоранты всех видов, установки на крышах, на фасадах и торцах строений, электронные табло, световые газеты, бегущая строка, световая фиксированная строка, реклама на аэростатах, воздушных шарах, дирижаблях и других видах воздушного транспорта над городом, щитовые конструкции на временных строительных сооружениях, на бортах городского транспорта, экраны, которые размещаются в витринах магазинов и других предприятий, выходящих на улицы, магистрали, площади, реклама на мостах, эстакадах, путепроводах и др.

Порядок налогообложения прибыли предприятий, полученной от деятельности по изготовлению и распространению рекламной продукции регулируется Законом Украины “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (с учетом изменений и дополнений).

Прибыль как объект налогообложения определяется в общеустановленном порядке (п. 3.1 ст. 3 вышеуказанного Закона):

П = ВД - ВР - А,

где

П - прибыль предприятия;

ВД - сумма скорректированного валового дохода;

ВР - сумма валовых расходов;

А - амортизация.

Валовый доход предприятия-изготовителя и/или распространителя рекламы - это общая сумма дохода от всех видов его деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах, как на территории Украины, так и за ее пределами.

Скорректированный валовый доход - валовый доход, определенный согласно п. 4.1 без учета доходов, указанных в п. 4.2 ст. 4 Закона.

Налоговый учет осуществляется по методу начисления, правила которого установлены ст. 11 Закона.

Датой увеличения валового дохода предприятия, деятельность которого связана с изготовлением и/или распространением рекламы считается дата, которая приходится на налоговый период (квартал), в течение которого происходит какое-либо из событий, происшедшее первым:

- либо дата зачисления денежных средств от заказчика рекламной продукции (рекламодателя) на банковский счет предприятия-изготовителя и/или распространителя рекламы в оплату работ либо услуг, подлежащих реализации, а при продаже их за наличные средства - дата их оприходования в кассе предприятия (при отсутствии таковой - дата инкассации наличных в банковском учреждении, обслуживающем предприятие);

- либо дата фактического предоставления результатов работ (услуг), подтвержденных соответствующим документом (актом выполненных работ, услуг).

В случае осуществления бартерной операции, дата увеличения валового дохода определяется по первому из случившихся событий (п. 11.3.4 ст. 11 Закона):

- либо по дате фактического предоставления результатов работ (услуг);

- либо по дате фактического получения результатов работ (услуг).

При продаже работ (услуг) по изготовлению и/или распространению рекламы с оплатой за счет бюджетных средств датой увеличения валового дохода является дата поступления таких денежных средств на расчетный счет предприятия-изготовителя и/или распространителя рекламы либо дата получения соответствующей компенсации в любом другом виде.

Валовые расходы предприятия по изготовлению и/или распространению рекламной продукции - это сумма каких-либо расходов в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых (изготовляемых) таким предприятием для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности. Состав валовых расходов регламентирован ст. 5 Закона.

Согласно правилам ведения налогового учета датой увеличения валовых расходов предприятия, деятельность которого связана с изготовлением и/или распространением рекламы, считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, происшедшее первым:

- либо дата списания средств с банковского счета предприятия на оплату товаров (работ, услуг), а в случае их приобретения за наличные - день их выдачи из кассы предприятия;

- либо дата оприходования предприятием товаров, а для работ (услуг) - дата фактического получения результатов работ (услуг).

При этом следует учесть, что с целью отнесения по установленным правилам на валовые расходы затрат предприятий по выполнению работ, связанных с изготовлением и/или распространением рекламы необходимо выполнять два основных для этого условия:

1. Приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться в собственной хозяйственной деятельности предприятия (определения “хозяйственной деятельности” - п. 1.32 ст. 1 и “валовых расходов” - п. 5.1 ст. 5 Закона).

2. Расходы предприятия, подлежащие включению в состав валовых, должны быть подтверждены соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета (п. 5.3.9 ст. 5 Закона).

В случае, если в течение отчетного периода предприятие по изготовлению и/или распространению рекламы приобрело (оприходовало) необходимые для осуществления своей хозяйственной деятельности товарно-материальные ценности либо для этих целей такому предприятию были выполнены и оформлены соответствующим документом (актом) работы либо услуги, но не оплачены им в этом же отчетном периоде, и при этом сроки оплаты таких товаров (работ, услуг) согласно договорам истекли, то на валовые расходы такие суммы могут быть отнесены только в том отчетном (налоговом) периоде, в котором данным предприятием была произведена фактическая оплата за приобретенные товары (работы, услуги), подтвержденная платежными документами.

Сегодня довольно часто в финансово-хозяйственной деятельности предприятий по изготовлению и/или распространению рекламы имеют место бартерные операции. Для таких операций датой увеличения валовых расходов является дата осуществления заключительной (балансирующей) операции, осуществляемой после первой операции, определенной согласно п. 11.3.4 ст. 11 Закона.

 В случае осуществления частичных поставок товаров (работ, услуг) в счет заключительной бартерной операции валовые расходы предприятия соответствующего налогового периода увеличиваются на стоимость этих частичных поставок товаров (работ, услуг).

Что касается расходов предприятий-рекламодателей (заказчиков рекламы), то согласно п. 5.4.4 ст. 5 Закона в состав валовых расходов включаются затраты плательщика налога на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) таким плательщиком налога. При этом необходимо соблюдать все вышеуказанные правила и условия (применительно к предприятиям-заказчикам рекламы) включения таких затрат в состав валовых расходов отчетного периода.

Следует также отметить, что расходы по бесплатной раздаче образцов товаров или безвозмездному предоставлению услуг (выполнению работ) в рекламных целях относятся на валовые расходы в размере не более 2-х процентов от налогооблагаемой прибыли плательщика налога за предыдущий налоговый квартал.

Амортизация основных фондов и нематериальных активов предприятия-изготовителя и/или распространителя рекламной продукции - это постепенное отнесение расходов на их приобретение, изготовление или улучшение, на уменьшение скорректированной прибыли предприятия в пределах установленных законодательством норм амортизационных отчислений. Порядок амортизации основных производственных фондов и нематериальных активов установлен ст. 8 Закона.

Нормы амортизации (п. 8.6.1 ст. 8) в расчете на календарный квартал установлены в процентах к балансовой стоимости каждой из групп основных фондов (п. 8.2.2 ст. 8). Балансовая стоимость группы основных фондов на начало отчетного периода рассчитывается по общеустановленной методике (п. 8.3.2 ст. 8), а порядок ее увеличения и уменьшения регламентирован п. 8.4 ст. 8 Закона.

Прибыль предприятия по изготовлению и/или распространению рекламы, независимо от формы собственности, подлежит налогообложению по ставке 30 процентов.

Сумма налога на прибыль определяется следующим образом:

Н = П х С,

где

Н - сумма налога на прибыль предприятия;

П - налогооблагаемая прибыль;

С - ставка налога на прибыль.

Налог на прибыль подлежит уплате в бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Платежные поручения на перечисление налога в бюджет предоставляются предприятиями в банковские учреждения до наступления срока платежа. В течение отчетного (налогового) квартала предприятия-изготовители и/или распространители рекламы уплачивают в бюджет по итогам первого и второго месяцев отчетного (налогового) квартала авансовые взносы налога на прибыль. Уплата авансовых взносов и предоставление в налоговые органы уведомлений о результатах их расчетов (по установленной форме) производится до 20 числа второго и третьего месяцев отчетного квартала соответственно.

Предприятия-изготовители и/или распространители рекламной продукции не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляют в налоговый орган декларацию о прибыли (по общеустановленной форме) и приложения к ней за отчетный квартал, рассчитанную нарастающим итогом с начала отчетного финансового года.

Субъекты малого бизнеса - предприятия по изготовлению и/или распространению рекламы любых организационно-правовых форм и форм собственности могут перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (уплату единого налога). Такое право им дано Указом Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” в редакции от 28.06.99 г. № 746/99. При этом среднеучетная численность работающих таких предприятий за год не должна превышать 50 человек и объем годовой выручки от реализации 1 миллиона гривен. Кроме того, в уставном фонде таких предприятий доли, принадлежащие юридическим лицам - участникам и учредителям данных субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства, не должны превышать 25 процентов. Перейти на уплату единого налога субъект малого бизнеса, который отвечает требованиям соответствующего Указа Президента Украины, может с начала любого отчетного периода (квартала). Для этого следует подать заявление по установленной форме в налоговый орган не позднее чем за 15 дней до начала отчетного периода.