Back to the main page


Донецкий Национальный Технический Университет

Донецкий Национальный Технический Университет

Факультет Экономики и Менеджмента

Кафедра Внешнеэкономической Деятельности Предприятия


Автор: ШАБУНЯ ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА


E-mail: barbariska@ukrtop.com


Тема работы:

“Оптимизация маркетинговой стратегии предприятия на международном рынке”


Специальность: Менеджмент Внешнеэкономической Деятельности Предприятия

Код специальности: 6.050206


Категория: автореферат магистрской выпускной работы


Руководитель : кандидат технических наук ОЛЕЙНИКОВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ


1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


1.1 Актуальность темы

Производственое предприятие на внешнем рынке - это качественно новое явление для украинской экономики. Выход на внешний рынок самостоятельных хозяйствующих субъектов должен способствовать приспособлению экономики к системе мирохозяйственных отношений, к формированию экономики открытого типа. Внешнеэкономическая деятельность фирмы включает такие основные направления:

- выход на внешний рынок;

- экспортно-импортные поставки товара, услуг и капитала;

- валютно-финансовые и кредитные операции;

- создание и участвие в деятельности совсместных предприятий;

- международный маркетинг;

- мониторинг национальной экономической политики и экономики мирохозяйственных связей.

Рыночная стратегия фирмы подразумевает сопоставление всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности и обоснование принятия оптимального решения.

Стремление получить прибыль большую, чем внутри страны, побуждает фирмы выходить на международный рынок. Несмотря на присутствие фактора неопределенности в новой среде (новые конкуренты, изменчивая рыночная конъюнктура, колебания валютных курсов, политическая нестабильность и др.), предприятие стремится наращивать свое присутствие на мировом рынке.

Почувствовав на себе недостатки первых, скорее спонтанных и импульсивных действий, предприятие начинает применять стратегическое планирование. Успешное его использование дает возможность фирме достичь эффективной предпринимательской деятельности на внешнем рынке.

Планирование стратегии фирмы призвано прежде всего предупредить неблагоприятное действие внешних факторов. Наиболее важной его функцией является прогнозирование будущего. Определяя желаемые и возможные ориентиры своей будущей деятельности на мировом рынке, фирма уменьшает возможность непредвиденного действия основных факторов, действующих на мировом рынке.

Высокая сложность экономических явлений и процессов в мировом хозяйстве и возросшее количество элементов (за счет внешних), окружающих предприятие, делает стратегическое планирование обязательным условием хозяйственной деятельности. К тому же, потребность во взвешенной политике и предвидении хода внешнеэкономической деятельности фирмы возрастает с увеличением количества рынков, где она проводит свою коммерческую деятельность.

Таким образом, выработка и оптимизация маркетинговой стратегии фирмы - это процесс сканирования мирового рынка, определение глобальных и локальных целей внешнеэкономической деятельности, выбор предпочтительных сегментов (ниш). Эта деятельность в большей мере позволит достичь выбранных целей: приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие с этими целями, выбор предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям с целью предотвращения неэффективных международных рыночных транзакций.

1.2 Цель работы

Цель работы – проведение анализа деятельности фирмы на международном рынке и разработка на основе этого анализа выводов относительно существующей стратегии деятельности с целью получения предложений по оптимизации этих действий.

В соответствие с поставленной целью, основными задачами, которые следует решить, являются:

1.3 Научная новизна

В этой исследовательской работе я собираюсь разработать существенно новую оптимальную стратегию поведения предприятия на международном рынке: провести анализ ее внешнеэкономической деятельности на данном этапе развития и предложить наиболее подходящую для данного предприятия стратегию в зависимости от результатов проведенного анализа и "творческой интуиции" экономиста.


1.4 Методы исследования

Методы исследования – теоретические исследования, метод логической дедукции, анализ экономических и социальных исследований и статистических данных, творческая интуиция, количественный и качественный анализ.


2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Рассмотрим основные принципы процесса разработки маркетинговой стратегии предприятия:

- Маркетинговые исследования как основа стратегического планирования -

1. Условия и направления маркетинговых исследований

2. Методологические основы

3. Методы проведения маркетингового исследования

- Планирование маркетинговой стратегии компании -

4. Развитие стратегического маркетингового плана

5. Направление и стандартные модели маркетинговых стратегий


3 ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Итак, разработка комплекса мероприятий по реализации товаров и услуг на внешнем рынке представляет собой управленческий процесс, включающий в себя следующие этапы: анализа, планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности. Базой принятия всех решений в международном маркетинге служат маркетинговые исследования разной широты и глубины охвата и лежащая в их основе информационная база. Маркетинговые исследования - это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем, потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии, а также маркетинговой деятельности предприятия.

Как мы определили, стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.

Как правило, разработка и реализация маркетинговой стратегии осуществляется в четырех направлениях:

· товарная политика;

· ценовая политика;

· политика продаж;

· политика общения или методы формирования спроса и продвижения продаваемого товара.

Основываясь на четырех направлениях маркетинговых действий компаний на рынке и комбинируя их, маркетологи выработали различные стандартные модели маркетинговых стратегий. Это такие, например, как модель четырех альтернативных маркетинговых стратегий; Маркетинговые стратегии в зависимости от цен и затрат на маркетинг Маркетинговые стратегии в зависимости от цен и затрат на маркетинг

Множество направлений, моделей и факторов, которые заложены в каждой модели, доказывает гибкость и индивидуальность подхода каждой отдельно взятой компании к разработке своей собственной маркетинговой стратегии. Как следствие, всесторонний анализ деятельности компании, ее товаров и целевых рынков и будет основой для выбора наиболее оптимальной маркетинговой стратегии.


4 ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

1. Абалонин С. К разработке маркетинговой стратегии. // Маркетинг, 1999, № 6. С.47-49

2. Академия рынка: маркетинг /Пер. с англ. - А. Дайан, Ф. Букерель и др. - М., 1993, С.46-57

3. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. - М:Государственный институт управления, 1998. - С. 295

4. Ансофф И. Стратегическое упракление. - М., 1989 г. С. 102-112

3. Баширов И. Х. Практический маркетинг. - Донецк: "Юго-Восток", 1996. С. 42-48

4. Бабіч І. Р. Стратегічний маркетинг на промисловому підприємстві.//Маркетинг в Україні: Видання Української асоціації маркетингу, 2001, № 7. С. 46-54

5. "Вечерний Донецк". 10 ноября 2000 г. С. 2

6. Градов А. П. Стратегия экономического управления предприятием// Учебное пособие. - СПб.: СПбГТУ, 1993

7. Герасимчук В. Прогнозирование сбыта при сезонном характере спроса. // Бизнес - Информ, 1999, № 98 - 118

8. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М: "Дело", 1995. - 310 с.

9. Забродская Л. Оценка финансовой устойчивости // Бизнес - Информ, 1998, № 13-14, С. 128 - 135

10. Завьялов П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. - М., 1988

11. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М., 1992

12. Литвин В. Зовнішня політика України: 1999-2000/ Віче, 2000, № 1(106), стор.16 - 46.

13. Саати Т., Кернис К. Аналитическое планирование организации систем/ Пер. с англ. - М., 1991 г. С. 25-31

14. Самостоятельность и управление производственным профилем предприятия / А.П. Градов и др. - М., 1990 г.

15. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - М., 1991 г.

16. Cristopher M. Korth. international business. Prentice - Hall, Inc., 1985

17. Phillip R. Cateora. International Marketing. - Boston, 1990


Page up       Back to the main page