Previous page

М

Шабуня Ольга Евгеньевна



УКРАИНА НА ПУТИ В ГАТТ/ВТО:ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСПУПЛЕНИЯ


Резюме. Анализируются проблемы и перспективы вступления Украины во ВТО. Рассматриваются возможные положительные и отрицательные последствия интегрирования и обосновываются пути продвижения Украины в ВТО.

Ключевые слова: ВТО, интеграция, таможенные тарифы, антидемпинговые расследования, торговые барьеры, переговоры, мероприятия.

Как и любое государство, Украина сегодня сталкивается с серьезными экономическими проблемами. И для нашей страны одной из важных задач становится решение вопроса о том, каким образом международная торговая система может помочь ей выйти на путь стабильного развития. Одним из приоритетов страны объявлено присоединение к Всемирной торговой организации. Рассмотрим целесообразность продвижения Украины в направлении этой организации. Действительно ли членство в ВТО есть минимально необходимым условием приближения к мировым рынкам, а также выживаемости страны?

С одной стороны, находясь за пределами ВТО, страна, в частности украинские производители, лишены множества преимуществ, которыми обладают участники. Смена аутсайдерского статуса Украины на статус полноправного члена ВТО откроет нашей стране широкие возможности.

Во-первых, вступление в ВТО поставит Украину в более выгодное положение при участии в антидемпинговых расследованиях. 13 стран мира по 26 товарным группам ведут против Украины более 100 антидемпинговых расследований. Как показывает история применения торговых ограничений, за последние семь лет антидемпинговые меры стали одним из механизмов, которые часто используются для предотвращения доступа иностранных товаров на национальные рынки отдельных стран. Украина проиграла много подобных процессов, что привело, в частности, к сокращению экспорта металлопродукции в 1998 г. Против украинских металлургов расследования были проведены или еще проводятся в Таиланде, Тайване, Индонезии, Венесуэле, Филиппинах, Индии, Египте, Чили, Мексике, Колумбии, ЮАР. В результате подобных расследований отечественная экономика может понести убытки в размере до $4 млрд. Как антидемпинговые расследования, так и "фиксированные" антидемпинговые пошлины гораздо чаще применяются в отношении таких стран (не являющихся членами ВТО), особенно если они отнесены к категории государств с "нерыночной экономикой".

Против стран-членов ВТО антидемпинговые меры не применяются. В рамках ВТО могут вестись расследования только против конкретных фирм, а не стран в целом, и требования там совершенно другие, значительно более жесткие по отношению к истцу.

Это поможет украинским производителям закрепиться на рынках других стран. Они смогут настаивать на том, что они используют конкурентные преимущества, а не демпинг. И таких преимуществ от вступления в ВТО, которые позволят Украине пробиваться на мировой рынок не только с сырьевыми товарами, но и с готовой продукцией, довольно много.

В соответствии со статьей I ГАТТ'94 ("Общий режим наиболее благоприятствуемой нации") страны-члены обязаны предоставлять товарам других участников ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо "третьей" страны. Таким образом, ни одна страна-член ВТО не должна устанавливать никаких особых торговых преимуществ или дискриминационных ограничений для других стран-членов.

Министерство торговли США, например, относится ко всем производителям, представляющим нерыночные экономики так, как если бы они были единым предприятием. Это означает, что низко затратный производитель может столкнуться с антидемпинговыми пошлинами, если имеется установленный антидемпинговый факт против другого производителя из этой же страны.

Во-вторых, члены ВТО могут использовать механизмы многостороннего урегулирования споров для усиления принципа недискриминационности и другие правила ВТО. Это является жизненным преимуществом системы ЗТО, поскольку даёт малым государствам, не имеющим влияния, возможность оспаривать действия крупных игроков. Поскольку крупные страны имеют большую заинтересованность функционировании системы, они обычно придерживаются решений ВТО.

В-третьих, вступление Украины в ВТО даст ей право на получение заблаговременно информации о стандартах, технических требованиях, результатах испытаний того или иного продукта, поступающего на рынке других стран.

В-четвертых, страна сможет значительно экономить на масштабах производства благодаря использованию единых стандартов на внутреннем и зарубежных рынках.

В-пятых, без членства в ВТО является маловероятным дальнейшее успешное продвижение по пути интеграции Украины в ЕС и заключение Соглашения о зоне свободной торговли. Достаточно сказать, что в настоящее время членами ВТО являются 139 стран, на долю которых приходится 95% всей мировой торговли. Так, вступление в ВТО позволит существенно увеличить экспорт украинских товаров в Евросоюз и США, после соответствующей отмены или, по крайней мере, снижения тарифных и нетарифных ограничений на импорт в данные страны.

Присоединение к ВТО выведет торговые отношения Украины и ЕС на качественно новый уровень. Будут разрешены многие существующие противоречия по взаимному доступу на рынки, гармонизации законодательства, уменьшению технических барьеров.

Например, сейчас ведутся интенсивные переговоры делегаций Украины и Европейской комиссии о расширении доступа на рынок ЕС текстильной и швейной продукции с Украины. В частности, обсуждается предложение о полной либерализации торговли текстилем между нашей страной и ЕС и отмене количественных ограничений на импорт из Украины. Представители Европейской комиссии считают, что присоединение Украины к Соглашению по текстилю в рамках ВТО в значительной мере могло б изменить ситуацию с доступом на рынок ЕС. Такой шаг мог бы привести к полной отмене квот на импорт текстиля из Украины.

Косвенным образом вступление в ВТО позволит увеличить доход отечественных производителей от экспорта. Анализ, проведенный Министерством внешних экономических связей и торговли Украины на основании анализа тарифных ставок при торговле с Польшей и Турцией в 1998 г., а также уровня тарифных ставок, которые упомянутые страны применяют при торговле с другими странами мира, показал, что вступление Украины в ВТО дало бы возможность уменьшить стоимость украинских товаров в среднем на 7-15% и увеличить доход украинских предприятий от экспорта в Польшу на 35 млн. долл. (объемы экспорта в 1998 г. -349,7 млн. долл.), в Турцию - на 70 млн. долл. (в 1998 - 695 млн. долл.).

Еще одним преимуществом является то, что членство в ВТО - "зеленый свет" для иностранных инвесторов.

Инвестиции, будь то внутренние или иностранные, стимулируются стабильной и открытой политически средой, в которой правила игры являются транспарантными, а неопределённость по поводу возможных в будущем изменений в политике снижена до максимально возможного предела. В тех пределах, в которых такие инвестиции направлены на экспортное производство или рассчитывают на доступ к международным рынкам для импорта промежуточных затратных материалов и капитального оборудования, правила ВТО и механизмы урегулирования споров могут помочь убедить инвесторов в том, что политический режим в стране останется открытым. Т. е. Украина возьмет на себя обязательства предоставлять соответствующие гарантии, которые особенно важны для экономик, в которых доверие к политическому режиму остаётся ограниченным - даже если правительства проводят открытую торговую и инвестиционную политику.

К положительным аспектам можно отнести и то, что вступление в ВТО предлагает уникальную возможность государствам для консолидации и продвижения политики либерализации торговли и повышения чувствительности внутренних отраслей промышленности к тем возможностям, которые существуют для экспорта на мировые рынки. Особенно важно в этой связи использовать членство в ВТО для устранения существующих препятствий в торговле, обеспечив быструю очистку импортируемых товаров от таможенных пошлин, особенно тех, которые являются расходными материалами в производстве экспортной Продукции; развивать экспортный менталитет отечественных производителей "нетрадиционных" товаров; а также разрабатывать экспортную стратегию. Без диверсифицированной экспортной промышленности практическая обоснованность фактора доступа к рынкам через ВТО будет ограниченной. Динамичная и быстро растущая экономика требует быстрого увеличения импорта промежуточных расходных материалов, которые являются исключительно важными для технологического усовершенствования и диверсификации промышленной базы экономики. Такой импорт должен оплачиваться экспортом.

Но с другой стороны, следует понимать, что ГАТТ/ВТО ни в коем случае не является панацеей от неудач на внутренних и внешних рынках. Это - лишь эффективный инструмент реализации собственных конкурентных преимуществ. Кроме того, всегда надо помнить, что у вступления в ВТО есть и "негативные" стороны.

Из-за открытости страны для международной торговли отечественные производители окажутся под большим давлением. Сегодня все еще не ясно, имеем ли мы конкурентоспособный сектор там, где получается наибольшая экспортная выручка, - в металлургам, химии или первичной переработке сельхозпродуктов, в особенности, если придется платить полную стоимость потребленной энергии. С конкурентоспособностью остальных товаров, кроме оружия, очевидно, есть, и в ближайшей перспективе останутся, проблемы.

В результате вступления в ВТО Украина потеряет возможность прибегать к таким мерам защиты внутренних производителей, как количественные ограничения во внешней торговле: квоты, лицензии и т. д. Целый ряд предприятий, которые сегодня находятся на дотации, должен будет принять статус банкрота, что окажет в краткосрочном аспекте негативное давление на ВВП и бюджет.

Став членом ВТО, мы должны будем снять все барьеры на пути торговли услугами, прежде всего, конечно, финансовыми. У нас нет конкурентоспособных банков, страховых компаний. Сегодня, например, отечественные страховщики на международном рынке страховых услуг абсолютно неконкурентоспособны.

Либерализация страхового рынка при нынешнем положении украинского страхового рынка практически будет означать установление над ним полного контроля со стороны иностранных страховщиков. И может оказаться, что через неделю после открытия рынка для иностранных компаний в стране не останется, например, ни одной отечественной страховой компании.

Говоря о положительных моментах вступления, надо отметить достаточно сильный аргумент относительно поддержки Украины со стороны ГАТТ/ВТО в антидемпинговых процессах, ведущихся против ее производителей во многих странах мира. Все же установление равных правил игры отнюдь не означает автоматический выигрыш Украины на международных торговых полях. И сегодня среди 139 членов международного торгового соглашения достаточно стран, находящихся на весьма низких ступенях экономического развития.

Но нельзя также забывать, что данные процессы многие страны используют как повод, целью же является максимально ограничить доступ нежелательных конкурентов на уже давно поделенные мировые рынки. Кроме того, Украина - еще только начинающий игрок. Как считает Я. Жадило (статья "Лекарство от чувства неполноценности"), Украине предстоит еще весьма долго учиться технике свободно-рыночной игры у поднаторевших мэтров борьбы за рынки сбыта. Таким образом, от вхождения в ВТО выигрывает с определенной долей вероятности небольшая группа предприятий-экспортеров, многие из которых, в силу значительной дешевизны ресурсов в Украине, и сейчас способны выдерживать значительные перепады импортных тарифов. Выгоды для остальной части национальной экономики пока весьма условны. Более того, упадок на внутреннем рынке бумерангом ударяет и по экспортерам сложной продукции. Деградация и сокращение доступности ресурсов, отсутствие "подпитки" со стороны внутреннего рынка ведут к тому, что эти отрасли также лишены возможности угнаться за требованиями международной конкуренции и начинают сдавать позиции. В результате украинский экспорт все более тяготеет к сырьевой составляющей.

Сегодня Украина еще не совсем готова ко вступлению в ВТО. В нынешней ситуации страна от этого вступления больше проиграла бы, чем выиграла. Сейчас, когда национальные товаропроизводители по большей части чуть живы, минимизация ввозных тарифов, в соответствии с требованиями ВТО, могла бы привести во многих случаях к едва ли не полному вытеснению украинских товаров с внутреннего рынка. А "компенсация", полученная за счет более легкого доступа на внешние рынки, оказалась бы для наших предприятий недостаточной.

Как считают некоторые наши украинские экономисты, пока не будет массового вливания в Украину иностранных инвестиций, которые повысили бы конкурентоспособность украинской продукции, не стоит очень переживать, что мы не являемся членами Всемирной торговой организации. Кроме того, наше государство должно обеспечить нормальные условия работы для отечественных производителей, обеспечив приемлемое налогообложение. "Загнав непосильными налогами своих предпринимателей в глухой угол, Украина неизбежно проиграет борьбу с иностранными конкурентами".

Таким образом, проанализировав все плюсы и минусы вступления Украины в ВТО, можно отметить, что, не смотря на наличие отрицательных моментов при вступлении в ВТО, избежать членства в ГАТТ/ВТО Украине все равно не удастся. На фоне массового нарастания открытости экономики не присоединившиеся к соглашению ГАТТ/ВТО страны чувствуют себя на международных рынках по меньшей мере неуютно. Вот почему Украина в последние годы активно пытается войти во Всемирную торговую организацию, "чтобы избавиться тем самым от чувства собственной неполноценности в осуществлении экономических контактов на мировых рынках". Как отмечает газета "День", благодаря слаженным усилиям государств-мировых экономических лидеров, вступление во Всемирную торговую организацию обрело сегодня скорее добровольно- принудительный характер ("хотите - вступайте, не хотите - пожалеете"). В данной ситуации нашей стране следует четко определиться со степенью открытости экономики и необходимостью применения исключений и преференций, допустимых в системе ГАТТ/ВТО, до официального присоединения к этим соглашениям. Поэтому сейчас необходимо говорить об условиях, на которых Украине следует ВТО отдаться.

Говоря о "плюсах" вхождения в ВТО, в качестве аргумента был упомянут набор мер, которые условиями ГАТТ/ВТО разрешено применять для защиты неустойчивых экономик. Среди них - временные ограничения импорта для выравнивания платежного баланса, возможность введения импортных пошлин и количественных ограничений, ограничения импорта сельхозпродукции, применения субсидий и компенсаций, а также - технические и фитосанитарные барьеры.

Вступать в ГАТТ/ВТО Украине можно только с уже готовым пакетом соответствующим образом оформленных мер по защите отечественного производства, которые затем могут подлежать поэтапному смягчению. Разработку этого пакета необходимо начинать уже сейчас, и пока не завершится его разработка, не предпринимать конкретные шаги по вхождению в ВТО.

Процесс вступления Украины в систему ГАТТ/СОТ начался 17 ноября 1993 г., когда комиссия подала на рассмотрение Секретариата ГАТТ официальную заявку о присоединении к этой организации. Следующим шагом стала подача меморандума относительно внешнеэкономического режима и соответствующих законодательных и нормативных актов Украины на рассмотрение Рабочей комиссии по вопросам рассмотрения заявки Украины о присоединении к ГАТТ. Рабочую группу ВТО по Украине возглавляет Ендрю Столер (Andrew Staler, США); в состав группы входят представители Австралии, Аргентины, Болгарии, Бразилии, Египта, ЕС и стран-участников Союза, Израиля, Индии, Канады, Кыргызстана, Колумбии, Кубы, Южной Кореи, Мексики, Монголии, Марокко, Новой Зеландии, Норвегии, Панамы, Перу, Польши, Румынии, Словакии, Словении, США, Таиланда, Турции, Венгрии, Уругвая, Чешской Республики, Швейцарии, Японии. Очевидно, что решение этих стран работать в составе рабочей группы свидетельствует об их заинтересованности в сотрудничестве с Украиной.

В 1998 г. состоялись пятое и шестое заседания Рабочей комиссии, где велось критическое обсуждение системы стандартизации и сертификации, санитарного и фитосанитарного контроля, защиты интеллектуальной собственности, тарифных и нетарифных инструментов регулирования во внешней торговле Украины. Скорее по политическим, нежели экономическим соображениям, Украина приняла ряд законодательных актов, которые противоречили условиям ВТО. Это вызвало новую серию вопросов и осложнений в переговорах. Например, перед пятой встречей Рабочей группы (ноябрь 1997 г.) в Украине выходит Закон "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции" в редакции, которая не согласуется с нормами ВТО.

Украина должна до конца ноября представить Секретариату ВТО план-график действий о введении в соответствие договоров ВТО и национального законодательства. Но результатам этих материалов руководство Рабочей группы может принять решение о вступлении Украины во ВТО уже в 2001 г.

Быстрое продвижение переговорного процесса будет зависеть от выработки согласованного подхода к решению основных требований, предъявляемых Украине странами-участниками.

За время переговоров в нашей стране произошли некоторые положительные сдвиги, в частности в области адаптации законодательства к требованиям ВТО.

Верховная Рада приняла Антидемпинговый кодекс, который отвечает международным обязательствам Украины и предусматривает более эффективные механизмы защиты отечественных экспортеров. В настоящий момент национальная нормативно-правовая база постепенно гармонизируется с международным правом. Режим регулирования внешнеэкономической деятельности по отдельным направлениям заметно либерализируется. Существенно сокращен перечень товаров, которые могут экспортироваться без жесткого контроля со стороны государства. (В 1993 г. почти 70% товарного экспорта из Украины попадало под действие законодательных актов, ограничивающих свободный внешний товарообмен).

В Украине постепенно снижаются тарифы: средневзвешенный тариф на промышленные товары уменьшен до 5,48%. На железных дорогах и в портах тарифы на перевозку и переработку многих грузов снижены на 20-30%. Теперь они, по оценками экспертов, в 1,7 раза ниже, чем в России или Беларуси. Упрощаются процедуры таможенного контроля на границах: уже действуют около 100 пунктов упрощенного пропуска на границе с Румынией, Польшей, Словакией, Венгрией и Молдовой. Это уменьшает затраты перевозчиков и повышает конкурентоспособность Украины как экспортера транспортных услуг. На сегодняшний момент уже подготовлен проект нового Таможенного кодекса Украины, который предусматривает введение соглашений ГАТТ/ВТО о правилах таможенной оценки товаров, определения страны происхождения, кодирования товаров и др. В данный проект заложен отвечающий нормам ВТО механизм построения таможенного тарифа Украины.

Относительно переговоров по услугам, можно отметить значительный прогресс, в частности, в сфере банковских услуг. Сегодня осталась практически единственная проблема, а именно ограничение на уровне 49% участия иностранного капитала в компаниях в таких секторах, как услуги связи, транспортные услуги, страховые услуги. Сейчас, например, Законом Украины "О телевидении и радиовещании" запрещено создание на Украине телерадиоорганизации с иностранными юридическими физическими лицами и лицами без гражданства, а также создание и деятельность телерадиоорганизации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых больше чем 30 % иностранных инвестиций.

Несмотря на предпринятые шаги, Украине все же следует предпринять следующие меры приближения к членству Всемирной торговой организации.

Основываясь на опыте стран, ставших членами ВТО, нашей стране необходимо реформировать и усовершенствовать торговый режим и последовательно обеспечить:

Для осуществления перечисленных выше мер Украине следует, во-первых, вновь пересмотреть все законодательные документы (Таможенный кодекс Украины, Законы "О банках и банковской деятельности", "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции" "О страховании", "О налоге на добавленную стоимость", "О финансовых операциях" и др.) и усовершенствовать их, учитывая принципы ВТО. Нашей стране также придется согласиться с допуском на свой внутренний рынок иностранных компаний по оказанию услуг без какой-либо дискриминации по отношению к ним по сравнению с отечественными предприятиями в большинстве секторов сферы услуг либо сразу, либо после определенного периода времени.

Во-вторых, разработать эффективные механизмы реализации и контроля законов в области охраны интеллектуальной собственности и антимонопольного законодательства.

В-третьих, провести работу по гармонизации санитарных и фитосанитарных стандартов с международными стандартами, разработанными международными и региональными организациями.

В-четвертых, найти сбалансированное решение между интересами развития национального производства и снижением торговых барьеров. Необходимо помнить, что при заключении соглашения о вступлении в ВТО Украина должна, прежде всего, учитывать особенности своей национальной экономики.

Как уже не раз отмечалось, вступать в ВТО Украине можно только с уже готовым пакетом соответствующим образом оформленных мер по защите отечественного производства.

Кроме того, нашей стране необходимо заняться подготовкой высококлассных специалистов в области международного права и торговли. Как показывает опыт, процесс принятия и разработки перечня законов замедляется из-за нехватки квалифицированных кадров, следовательно, усложняется и процесс вступления в ВТО. Полезно создать рабочую группу специалистов по вопросам ВТО и организовать их тренинг с участием Секретариата ВТО.

Как показывает мировая практика, сегодня невозможно эффективно действовать в системе международной торговли, не являясь при этом членом ВТО. Без сомнения, процесс интеграции Украины в мировое экономическое пространство нелегкий. Помимо реализации всех предложенных в этой главе мер по адаптации национального законодательства к мировым стандартам, наша страна должна суметь поднять отечественного производителя и обеспечить его условиями для производства конкурентоспособной продукции. Выполнив указанные рекомендации, Украина сможет эффективно воспользоваться преимуществами международного сотрудничества стран.


1. Люта Г. Украина-ЕС: проблемные вопросы торговых отношений // Зеркало недели. -1999. - 20 июня - С 8.

2. Фомичева И. Современные проблемы формирования и проведения эффективной внешнеэкономической политики в Украине// “Економічний Часопис” -2000. - № 4. - С 35.

3. Семинар по проблемам вступления стран СНГ в ВТО

4. А. Гончарук . Членство ВТО - фактор стабильного и предсказуемого развития экономики Украины

5. Жадило Я. Лекарство от чувства неполноценности// Еженедельный Аналитический Обзор. - 1999. -№ 30. - С 29.

6. Павлов А. Подачек брать не надо/Бизнес. -1999. -№11.- С.28-29.

7. The Day II Jun. 2000

8. Гриценко А, Пашков Г. Украина на мировых рынках: добро пожаловать или...// Зеркало недели. -2000. - № 29. - С 6

9. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в Украине// Таможенная газета: специальный выпуск. -1997.-С 39.

10. Ващенко В.Х. Митно-тарифне регулювання зовнішньоекомекономічної діяльності// Фінанси України. -2000.-№3.-С 40-46.


Page up     Back to the main page