Донецкий Национальный Технический Университет

Тема магистерской работы:
"Социальная и экономическая оценка регионов с льготным режимом инвестиционной деятельности"
Юрьевой Екатерины Анатольевны
Специальность "Международная экономика"Руководитель: Хоменко Яна Владимировна

Автореферат магистерской работы




Многое уже было написано на тему специальных экономических зон, но ряд вопросов так и остался нерешенным. Почему в одних странах введение такого инструмента приносит значительные результаты, а в других только усугубляет сложившуюся ситуацию? Чем отличается механизм введения СЭЗ в развитых и в развивающихся странах? Почему практически ни одна СЭЗ на территории России не работает? Стоит ли Украине сократить количество специальных экономических зон или полностью их закрыть, как этого требует МВФ? И что же вообще СЭЗ для Украины: способ решить огромное количество экономических и социальных проблем, возродить экономику депрессивных регионов или просто способ увеличить и без того большой дисбаланс в развитии отдельных регионов страны? Все эти вопросы до сих пор находятся под пристальным вниманием экономистов и аналитиков.

В своей работе я рассматриваю механизм создания специальных экономических зон не с точки зрения только тех результатов, которые они приносят в тот или иной период своего функционирования, но с точки зрения правильности их создания. Существуют методологические и экономические основы создания специальных экономических зон, ряд мероприятий, которые должны быть выполнены стороной, принимающей инвестиции, для обеспечения эффективности работы специальных экономических зон. В магистерской работе я стараюсь проследить за тем, как формировались зоны в развитых и развивающихся странах. Причем динамику развития необходимо проследить поэтапно, сопоставляя расходы и доходы государства в прединвестиционный и инвестиционный период. Конечно, внедрение такого экономического инструмента нельзя рассматривать, не принимая во внимание той экономической ситуации, которая имеет место в государстве. Поэтому я сравниваю процедуру внедрения специальных экономических зон сначала в развитом государстве, затем на территории Китайской Народной Республики, что уже является вариантом более приближенном к нашему государству. И для того, чтоб раскрыть опыт внедрения свободных экономических зона в экономических условиях наиболее близких к нашим, я рассматриваю опыт создания зон на территории России и оцениваю причины неудач этого опыта. Таким образом, поэтапное рассмотрение опыта введения льготного инвестиционного режима тремя государствами дает нам наглядное представление о том, какую политику выбирало правительство этих государств на том или ином периоде развития эксперимента.

Результатом данной работы является краткая сравнительная характеристика способов внедрения свободных экономических зон на территории вышеперечисленных государств с указанием их особенностей и недочетом. На основании этого разрабатывается программа внедрения СЭЗ на территории государства с национальными экономическими условиями и ряд рекомендаций относительно дальнейшего развития специальных экономических зон на территории Украины.

Сегодняшняя практика мирового хозяйства насчитывает около 30 разновидностей СЭЗ. Поэтому, чтобы лучше ориентироваться в их многообразии, важно определить, что понимается под СЭЗ.

Под СЭЗ понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению и распространению ее границ.

Вид деятельности, преобладающей на территории той или иной экономической зоны, позволяет выделить следующие ее типы.

Торгово-складские зоны. Зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это - беспошлинная торгово-складская зона. [1,c.27]Именно ее определение дала Киотская конвенция. Для этих зон характерны три основных признака: во-первых, они создаются для обслуживания мирового рынка; во-вторых, на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны ("таможенная экстерриториальность"); в-третьих, несмотря на то, что они являются в определенном смысле "свободными", на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей.

Экспортно-производственные зоны. Торгово-складские зоны в чистом виде встречаются очень редко. В настоящее время наиболее распространены промышленные, или экспортно-производственные, зоны. В них создаются промышленные предприятия, в том числе и "отверточного" типа, которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят товары для экспорта.
В общей совокупности экспортно-производственных зон выделяют зоны совместного предпринимательства (Югославия, Венгрия, Болгария), зоны свободного предпринимательства (США), предпринимательские зоны (Великобритания), специальные экономические зоны (КНР). К ним могут быть отнесены также отдельные иностранные предприятия, пользующиеся особыми льготами и обслуживающие преимущественно внешние рынки.

Научно-технологические зоны. В самостоятельную группу могут быть выделены научно-технологические зоны (НТЗ). В современной литературе их называют технологические парки, технополисы, научные парки, технологические центры, деловые центры.

Отличительная черта этих зон заключается в том, что на их территории объединяется научная и производственно-технологическая деятельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточенных вокруг крупного научно-исследовательского центра или университета. Цель создания таких зон - мобилизовать все доступные материальные и трудовые ресурсы для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность, обеспечить новые рабочие места, диверсифицировать экономику в регионе и в стране.

Первый - инновационный центр. Это экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная преимущественно для маленькой, только что созданной компании.

Второй - собственно научный парк. Это достаточно большая территория, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра (университета).

Третий - исследовательский парк. Это структура, в рамках которой научно-технические новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа.

Комплексные СЭЗ. В реальной жизни, как правило, зон "чистого типа", специализирующихся на одной функции, практически нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, таможенные, производственные, исследовательские функции, то есть комплексные (комбинированные) зоны. Это связано с тем, что они не только предполагают выполнение различных функций, но и допускают различную ориентацию инвесторов. Поэтому при их создании важно определить приоритеты функций и последовательность создания конкретных секторов в зонах. Именно в таких зонах, охватывающих города, районы, области и края (или их части), возможно образование новых административно-территориальных единиц или включение в состав зоны прилегающих территорий, преимущественно в районах нового хозяйственного освоения и развития их как зон совместного предпринимательства (ЗСП).

В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.[2,c.34]


Международный опыт создания и функционирования СЭЗ


Мировой опыт подтверждает, что в качестве эффективной меры для привлечения в страну иностранных инвестиций, создания льготных условий их функционирования широко используются свободные экономические зоны. Анализ мирового развития свидетельствует: СЭЗ являются одним из наиболее значительных нововведений, получивших распространение на мировой экономической арене за последние 20 лет. Их развитие характерно не для одного какого-либо континента. Они стали важным элементом структурных преобразований в абсолютном большинстве стран мира. Если в 1990 г. в мире насчитывалось около 300 СЭЗ, то к середине 90-х годов, по разным противоречивым данным, их количество колеблется от 700 до 1060. Приведем обзор практики создания и функционирования СЭЗ в странах с различным уровнем экономического развития. СЭЗ в промышленно развитых странах, как правило, широко включены в международное разделение труда, что обусловлено характером и уровнем развития их экономики, которая глубоко интернационализирована. Свободные экономические зоны в этих странах представлены всеми типами, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и научно-технические свободные зоны. Начало современным СЭЗ в странах развитой рыночной экономики положила зона внешней торговли, созданная в США в 1934 г. для активизации внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек для производства автомобилей. СЭЗ стали склады, доки, аэропорты. Беспошлинно импортировались товары, которые использовались для экспортного производства в зоне, а на товары, которые шли на внутренний рынок США, распространялись все таможенные процедуры. Позже развитым вариантом такой зоны стала зона благоприятствования, созданная в 1957 г. в Ирландии с центром в аэропорту "Шеннон" с целью обеспечить дополнительно 300 рабочих мест. В этих странах ЗСТ никогда не рассматривались в качестве районов сосредоточения обрабатывающей промышленности, целиком экспортирующей свою продукцию. Например, ЗСТ, называемые в США "зоны внешней торговли" (ЗВТ), расположены на территории страны, но юридически находятся вне их таможенного пространства.[6,c.67]

Сейчас на территории США функционирует около 300 СЭЗ различной ориентации. Они занимают значительные территории в городах Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Бостон и многих других. Однако для всех является характерной чертой предоставление льгот предпринимателям в виде уменьшения налогов или их полной отмены. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 предпринимательских зон. Объем инвестиций должен при этом составлять более 3 млрд долл., а число дополнительных рабочих мест-100 тыс.

Зоны свободной торговли имеются практически во всех странах Западной Европы. В Германии находятся шесть городов-портов, являющихся свободными портами (Бремен, Бремерхафен, Куксхафен, Эмден, Киль, Гамбург). В этих портах производится погрузка, разгрузка, перегрузка, хранение, сортировка, маркировка и продажа товаров, организуются выставки товаров и торги, ремонтируются суда, предоставляются банковские и страховые услуги. Особый преференциальный режим на их территории создается, главным образом, путем отмены таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС), образуемую в результате доработки и переработки товаров на территории зоны-порта. Важное место в СРРЭ занимают научно-технологические зоны. В США этот тип зон представлен научными парками (НП). Для их создания в стране существовали все необходимые предпосылки: наличие большого числа инновационных идей; доступ к источникам венчурного капитала; наличие развитой инфраструктуры и промышленности; привлекательные условия жизни и отдыха. В Нидерландах и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось создать еще по 100 в каждой стране, в Японии в 14 городах - 18 технополисов, крупнейший из них - "Цукуба" - обеспечивает работой 145 тыс.человек. В Англии-около 25 зон и технопарков, за счет чего создано 18,4 тыс. рабочих мест. В свое время именно благодаря созданию СЭЗ удалось во многих районах Франции, Англии стабилизировать экономическую ситуацию и вывести их из кризисного состояния. В развивающихся странах наибольшее распространение получают экспортно-производственные зоны. Это обусловлено тем, что главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ в этих странах, являются: обеспечение экономического роста страны, достижение новой более высокой степени индустриализации ее экономики: включение страны в МРТ, мировое хозяйство, международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом. В этой связи СЭЗ во многих развивающихся странах нередко становятся основной концепцией экономического роста, рассчитанного на определенный, вполне исторически обозримый (20-30 лет) период, и, как свидетельствует мировой опыт, такая стратегия оправдана. Совокупный объем экспорта в ЭПЗ развивающихся стран в 1995 п превысил 25 млрд. дол. В отличие от ЭПЗ в развитых странах, работающих преимущественно на внутренний рынок, ЭПЗ в развивающихся странах всегда ориентированы на внешний рынок, ибо только наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить свободно-конвертируемую валюту, необходимую им для эффективного осуществления мирохозяйственных связей.

СЭЗ в развивающихся странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала. Если в странах с развитой рыночной экономикой -это преимущественно национальный частный капитал, то в развивающихся - это преимущественно иностранный частный капитал. Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом: прямые бюджетные вложения - 2-3%, прямое финансирование из местных бюджетов - 12-15%, льготный государственный кредит - 30-35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов 47-56%. Отсюда вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах - более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в них государством, для иностранных инвесторов.

Значительное распространение получили свободные зоны в развивающихся странах Тихоокеанского региона, в частности в Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Гонконге и других местах. Среди развивающихся стран наибольшее распространение СЭЗ получили в Мексике, Тринидаде, Шри-Ланке, Гане, Объединенных Арабских Эмиратах. Идея создания СЭЗ получила полную поддержку в странах бывшего социалистического содружества: Венгрии, Болгарии, Польше. Но особенные успехи в этом деле достигнуты в Китае. Теперь здесь насчитывается пять крупных специальных зон, 14 открытых городов и около 10-экономического и научно-технического развития. На каждый гектар зоны в период ее становления вложения достигали 15-17 млн долл. в Китае исторически сложился приморский тип размещения хозяйства. Здесь ведущую роль в экономике играют портовые города, в которых проживает 8% населения и производится 25% промышленной продукции, обеспечивается 40% экспорта страны.

В начале 90-х годов 825 китайских городов и уездов были открыты для зарубежного капитала. Открытость экономики привлекла к Китаю внимание иностранных инвесторов, которые с 1991 г. до середины 1995 г. вложили в развитие государства около 120 млрд долл., значительная часть капитал принадлежит соотечественникам, проживающим за рубежом. О степени интеграции КНР в мировые хозяйственные структуры свидетельствует тот факт, что отношения внешнеторгового обращения к валовому внутреннему продукту в 1995 г. составило 47%-11-е место в мире. Ценность опыта Китая заключается в том, что в процессе реформ здесь ставились и решались задачи, подобные тем, которые стоят перед нами сегодня,-создание рыночной экономики, переход к экономическим методам управления, широкое использование товарно-денежных отношений, преобразование отношений собственности.

Развитие СЭЗ практически во всех странах мира влияет на общеэкономические процессы-увеличение объемов производства, рост численности занятых, повышение уровня жизни населения. Подавляющее большинство свободных зон расположено в развивающихся странах, а доля продукции, произведенной на территории всех СЭЗ, превышает 5% общего объема мировой торговли. По оценкам экспертов, через Сэз в 2000 году должно проходить до 30% мирового товарооборота. В СЭЗ действуют разные льготы, позволяющие субъектам экономической деятельности получать высокие прибыли. Норма прибыли в среднем составляет 30% в год. Такой обобщенный обзор мирового развития свободных экономических зон свидетельствует об этнических и культурных особенностях регионов, что отразилось в формах либерализации экономики разных наций. Отсюда бесперспективность заимствования зарубежных моделей "экономического чуда", что не исключает разумного использования мирового опыта в собственном пространстве.



Опыт создания СЭЗ в Украине и Донецкой области



Экономика Украины находится сегодня в кризисном состоянии. Эта ситуация связана с политическими и экономическими изменениями-с образованием страны как самостоятельного, независимого государства, изменением экономического базиса за счет уравнения в правах всех форм собственности, осуществлением чрезвычайно сложных мер по реформированию структуры народного хозяйства, становлением новых экономических отношений в связи с нарушением традиционного межреспубликанского обмена, широкомасштабной реализацией новой региональной политики. Преодоление политических и, прежде всего, экономических трудностей требует принятия особенных, нестандартных решений, способных принципиально повлиять на политические и экономические процессы в государстве. К числу таких нетрадиционных решений, которые уже в ближайшее время могут дать существенный положительный эффект, следует отнести создание свободных экономических зон.

Но достижение поставленных целей путем создания и функционирования СЭЗ возможно лишь при условии, когда в стране имеется необходимая законодательная и нормативная база. В октябре 1992 г. Верховный Совет Украины принял Закон "Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" (полностью текст этого закона представлен в приложении А), а Кабинет Министров Украины постановлением от 14 марта 1994 г. № 167 одобрил Государственную Концепцию создания свободных экономических зон. Эти документы определяют процедурные вопросы формирования и деятельности СЭЗ на территории Украины, уточняют понятийные категории, принципы, условия, правовые особенности создания и функционирования, их классификацию и общую характеристику. В результате этого в Кабинет Министров, Верховный Совет и Президенту лично начали поступать заявки и предложения по созданию СЭЗ в отдельных регионах Украины. Их инициаторами выступили областные и районные Советы народных депутатов, в том числе Закарпатской, Одесской, Львовской, Черновицкой, Черниговской, Донецкой, Днепропетровской, Харьковской и Волынской областей, а также Севастополя и Керчи.

Из упомянутых Закона об общих основах создания зон и Концепции, ставшей методологической основой их формирования, вытекают требования государственной экономической политики в этом вопросе. Основные из них заключаются в следующем:

1. Создание СЭЗ-один из элементов внутренней и внешней экономической политики, подчиняющийся интересам Украины и реализующейся в сочетании с общегосударственными программами структурной перестройки, приватизации, осуществления денежной и кредитно-финансовой реформы.

2. На территории Украины будет обеспечиваться формирование в порядке осуществления эксперимента прежде всего нескольких разнопрофильных зон для обработки механизма их деятельности.

- сбалансированность интересов государства, региона, инициаторов создания и субъектов СЭЗ в Украине;

- определенность размеров ожидаемого экономического, социального, экологического эффекта;

- определенность общих объемов и источников финансирования с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Исследование сущности зон показывает, что формирование и функционирование их связано с особенностями исходных факторов, способствующих этому процессу. Имеется в виду состояние развития внешнеэкономических связей Украины, наличие благоприятных природно-климатических условий, трудовых и природных ресурсов, научно-технического потенциала.

Принципиальное значение имеет и то, что Украина-индустриально развитое государство, обеспечена объектами производственной и социальной инфраструктуры, разветвленной системой коммуникаций, в том числе транспортной сетью и средствами связи. Имеет значение также отсутствие жестких экологических ограничений и запретов относительно создания СЭЗ, обусловленных возможными антропогенными нагрузками на окружающую природную среду. Поэтому в Украине наиболее перспективным может быть формирование многоуровневой диверсифицированной структуры свободных экономических зон многоотраслевой направленности, научно-технических, туристических, банковско-страховых и т. д. При этом необходимо избегать жесткой регламентации механизма СЭЗ, который в каждом конкретном случае должен строиться на основах целесообразности. Это позволит экспериментировать с разными типами СЭЗ, а также сделает ненужной априорную оценку эффективности свободных экономических зон, разных по типу, режиму деятельности и результативности. Украина должна быть заинтересована в создании прежде всего внешнеторговых, производственных и научно-технических зон.[3,c.17] Научно-технические зоны позволяют оптимально объединить интеллектуальные ресурсы и предпринимательские возможности-уменьшить сроки внедрения открытий и изобретений в производство, привлечь средства в виде риско-капиталов и кредитов, произведенных на ее основе, сдержать отток высококвалифицированных кадров за рубеж. Относительно незначительных затрат требует формирование внешне-торговых зон, деятельность которых позволяет достичь быстрой окупаемости и обеспечивает, как правило, положительный социально-экономический эффект. Создание многопрофильных производственных зон может осуществляться на основе существующей производственной базы с соответствующим пополнением ее национальными и иностранными инвестициями. Это будет способствовать развитию экспортного потенциала конкретного региона и государства в целом, решению проблем занятости. Сложность проблем, связанных с финансированием и инфраструктурным обеспечением свободных зон, может быть уменьшена путем предоставления отдельных незастроенных территорий в аренду на льготных условиях и на длительный срок, с гарантированием стабильности согласованных договором условий аренды. В целом же создание в Украине свободных экономических зон должно осуществляться при согласовании общегосударственных экономических программ и будет зависеть от эффективного взаимодействия органов государственного управления, местных структур и предприятий, а также от расширения самостоятельности территорий в вопросах управления их социально-экономическим развитием. Несмотря на достаточную отработанность общих требований к созданию и функционированию СЭЗ различных типов, методологическую определенность в большинстве вопросов создания зон, переход от намерений к практике оказался продолжительным и трудным, в Украине в сущности созданы только две СЭЗ и 27 ТПР. Несколько предложений рассматривалось на правительственном уровне: "Чернигов-Север" (1993), "Чопинтер-порт" (1994), "Южная Пальмира" (1995), СЭЗ "Азовье", СЭЗ "Порто-франко", "Южненская" в Одесской области (1995) и др. они были отправлены администрациям на доработку с учетом замечаний Межведомственной комиссии. Предложения с обоснованием СЭЗ "Европа-центр" в Закарпатской области прошли обсуждения в Кабинете Министров Украины (1993), но были отклонены Верховным Советом Украины как нуждающиеся в доработке.[6,c.56]

Что касается процесса создания СЭЗ в Донецкой области, то здесь создана достаточно широкая нормативная база: 24 декабря 1998 г. был принят Закон Украины "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области, а также в 1998-1999 гг. были приняты и утверждены различные нормативные документы по созданию и развитию СЭЗ "Донецк" и территории приоритетного развития г. Донецка.

В Законе "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области" (полностью этот закон представлен в приложении Б) определенпорядок создания и функционирования в Донецкой области СЭЗ и введения на территориях приоритетного развития специального режима инвестиционной деятельности. Кроме этого, в законе определены основные цели создания в Донецкой области СЭЗ:

1. привлечение инвестиций в приоритетные отрасли производства для создания новых рабочих мест и трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с закрытием, реструктуризацией горнодобывающих и других предприятий;

2. внедрение новых технологий, модернизация действующих производств;

3. развитие внешнеэкономических связей;

4. увеличение поставок на внутренний рынок высококачественных товаров и услуг;

5. создание современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры;

6. эффективное использование природных ресурсов.

Следует отметить, однако, что , несмотря на пополнение реестра государственных документов о свободных экономических зонах как в Донецкой области, так и в Украине в целом (в 1996 г. принят Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования", а также подготовлена новая редакция Закона "О статусе специальных (свободных) экономических зон"), экономическая и правовая готовность к созданию СЭЗ стала слабее. Это касается налогового, инвестиционного климата и международного признания наших действий. Отношение западных инвесторов к нашим СЭЗ достаточно скептическое, потому что это направление не стало компонентом государственной политики. На сегодня недостаточно указов Президента и "хождений за моря и океаны" руководителей государства за инвестициями-требуются реальные позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии страны с учетом мировых тенденций. Пока этого нет, легко спрогнозировать, что через некоторый промежуток времени вопрос о СЭЗ проблематичным не будет, их создание потребуется как условие выхода Украины из состояния нищеты и запустения.[7,c.3]


Список использованной литературы



1. Барановский А.И. Свободные экономические зоны: мировой опыт и СНГ. Донецк- 1993
2. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны: методологические и организационные основы. М.-1997
3. Макогон Ю.В., Гохберг Ю.А. Развитие совместных предприятий, инвестиционно-инновационных процессов, СЭЗ. Донецк-1999
4. Пила В., Абрамов В. Итоги и перспективы СЭЗ Украине // Экономика Украины.-№8, 1999г.
5. Роговой В. Актуальные вопросы развития территорий с особым статусом в Украине // Экономика Украины.-№11, 2000г.
6. Шеховцев А., Шестакова М. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в развитии в России // Вопросы экономики.-№10, 2000г.
7. Янукович В., Письмак В. Специальный режим инвестиционной деятельности и его влияние на выход региона из кризиса // Экономика Украины.-№9, 2001г.