Джеффри Сакс
Технологическое разделение мира

Сегодня мир разделен не идеологически, а технологически. По мнению Джеффри Сакса, это требует совершенно нового подхода к вопросу развития

Окончание Холодной войны также положило конец разделению идеологий. Практически все нации провозгласили о своей приверженности глобальному рынку. Однако на смену идеологическим различиям пришло разделение более глубокое, на этот раз основанное на технологии. Меньшая часть планеты, на которой проживает приблизительно 15% ее населения, обеспечивает практически весь остальной мир технологическими инновациями. Вторая часть, включающая приблизительно половину населения планеты, способна внедрять эти технологии в свою систему производства и потребления. И оставшаяся часть, которую населяет приблизительно треть жителей планеты, является технологически оторванной - она как сама не производит инновации, так и не внедряет иностранные технологии.
Границы этих регионов не всегда совпадают с национальными границами. Например, технологически оторванный регион включает южную Мексику и части тропической Центральной Америки, страны примыкающие к Андам, большую часть тропической Бразилии, тропическую Центральную Африку, большую часть бывшего Советского Союза за исключением районов, граничащих с рынками Европы и Азии, отдаленные части Азии, такие, к примеру, как некоторые штаты Индии, расположенные в долине Ганга, отрезанные от мира Лаос и Камбоджи, а также провинции Китая.

Многие из технологически оторванных регионов, особенно расположенные в тропиках, находятся в крайней нищете. Основные проблемы данных стран заключаются в распространении инфекционных заболеваний, низкой производительности сельского хозяйства и ухудшении окружающей среды - для решения всех этих проблем требуются технологии, которые им не под силу. Иногда необходимые технологии уже существуют за границей, но эти страны слишком бедны для того, чтобы приобретать их или получить лицензию на их производство в необходимом количестве. Часто уже существующие технологии не отвечают потребностям данных регионов, но их рынки настолько бедны, что стимулы для проведения необходимых исследований незначительны.

Пришло время развитым странам осознать это и отреагировать. Необходимо отметить, что новые границы мира не фиксированы: многие из технологически оторванных регионов могут быстро стать технологическими последователями, и некоторые из средней группы (Тайвань, Южная Корея и Израиль) уже стали ведущими новаторами. Но такой переход происходит далеко не автоматически. Чтобы более двух миллиардов людей, живущих в технологически оторванных странах, смогли наслаждаться плодами глобализации, должны произойти три вещи.

Во-первых, новый, берущий за основу технологии, характер глобальной экономики должен проникнуть во все сферы: при анализе технологических изменений и экономического роста во внимание должны приниматься география, здравоохранение и экология. Во-вторых, необходимо, чтобы правительства изменили свой подход к оказанию помощи, расходовали больше и более мудро. В-третьих, программы международной помощи должны быть расширены, и им должна быть предана новая форма. В данные процессы должны вовлекаться многонациональные компании, ведущие мировые университеты и научные институты, а официальные организации, на которые возложена ответственность за глобальное развитие (МВФ, Мировой Банк и различные организации при ООН), должны быть реформированы.

Переосмысление глобализации

Традиционно целью аккумуляции материального и человеческого капитала было развитие. Бедные страны при хорошем управлении могут иметь следующие преимущества: ограниченность капитала подразумевает высокую отдачу по инвестициям, что должно поощрять сбережения и привлекать капитал из-за границы. Таким образом, будет сужаться разрыв между богатыми и бедными странами - данный процесс известен как "конвергенция".

Но нам также известно, что разрыв в технологиях преодолеть намного сложнее, чем разрыв в капитале. Инновации демонстрируют возрастающую отдачу от масштаба. Это означает, что регионы, обладающие более совершенными технологиями, имеют преимущества при разработке новых инноваций. "Новые идеи обычно возникают как новые комбинации уже существующих идей", - Мартин Вайтцман (Martin Weitzman), - таким образом, множество новых идей рождается как цепная реакция инноваций. Но, также как и в случае с ядерной реакцией, для этого сначала необходима критическая масса идей и технологий. Стремление к инновациям также зависит от размеров рынка. Инновации включают фиксированные издержки, такие как НИОКР: более крупному рынку легче нести их.

Аспект общественной пользы данных идей - тот факт, что они являются неисчерпаемыми - вызывает дальнейшие осложнения. Свободного рынка уже недостаточно: удачные инновации требуют институциональной поддержки. Коммерческие инновации сегодня являются в основном продуктом или базового научного понимания (основанного большей частью на идеях, связанных с государственной сферой), или прикладной инженерии (подкрепленной патентами). Первые производятся университетами и государственными институтами, вторые - частными, стремящимися получить прибыль, компаниями. Успешные инновации требуют совместных усилий ученых, правительства и промышленности. Большое значение имеет также распространение Интернет.

В развивающихся странах подобного взаимодействия добиться сложно. Лишь некоторые правительства имеют советника по науке. Результаты весьма печальны. Среди технологически отсталых стран 48 имеют население, насчитывающее более одного миллиона жителей (1995 г.), и, по крайней мере, половина из них живет в тропических районах. При общей численности населения в 750 миллионов на эти страны приходится 47 из 51000 патентов, выданных Америкой иностранным инвесторам в 1997 г.

Конечно, технологическая мощь экономики зависит не только от ее собственных инноваций, но также и от способности внедрять технологии, произведенные в других странах. Это может произойти посредством трех основных каналов. Страны могут импортировать технологии в виде капитала и потребительских товаров (мобильные телефоны, факсы, персональные компьютеры, вакцины). Они могут приобретать лицензии на производство данных технологий у держателей соответствующих патентов. И, в конце концов, они могут привлекать к себе прямые иностранные инвестиции (FDI), вследствие чего многонациональные компании со своими технологиями основывают производство на их территории. В любом случае страны выигрывают от того, что экспортеры платят за импорт технологий (или платят дивиденды по иностранным инвестициям).

Многие экономисты считают, что все развивающиеся страны в равной степени хорошо расположены для того, чтобы перенимать технологии из-за границы. Однако в данном случае они принимают желаемое за действительное. Вне зависимости от канала заимствования технологий большое значение имеет географическое положение. Успешные импортеры технологий тяготеют к большим рынкам или основным морским путям, или и к тем, и к другим. Технологии легко преодолевают границы таких стран, как Мексика либо Польша и Венгрия, расположенных по соседству с Европейским Союзом, или как имеющие выход к морю Китай, Сингапур, Гонконг, портовые города Юго-Восточной Азии и прибрежные штаты южной Индии. Намного сложнее для них достигнуть отдаленных горных районов (страны, примыкающие к Андам), развивающихся стран, не имеющих выход к морю (Центральная Азия), или регионов, расположенных на значительном расстоянии от морских портов (некоторые провинции Китая, а также северная Индия).

Страны, которые не успевают за развитием глобальных технологий, часто переживают кризис, что делает их неспособными поддерживать свои жизненные стандарты даже на существующем уровне, не говоря уже о его повышении. Они обычно зависимы от узконаправленного экспорта, что делает их неэффективными в мировой экономике. На смену меди сейчас пришла волоконная оптика. Натуральный каучук и жгут заменяют новые синтетические материалы. Ухудшение в долгосрочном периоде условий торговли многими сырьевыми ресурсами, само по себе, является побочным эффектом инноваций.

Риски увеличиваются под давлением сложной демографической ситуации. В бедных странах обычно наблюдается быстрый рост населения. Количество детей в семьях уменьшается, прежде всего, как результат снижения уровня детской смертности, а также урбанизации и доступности образования для женщин. Тем не менее, в технологически отсталых странах все эти факторы мало действенны. Найти работу в городе практически невозможно, так как технологическое отставание ограничивает конкурентоспособность экспортных товаров и услуг предприятий, расположенных в черте города. Остается высокой детская смертность. Семьи все также имеют много детей, таким образом, инвестиции в здравоохранение и образование на душу населения снижаются, и само население продолжает быстро увеличиваться. Кроме того, что данная демографическая ситуация еще больше осложняет тяжелое положение бедных стран, она также наносит вред окружающей среде (например вырубка леса или исчезновение некоторых видов животных и насекомых), что угрожает уже всему остальному миру.

Переосмысление помощи

Значительная часть населения планеты (возможно, два миллиарда людей или даже больше) не сможет разделить преимущества глобального роста без коренных изменений в международной стратегии. Эти изменения должны быть осуществлены по нескольким направлениям.

· Население и система здравоохранения. Бремя болезней, распространяющихся в бедных странах, особенно в Центральной Африке, одновременно является катастрофой и для всего человечества, возводя барьеры на пути к развитию, и представляет наиболее серьезную опасность для регионов, отличающихся большим разнообразием биологического мира. Иностранные инвесторы избегают стран, наиболее страдающих от эпидемий. Фактор эпидемий также блокирует и другие возможные направления развития. Физически слабым детям впоследствии часто характерна более низкая работоспособность из-за перерывов в процессе школьного образования, а также умственной и физической неполноценности.

Попытки стран-доноров контролировать распространение инфекционных заболеваний в бедных странах незначительны. Поддержка, которая поступает в Африку со всего мира с целью контроля над распространением малярии, составляет, вероятно, чуть более $50-75 млн. в год, в то время как малярия уносит ежегодно приблизительно 2 миллиона жизней (где-то около миллиона умирает непосредственно в результате заболевания малярией и еще столько же от осложнений после болезни). Поддержка предоставляемая развитыми странами, с целью контроля над распространением СПИДа в Африке, составила в течение последнего десятилетия в среднем не более чем несколько десятков миллионов долларов в год. Сегодня в результате заболевания СПИДом в Африке в среднем ежегодно умирает более 2 миллионов людей, при этом количество ВИЧ инфицированных увеличивается каждый год на 4 миллиона человек, а общее число пораженное болезнью, составляет около 23 миллионов человек. Донорская поддержка в иммунизации столь незначительна, что многие бедные страны еще даже не начали применять вакцины, которые уже давно и повсеместно используются в развитых странах, и которые могли бы, при небольших затратах, значительно снизить смертность и заболеваемость в Африке. Столь острая проблема была замечена лишь Фондом Билла Гейтса, который направил туда денежное пожертвование в $1 млрд.

Сейчас планируется принять серьезные меры по борьбе с этими фатальными инфекционными заболеваниями. Администрация Клинтона, хоть и с запозданием, признала проблему распространения СПИДа в развивающемся мире вопросом национальной безопасности США в виду потенциальной угрозы дестабилизации данной болезнью большой части региона. Недавно политические лидеры Африки обратились с просьбой к донорским институтам о поддержке в $1 млрд. в год для борьбы с малярией. ООН также согласилась еще на $4 млрд. в год, предназначенные для сдерживания эпидемии СПИДа. Еще несколько миллиардов долларов необходимы для борьбы с эпидемиями туберкулеза, кори, кишечных заболеваний и других инфекционных заболеваний.

В общем, реализация этих инициатив требует от развитых стран около $10 млрд. в год. По грубым подсчетам, это составляет $10 в год, пожертвованных каждым гражданином одномиллиардного населения "первого мира" - ничтожная цена за миллионы спасенных жизней.

· Связывая отдельные регионы. В последние годы НАФТА открыла путь в глобальную высокотехнологичную экономику Мексике. Европейский Союз заключает новые торговые соглашения с Северной Африкой и Центральной Европой. Такие преференциальные подходы принесли значительные преимущества их непосредственным участникам, но нанесли ущерб более отдаленным регионам, вызвав отток прямых иностранных инвестиций и снизив объемы их торговли. Картелизация глобального судоходства еще больше осложняет положение вещей: традиционные маршруты, связывающие предельных торговцев с основными рынками, становятся менее конкурентными, по сравнению с высокообъемными маршрутами. Значительно улучшить ситуацию могут новые многосторонние торговые маршруты, предоставляющие больший доступ на рынки бедных стран.

Мировой Банк и МВФ должны разработать новый подход к поддержке связи отдельных регионов с мировой экономикой. Обе эти организации отказываются от использования специальных стимулов для привлечения FDI, таких как свободные экономические зоны, налоговые каникулы и совместные предприятия между местными правительствами и иностранными инвесторами, несмотря на то, что эти методы работают. Когда Коста-Рика захотела привлечь к себе Intel, она предоставила ему определенные стимулы. Тоже самое сделал Израиль. Высокие темпы роста экономики в Израиле поддерживаются благодаря низкому уровню корпоративных налогов на иностранные инвестиции. Богатые и бедные страны могут разрабатывать общие схемы обеспечения современными технологиями отдаленных регионов, поделив между собой финансовые издержки.

Огромные возможности предлагают информационные технологии, так как они легко преодолевают проблемы, связанные с большим расстоянием. Регионы, не имеющие доступ к морю, например, Монголия, однозначно будут иметь относительное преимущество в экспорте услуг, основанных на информационных технологиях (программное обеспечение, транскрипции, телемаркетинг), по сравнению с экспортно-ориентированным производством. Америка имеет сложную промышленную политику, направленную на потребление информационных технологий; то же самое должны делать и развивающиеся страны. Еще более важно, чтобы политические лидеры развивающихся стран сотрудничали с лидирующими компаниями в области информационных технологий для разработки политик, призванных резко увеличить полосы рабочих частот канала связи в бедных странах.

· Поощрение технологических продвижений. В основе глобального разделения лежит огромное различие в инновациях и распространении технологий. Политика глобализации лишь незначительно сгладила остроту этой основной проблемы. Кредиты и гранты Мирового Банка, выделяемые на развитие науки и технологий каждый год меньше, вероятно, десятой части бюджета крупной фармацевтической компании Америки. Мировой Банк выделяет около $50 млн. в год на исследования сельского хозяйства в тропических странах и около $10 млн. на исследования в сфере здравоохранения, другие кредиты приблизительно такие же. В 1999 г. бюджет на НИОКР Merck составил $2,1 млрд.Моделью для подражания может стать Фонд Рокфеллера, выдающийся исследовательский институт XX столетия, который демонстрирует, что гранты на науку должны сопровождаться до конца. Фонд Рокфеллера поддерживал такие проекты, как исследование действия пенициллина; создание школ здравоохранения (являющихся на сегодня бесспорными лидерами в своей сфере) по всему миру; создание медицинских факультетов во всех частях мира; создание и поддержка крупных исследовательских центров, таких как Университет Чикаго, Brookings Institution, Университет Рокфеллера, Национальное бюро экономических исследований; контроль над эпидемией малярии в Бразилии; поддержка исследовательских центров, которые воплощали в жизнь "зеленую" революцию (Прим. ред.: "зеленая" революция - подъём сельского хозяйства в развивающихся странах) в Азии и многое другое. Ни один из этих проектов не поддерживался за счет содержащих множество условий кредитов международных организаций.

Фонд Рокфеллера работает в основном с университетами и правительствами. Новая стратегия продвижения технологий должна основываться на сотрудничестве ученых, правительства и промышленности, при участии как богатых, так и бедных стран. Первым шагом должны стать обещания международных высокотехнологичных компаний усилить свое технологическое сотрудничество с развивающимися странами, комбинированные с более жесткими обязательствами бедных стран в отношении развития науки и технологий. Крупные фармацевтические компании уже переправляют десятки миллионов долларов в форме медпрепаратов в бедные страны, и под международным давлением они должны согласиться поставлять препараты от СПИДа по низкой цене. Но они могут делать еще больше.

Также должны оказать поддержку университеты и научные ассоциации развитых стран. Многие американские и европейские университеты учреждают свои филиалы в развивающихся странах или строят с ними долгосрочные отношения, но обычно эти усилия направляются на обеспечение базового образования, а не на проведение долгосрочных совместных исследований. Исследовательские работы имеют недостаточное финансирование. Университеты Америки получают более $25 млрд. в год в форме взносов фондов и физических лиц. Они должны использовать эти средства на более глубокие исследования и установление более тесных взаимоотношений с подобными институтами в развивающихся странах. Также необходима более значительная поддержка этих стран на государственном уровне.

По крайней мере, для начала

Это ни в коем случае не отрицает целесообразности новых направлений политики в отношении глобализации. Бреттонвудские институты должны отойти от старой модели отношений с третьим миром и сконцентрировать свои усилия не на вопросе мирового доминирования, а на вопросах технологии, распространении инфекционных заболеваний и защиты окружающей среды. Мировой Банк должен предоставлять меньшие кредиты странам, а направлять большие средства на создание и распространение знаний для дальнейшего развития. Организации при ООН, особенно Всемирная организация здоровья, должны быть перестроены и расширены. МВФ должен полностью отойти от вопросов развития и вернуться к мониторингу глобальных финансовых рынков.

Потребуются большие ресурсы. Здесь, прежде всего, необходимо изменение отношения Америки. Технологический лидер и маяк надежды для большей части мира, США являются наиболее скупым донором. Для помощи бедным странам они выделяют из бюджета лишь $5 в год на одного жителя Америки. Многочисленные менеджеры проектов ищут наиболее дешевые пути предоставления помощи. Они проводят наставнические беседы о плохом управлении, вместо того, чтобы направить незначительные, но крайне необходимые средства на внедрение в этих странах новых технологий, улучшение здравоохранения и другие потребности. Конечно, так дешевле. Но это не работает.

Ссорам вокруг идеологии пришел конец. Благосостояние в развитых странах, сейчас как никогда высоко. Значит, сейчас они как раз имеют возможность взглянуть чуть дальше своих первоочередных потребностей. В это же время, положение наиболее бедных стран становится все более тяжелым. Очевидна нехватка стратегии глобализации. В конце этого года на посвященной миллениуму Ассамблее ООН у мировых лидеров будет шанс установить цели и найти средства для такой формы глобализации, которая устраивала бы весь мир. Они должны использовать этот шанс.