СЭЗ и ТПР.

Проект создания специальных экономических зон и введение специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области рассматривается как организационно-экономический механизм обеспечения приоритетного ускоренного развития отдельных территорий области и последующего позитивного влияния достигнутых результатов на развитие экономики региона и страны в целом. Принятие Закона Украины (декабрь, 1998 г., вступил в силу 14 января 1999 г.) "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области" обеспечивает правовую форму механизму реализации намеченных программ по привлечению внешних и внутренних инвесторов.

Территории приоритетного развития

В соответствии с Законом, статус территорий приоритетного развития предоставлен 17 городам области. Это - Донецк, Горловка, Красноармейск, Макеевка, Мариуполь, Дзержинск, Димитров, Доброполье, Енакиево, Ждановка, Кировское, Новогродовка, Селидово, Снежное, Торез, Угледар, Шахтёрск. К таким территориям отнесены также 2 сельскохозяйственных района - Волновахский и Марьинский, как базовые для последующего развития других сельскохозяйственных районов. Перечень городов и районов, отнесенных к территориям приоритетного развития, закреплен законодательно. На долю этих городов и районов приходится 22% территории области. Здесь проживает 69% населения и производится 74% промышленной продукции, обеспечивается 87% внешнеторгового оборота.

В соответствии с Законом, для этих территорий Кабинетом министров Украины установлен перечень приоритетных видов экономической деятельности, развитие которых будет осуществляться в условиях специального льготного режима инвестирования.

Приоритетными направлениями развития признаны сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли, пищевая промышленность и производство товаров для населения, добыча топливно-энергетических ресурсов и других полезных ископаемых, высокотехнологические производства. Специальный режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития установлен на 30 лет и включает льготы для каждого инвестиционного проекта: на 5 лет вводятся таможенные и налоговые льготы по импорту материальных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

В течение 3 лет с момента получения первой прибыли предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации инвестиционных проектов. В последующие 3 года налогообложение осуществляется в половинном размере действующей ставки налога на прибыль, при условии, что инвестиции под инвестиционный проект составляют не менее 1 млн.дол. США. Дивиденды, выплачиваемые инвестору предприятием, реализующим инвестиционный проект, облагаются налогом по ставке 10%. Доходы нерезидентов Украины, полученные от реализации инвестиционных проектов на территориях приоритетного развития, облагаются налогом в размере 2/3 действующих ставок, с условием, что освобожденная от налогообложения часть дивидендов и доходов нерезидентов реинвестируется в развитие производства или социальной сферы на территории приоритетного развития. Для реализации инвестиционных проектов на территориях приоритетного развития в первоочередном порядке предоставляются кредиты, полученные под государственные гарантии от иностранных государств, международных финансово-кредитных организаций, иностранных банков, других финансово-кредитных учреждений.

Специальные экономические зоны

В соответствии с Законом, в Донецкой области создаются две специальные экономические зоны сроком на 60 лет. Зоны не входят в состав территорий приоритетного развития. Учитывая наличие в г. Донецке достаточно высокого научного потенциала, профессиональной подготовки рабочих и специалистов, развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктуры, здесь создается специальная экономическая зона "Донецк". Площадь территории, отведенной под ее обустройство, составляет 466 га. Это - свободная территория, согласно плану развития города, предназначалась для строительства промышленных объектов. Функциональное назначение СЭЗ "Донецк" - создание современных высокотехнологичных наукоемких предприятий для производства товаров на экспорт и поставок на внутренний рынок.

Выбор места для создания специальной экономической зоны "Азов" в г. Мариуполе обусловлен благоприятными условиями для размещения внешнеторговой зоны. Под нее выделены 315 га - это часть территории судоремонтного завода, бывший рыбный порт и аэродром. На территории СЭЗ "Азов" будут осуществляться операции по обслуживанию транзитных грузов, их хранение, сортировка, упаковка, доработка, оказание транспортно-агентских и экспедиторских услуг, торговля, производство товаров, а также размещение предприятий с новейшими технологиями для производства продукции на экспорт. На территориях специальных экономических зон, кроме промышленных объектов, возможно создание объектов производственной и непроизводственной инфраструктуры, в том числе офисов, отелей, жилых домов и т.д. На общих основаниях здесь могут быть открыты банки, аудиторские фирмы, страховые, фондовые и другие финансовые организации.

В СЭЗ запрещается создавать казино и другие игорные заведения. На территориях зон инвесторы могут работат в любой отрасли, в том числе и без создания юридического лица. Нерезиденты должны вести обособленный баланс финансово-хозяйственной деятельности.

В СЭЗ могут работать и иностранные граждане: консультанты, специалисты, монтажники наладчики, рабочие других профессий, в зависимое потребности в них.

Для реализации инвестиционного проекта субъекты предпринимательской деятельности (инвесторы) получают в пользование по договору об аренде земельные участки, объекты инфраструктуры и природные ресурсы. Срок договора об аренде ограничивается периодом существования специальных экономических зон. В течение периода обустройства земельного участка арендная плата не взимается. Для обеспечения таможенного контроля за перемещением товаров в СЭЗ "Донецк" и "Азов" устанавливается режим специальной таможенной зоны.

Порядок ввоза-вывоза товаров предусматривает льготы по уплате таможенной пошлины и налогообложению при импорте товаров для нужд зоны и при экспорте товаров, произведенных в зонах.

В целом таможенные льготы обеспечивают до 25% экономии общих затрат.

Импорт на территории СЭЗ субъектами предпринимательской деятельности товаров и других предметов для нужд собственного производства и экспорт товаров и других предметов, полностью изготовленных или достаточно переработанных в зоне, не подлежит лицензированию и квотированию, если иное не предусмотрено международными договорами Украины. Особенности налогообложения в специальных экономических зонах сводятся к тому, что в течение всего периода существования зон (то есть 60 лет): Copyright © 2001 Центр Антикризисного Управления г.Донецк v.1.0