СТРАТЕГИЯ "ВЫЖИВАНИЯ" ИЛИ ПРАВО НА ЖИЗНЬ?


Состоявшееся в апреле в Ялте собрание Украинской ассоциации специальных (свободных) экономических зон - явление само по себе интересное. С одной стороны, мировой опыт показывает, что через создание территорий приоритетного развития можно (и нужно) решать проблемы повышения эффективности экономики и таким образом ускорять процесс возрождения государства. Но с другой стороны, мы имеем практически ультимативное требование МВФ свести до минимума предоставление льгот в любых сферах хозяйствования. Последнее тем более удивительно, что в США в настоящее время успешно функционируют более 300 таких территорий, а в ближайшем будущем количество их должно быть увеличено до 1000 (!).

Выходит, американцы, реально обеспокоенные проблемой "куда девать прибыль?", себе ставят задачу втрое увеличить количество специальных экономических зон, а нам "рекомендуют" свернуть работу даже тех немногих экономических экспериментов, с помощью которых Украина могла бы стать на ноги. Что-то тут не так. Или мы плохо представляем экономические процессы в странах "свободного предпринимательства", или нам подсовывают модель развития, которая ведет в тупик и закрепит нашу зависимость от экономики развитых стран.Положим, американцев еще понять можно: их наше положение "младшего партнера" вполне устраивает. Но как понять позицию наших "капитанов" экономики? Министр экономики Украины Сергей Тигипко, следуя указаниям МВФ, и вовсе готов "закрыть" территории приоритетного развития и специальные экономические зоны хоть сегодня. Вот порадовал бы американцев! Подходы к решению задач экономического развития проанализировал в выступлении президент Ассоциации, глава администрации Северокрымской экспериментальной экономической зоны "Сиваш", крымский премьер Сергей Куницын: по его мнению, рекомендации "добрых дядей" из-за океана необходимо внимательно слушать - но при этом хорошенько думать собственной головой. Трехлетний опыт функционирования "Сиваша" убедительно показывает преимущества выбранного пути развития, об этом ярко и эмоционально рассказала исполнительный директор "Сиваша" Галина Веклич. На предприятиях-субъектах СЭЭЗ "Сиваш" сохранено около 9000 и создано новых более 1300 рабочих мест. Заводы получают прибыль, отдали практически все долги своим рабочим и пополняют бюджет. Сейчас в Красноперекопске нет задолженности по пенсиям и социальным выплатам. Вовремя получают зарплату учителя. При численности населения менее 4% объем производства региона сегодня превышает 23% республиканского объема. Все это - результат сравнительно небольшого снижения налогового пресса на предприятия-субъекты зоны "Сиваш".
Благодаря льготному режиму в Северном Крыму работает шведская линия Tetra-Pak на городском молокозаводе, турецкая - по переработке и шлифовке риса на предприятии "Ориза", турецкие станки по производству мыла на фирме "Башкурт", немецкая линия по розливу и упаковке минеральной воды на фирме "Инкос"; ввозится немецкое и польское оборудование для сборки линии охлаждения и розлива напитков. Для субъектов экономических зон исключительно важным является не повсеместное утаивание прибыли, а, напротив, е декларация, ибо льготная реинвестиция 50% этой прибыли - один из важнейших источников обновления основных фондов предприятий.

Главный фактор успеха любой экономической зоны - удачная нормативно-правовая база. А потому за три года работы СЭЭЗ "Сиваш" по инициативе администрации было внесено 11 (!) изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты, что в конечном итоге способствовало привлечению инвестиций.
  
   Общая проблема экономических зон - недостаток инвестиций. Настороженное отношение инвесторов понятно: законодательство крайне нестабильно, Верховная Рада в зависимости от политической конъюнктуры то предоставляет льготы, то отнимает их. И все вроде бы понимают, что для привлечения денег из-за рубежа нужны долгосрочные законодательные гарантии и политическая стабильность в обществе! На активность инвесторов отрицательно влияет и малый срок эксперимента. Отведенные законодательством для СЭЭЗ "Сиваш" пять лет скоро закончатся. До их окончания еще полтора года, а количество заявок уже резко сократилось. Да и сами льготы не больно-то привлекательны для потенциальных инвесторов: снижение суммы налогов всего на 10-15% не очень вдохновляет на участие в эксперименте. Между тем опыт работы субъектов "Сиваша" говорит о том, что и это дает ощутимые результаты. За три года субъекты эксперимента получили льгот на 13,6 млн. грн. и практически все эти средства направили на развитие производства. А в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды эти предприятия перечислили 106,4 млн.грн.! Несомненно, идея создания специальных зон и территорий приоритетного развития оправдана и должна стать основой всей стратегии восстановления экономики государства. Необходимо только создать нормальные условия для их функционирования.
  
   Аргументов в пользу специальных (свободных) экономических зон на Украине, на мой взгляд, более чем достаточно. Аргументы против - позиция МВФ и некоторых чиновников в Киеве. Заметим, позицию С.Куницына и Г.Веклич приняли и поддержали практически все участники собрания Украинской ассоциации специальных (свободных) экономических зон, согласился с ней и вице-президент ассоциации, начальник управления экономики Совета безопасности Украины Леонид Минин.

   Хочется верить, что принятые на собрании в Ялте документы будут внимательно изучены правительством Украины и соответствующими комиссиями Верховной Рады, чтобы принимаемые ими решения способствовали эффективности развития регионов страны.
  
Виктор Добрусин, Ялта - Красноперекопск

"Крымское время"