Осторожно, Зона!

Чужакам на наших островках свободы будет тоскливо

Ирина КЛИМЕНКО, «День»
Специальные экономические зоны (СЭЗ) в странах с переходной экономикой порой творят чудеса. Они являются не только образцом свободы от убытков, коррупции и бюрократии, но и дарят свободу предпринимательства и конкуренции, чем оказывают неоценимую услугу живущим в зонах людям. На прошлой неделе в одну такую Зону парламент удосужился «вдохнуть», а в другую пока так и не «вдохнул» жизнь. Но возродится ли «оживленный» верховной милостью регион и так ли сильно пострадал обделенный, вопросы совсем не риторические. Ведь все наши зоны, практикуемые с 1996 года, только по названию похожи на заграничные, а посему и разобраться в хитросплетениях нормотворческой активности вокруг них нелегко.

Итак, 24 декабря Верховная Рада приняла в новой редакции Закон «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области». В тот же день ВР отклонила другой закон, аналогичный подписанному 9 декабря Президентом Кучмой указу о создании специальной экономической зоны «Закарпатье», но поддержала законом указ о введении специального режима инвестиционной деятельности на территории Закарпатской области. Таким образом, парламент пока не захотел, чтобы в зоне «Закарпатье» в течение 30 лет на площади 737,9 га зарегистрированные субъекты предпринимательства получили значительные налоговые и не только налоговые льготы: налог на прибыль по ставке 20% для своих и 2/3 ставки для чужих; освобождение от сборов в Инновационный фонд, освобождение от обязательной продажи валютной выручки; освобождение от уплаты ввозной пошлины и НДС при импорте и т.п. Впрочем, несогласие ВР с указом мало что значит. Ведь с 9 января указ, будучи «неотклоненным», вступит-таки в силу.

Теперь об инвестиционных режимах в Закарпатской и Донецкой областях, которые были ВР одобрены. Согласно президентскому указу, режим инвестиционной деятельности в Закарпатье предусматривает: освобождение не более чем на 5 лет от уплаты ввозной пошлины и НДС при ввозе оснащения и оборудования (кроме подакцизных товаров) для реализации инвестиционного проекта; освобождение на 2 года от налога на прибыль вновь созданного, в том числе путем реструктуризации, предприятия, инвестиция в которое эквивалентна не менее 250 тыс. долларов, а также прибыли действующего предприятия, инвестиции в реконструкцию и модернизацию которого составляют не менее 250 тыс. долларов; с третьего по пятый год предприятия с инвестициями не менее 250 тыс. долларов уплачивают 50% налога на прибыль; вновь созданные предприятия на 2 года освобождаются от уплаты сбора в Государственный инновационный фонд; в доход предприятий не включаются инвестиции в виде денег и материальных ценностей или нематериальных активов; при продаже оборудования до окончания срока инвестиционного проекта пошлина, НДС и налог на прибыль уплачиваются в полном объеме; до 2004 года не подлежат налогообложению доходы граждан, полученные от предоставления туристических услуг в населенных пунктах, которым предоставлен статус горных.

Подготовка к созданию Донецкой СЭЗ началась еще в начале лета текущего года, когда Президент Кучма издал указ о создании специальных экономических зон и зоны приоритетного развития в Донецкой области. После ознакомления с проектом экспертов Немецкой консультативной группы, был сделан вывод о том, что законопроект содержит «элементы зарегулированности и госконтроля» и по этой причине описанные в нем меры по привлечению инвестиций на самом деле «для инвесторов непривлекательны». Вы думаете, кто-то обратил внимание на это замечание? Кто-то, кто делает инвестиции, наверняка обратил. Но не тот, кто принимает окончательные решения. По Закарпатской области, например, специальный режим инвестиционной деятельности вводится на 15 лет для приоритетных видов деятельности, перечень которых определит Кабинет Министров (уж не этот ли пассаж на фоне болезненной и небезосновательной подозрительности к кабминовским чиновникам помешал поддержать указ?). По Донецкой зоне предложения похожие. Так, по рекомендации Комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций, закон дополнен рядом поручений Кабинету Министров. Правительству, в частности, надлежит в месячный срок обеспечить разработку и введение системы контроля за целевым использованием сырья, материалов, предметов, оборудования, которые ввозятся в Украину для реализации инвестиционных проектов на территориях приоритетного развития в Донецкой области. Правительство должно также в месячный срок разработать форму типового контракта между органом местного самоуправления и инвестором по реализации инвестиционных проектов на территориях приоритетного развития в Донецкой области. В контракте необходимо предусмотреть обязательства инвестора по реинвестированию освобожденной от налогообложения части доходов нерезидентов, а также дивидендов, которые выплачиваются субъектами предпринимательской деятельности, реализующими инвестиционные проекты в развитие производства или социальную инфраструктуру территорий приоритетного развития. И так далее в том же духе.

Что интересно, первая СЭЗ «Сиваш», созданная в Северном Крыму на сходной регулятивной базе, разработанной еще в 1996 году, на сегодняшний день не достигла никаких заметных успехов. По оценкам упомянутой Немецкой консультативной группы, главная причина провала кроется в чрезмерном государственном вмешательстве в вопросы инвестиционной деятельности: госструктуры влияют на выдачу лицензий, регулируют (разрешают или нет) вопросы основания предприятий, механизмы инвестирования, гарантий, регистрации проектов, заключения контрактов... Кроме того, две цели СЭЗ, которые были заявлены как концептуальные — поддержка прямых иностранных инвестиций и помощь депрессивному региону, — просто несовместимы (это подтверждено прежде всего статистическими показателями). Следовательно, приоритет отраслевого подхода и дерегуляция инвестиционной активности взаимоисключают друг друга, и в результате все закончится тем, что ни одна из них достигнута не будет. Хотя, если взглянуть на проблему СЭЗ немного иначе, а именно, как на формирование дополнительных источников доходов той или иной региональной элиты, то как раз эта задача выполнена на все 100%. «Понятно, что администрация экономической зоны, т.е. правительственный орган, решительно вмешивается в предпринимательскую деятельность. Более того, правительство берет на себя роль предпринимателя... чем только отпугнет потенциальных инвесторов, поскольку это означает, что они должны конкурировать с правительством», — считает Аннели Тюббен, аналитик Дойче Банк Ресерч (DB Research). А может, именно этого и добивается правительство, чтобы избавиться от чужаков?

Не для кого не секрет, что интересы «Сиваша» в правительстве в свое время отстаивал тогдашний министр Кабинета Министров г-н Пустовойтенко (вспомните разрекламированные в СМИ посещения Крыма премьером), интересы Донецкой области сейчас — местная администрация, а интересы в Закарпатском регионе имеют бизнесмены социал-демократы. Так что, по меньшей мере, одна цель, хотя и неявная, уже достигнута: «своя» территория как минимум помечена.

В целом же, подводя итог сказанному, СЭЗ в Украине — это ни что иное, как механизм извлечения дохода с Власти, аналогичный льготному импорту энергоносителей (как правило, своими), приоритетному доступу к бюджетным деньгам (для своих) через госзаказы или напрямую.

И наконец маленький пример для сравнения. Специальная экономическая зона в Милеце в Польше, с достижениями которой автор могла ознакомиться во время последней командировки, не имеет всех тех преференций, которые дарованы украинским СЭЗ. Созданная для реструктуризации монстра по производству авиатехники для бывших социалистических стран, она тем не менее получила главное — свободу от бюрократического вмешательства местных администраций в дела бизнеса. Очевидно, в таких условиях и налоговые послабления имеют совсем другой смысл. Судите сами. Зарегистрированные в зоне предприятия (любые!) на 10 лет освобождены от налога на прибыль с уплатой в течение следующих 10 лет 50% ставки налога, а также освобождены от налога на землю. Как результат — за 3 года существования Евро-Парка в Милеце территория размером около 60 га получила только прямых иностранных инвестиций на DM1,5 млрд. и создала более 3 млн. дополнительных рабочих мест.

№250 29.12.98 «День»
При использовании наших публикаций ссылка на газету обязательна. © День