СЭЗы в стратегии развития Казахстана

Ергали БАИЛЬДИНОВ, Омар ТЕМИРТАСОВ


АНАЛИТИЧЕСКИЕ исследования казахстанской экономики убедительно показывают, что развитие страны, учитывая ее геополитическое положение, скорее всего пойдет по формуле "Евро-Азиатский транзитный мост плюс плацдарм для иностранных инвестиций".
Отрадно, что на макроуровне правительство уже нащупало эту формулу и движется к ней: иностранные займы и кредиты идут в основном на инфраструктурные проекты, а акценты в прямых инвестициях медленно, но верно смещаются из сырьевых отраслей в более технологичные. Однако в региональной политике геополитический фактор, как правило, редко учитывается, что приводит к нежелательным результатам. К примеру, специальные экономические зоны, кроме Акмолинской, не работают в полном объеме, и основная причина этого - отсутствие должного баланса между национальными интересами развития и интересами иностранных инвесторов.
Для чего создается СЭЗ? Наверное, не только для того, чтобы поднять отсталый в экономическом отношении регион, но в первую очередь для того, чтобы в этом регионе создать за счет иностранного капитала и передовых технологий экспортно-технологический потенциал страны, ибо собственными силами мы, увы, пока не в состоянии сделать этого. Следовательно, для того чтобы привлечь в СЭЗ именно такого инвестора, нужно максимально учесть его интересы, то есть:
а) льготы в зонах должны предоставляться только такой категории инвесторов, а не всем подряд, кто в них зарегистрирован;
б) зоны должны создаваться не просто в депрессивных районах, но прежде всего в районах, близких географически к внешним рынкам сбыта казахстанской продукции, т.е. в районах, которые могли бы стать своеобразным плацдармом для экспортного десанта на соседние страны, а также иметь транспортно-транзитные возможности.
В транспортно-транзитном и географическом смысле из всех имеющихся в Казахстане СЭЗ наибольший потенциал развития имеют пока только Лисаковская и Акмолинская зоны. Для успешного функционирования Кзыл-Ординской СЭЗ необходимо наличие железнодорожного участка Кзыл-Орда - Жезказган, а также высоковольтной ЛЭП, соединяющей Кзыл-Орду с Жезказганом. Кроме этого, для развития региона не помешал бы автомобильный выход на Узбекистан и Туркменистан, а через них - на Иран и Турцию. На наш взгляд, очень интересным был бы проект строительства автодороги Кзыл-Орда - Нукус - Ашгабат - Тегеран на средства займа Исламского банка совместно с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном - каждый на своей территории.
Все, кто побывал на Аравийском полуострове, знают, что арабы умеют строить дороги в пустынях и могли бы построить такую дорогу , тем более, что Иран, Турция, Саудовская Аравия и другие арабские страны очень заинтересованы в кратчайшем выходе на рынки Центральной Азии, Китая и России, равно как и страны Центральной Азии заинтересованы в альтернативном выходе на Европу через Иран и Турцию. А для Казахстана такая дорога дала бы мощный импульс развитию не только приаральского региона, но и новой столицы Казахстана - Акмолы.
Морские ворота страны - создаваемая Актауская СЭЗ - также не будут динамично развиваться, если не будет трансказахстанской автодороги, соединяющей порт Актау на западе страны (через Акмолу) с городом Аягузом на востоке, для увеличения международных автомобильных перевозок через территорию Казахстана в обход России. То, что существует проект Европейского Союза ТРАСЕКА, говорит о большой заинтересованности Европы в расширении трансказахстанских транзитных возможностей и готовности Европейского банка реконструкции и развития финансировать подобные инфраструктурные проекты. Эти международные геополитические интересы необходимо использовать и в создании и развитии специальных экономических зон. Чтобы каждая из казахстанских СЭЗ эффективно работала и развивалась, необходимо максимально исключить между ними конкуренцию за привлечение иностранного инвестора и сориентировать каждую зону только на "свои" внешние рынки. Скажем, для Кзыл-Ординской СЭЗ - это прежде всего Центральная Азия, в меньшей степени - Россия, Китай, Индия, Пакистан, Иран, Турция. Для Акмолинской и Лисаковской СЭЗ - это прежде всего Россия, а также Украина, Беларусь, Прибалтика, Скандинавия, Восточная и Западная Европа. Для Актау - это в первую очередь Закавказье, Иран и Турция, а также Россия, Украина, страны Европы. В этом раскладе у нас выпадает восточный регион - выход на самый важный и перспективный рынок, где также необходимо иметь экспортно-транзитный плацдарм в виде СЭЗ для броска на рынки Китая и России.
Для создания экспортно-транзитной СЭЗ на востоке страны наилучшим образом, на наш взгляд, подходит теперь уже бывшая Семипалатинская область (а именно - город Семипалатинск), которая, несмотря на свою депрессивность в силу известных причин, имеет солидный потенциал для экономического роста. Ее географическое положение между двумя суперрынками, хорошо развитая транспортная инфраструктура, наличие богатых природных и высококвалифицированных людских ресурсов, исторические, внешнеэкономические и другие предпосылки создают благодатную почву для развития международной торговли в регионе.
Исторически город Семипалатинск развивался практически только за счет международной транзитной торговли. Сюда привозили свой товар купцы из Китая, Центральной , Южной и Юго-Западной Азии. Русские купцы завозили свой товар и, обменивая его на азиатский, везли его дальше в глубь России и в Европу. Примечательно, что уже в 1728 году, то есть через 10 лет после основания крепости Семипалатинской, в целях увеличения государственных доходов от развития торговли, а также в целях предотвращения контрабанды, царским указом здесь была создана таможня - первая в Степном крае. Для создания в этом регионе СЭЗ имеются все необходимые предпосылки: развитая сеть автомобильных и железных дорог, соединяющих Центральную Азию, Китай и Россию, аэропорт, способный принимать широкофюзеляжные грузовые самолеты, наиболее дешевый речной транспорт, способный осуществлять международные перевозки, жаждущие инвестиций и передовых технологий машиностроительное производство, легкая и пищевая промышленность. Прекрасно понимая для себя транзитные выгоды через Семипалатинск, японцы выделили льготный займ правительству Казахстана на строительство моста через Иртыш. А ведь льготные кредиты никто так просто не дает: Японии нужен выход через Китай и Центральную Азию на рынки СНГ и Европы. Именно поэтому они на льготных условиях финансируют развитие железнодорожного перехода Дружба - Алашанькоу и участка Дружба - Актогай.
Побывавшая недавно в республике съемочная группа японской национальной телекомпании TBS с целью снятия фильма о Казахстане снимала только то, что связано с транзитными возможностями нашей страны, начиная с таможенного контроля и перегрузочных терминалов на станции Дружба и далее, вдоль трансазиатской железной дороги, а также участок от Актогая через Акмолу на Россию. Это еще один аргумент в пользу того, как важно учитывать международные геополитические интересы в стратегии развития страны.