СЭЗ дали плоды но не на своей территории

У донецких СЭЗов не так много шансов дотянуть до своей второй годовщины

Отношения между Донбассом и столицей снова обострились, и уже в который раз причиной послужили местные специальные экономические зоны. Кабмин на днях пообещал, что устроит донецким СЭЗам тщательную ревизию. А что, собственно, может из этого получиться, как бы мимоходом рассекретила начальник отдела мониторинга налоговых поступлений Минфина Светлана Сорока, сообщив прессе, что для существующих СЭЗ готовится мораторий продолжительностью на весь следующий 2001 г.

Понятно, что от таких заявлений региональные власти Донецка в ярости, обвиняют столицу в "слепом попустительстве" Международному валютному фонду и другим скрытым врагам отечества.

Тем временем даже суровый хозяин налогового ведомства Николай Азаров (кстати, сам донетчанин) утверждает, что донецкие спецзоны - лучшие в Украине. А региональный Совет по вопросам СЭЗ понемногу таки "догнал" количество одобренных проектов до шести десятков, а общая сумма обещанных инвестиций составляет $678 миллионов.

Но, по-видимому, не зря французы утверждают: "Дьявол - в мелочах". Две трети привлеченных "сэзовскими" льготами капиталов планируется вложить в металлургию, углепром, большую химию Донбасса, т.е. отрасли, которые дополнительно увеличат индустриальную, экологическую нагрузку на регион, в то же время создавая минимум новых рабочих мест. Как известно, мировая практика реструктуризации так называемых старопромышленных районов диктует диаметрально противоположное: строить фабрики с конвейерным производством сравнительно простых потребительских товаров, способствовать развитию малого бизнеса и т.д.

К тому же желающих работать в донецких СЭЗах пока фактически нет. Самый страшный секрет энтузиастов спецзон из начальства "шахтерской столицы" заключается в том, что в чистом поле за спальным микрорайоном "Текстильщик" (которое и является СЭЗом) официально застолбили участки только завод холодильников "Норд", который и без "зоны" уже давно искал в городе стройплощадку для линии по производству малой кухонной техники, и колбасная фабрика "Возрождение". Немного, если учесть, что когда-то СЭЗ "Донецк" пророчили судьбу передового технопарка, который при помощи самых современных технологий, информационных в частности, вытянет регион и Украину в целом в ХХІ век.

Инвестор приходит, но в "зону" идти боится

Порой ситуация доходит до абсурда. Прошлой весной транснациональный бренд Cargill открывал в Донецке масложировой комбинат. На "крещение" пригласили Президента. Как сердечно радовался конституционный гарант новостройке, повторяя, что вот, наконец, и донецкая СЭЗ дала свои плоды. И никто из местного начальства не намекнул высокому гостю, что вообще-то каргилловский комбинат расположен километров за десять от территории СЭЗ и, соответственно, никакого отношения к спецзоне не имеет...

Несколько месяцев назад в регионе было решено, что у СЭЗ "Донецк" должен появиться свой хозяин. Т.е. определенная самоокупаемая коммерческая структура, которая вложит деньги в благоустройство территории, подтянет туда городские коммуникации, построит пути, организует охрану и пр. Соответствующее акционерное общество закрытого типа вскоре было основано. В состав его учредителей вошли "Индустриальный союз Донбасс", фирмы "Данко", АРС, "Эмброл-Украина" и некоторые другие, которые у предпринимателей стойко ассоциируются с именем владельца футбольного клуба "Шахтер" Рината Ахметова. Вполне понятно, что для некоторого числа потенциальных инвесторов, сведущих в нюансах донецкого бизнеса, перспектива попасть в крепкие руки этого "директора Донбасса" перевешивает все соблазны, все льготы местных СЭЗов.

Что касается мариупольского "Азова", то после заказного убийства местного уголовного авторитета, который пытался стать "куратором" этой СЭЗ, вопрос о ее руководящем органе находится в подвешенном состоянии, соответственно и строительство на отведенных зоне территориях не ведется. Местные власти и СМИ выходят из затруднения, время от времени презентуя в качестве достижения мариупольской СЭЗ какую-нибудь новую кислородную станцию на металлургическом комбинате (хотя тот участвует в совсем другом экономическом эксперименте для предприятий горно-металлургического комплекса).

Деньги любят "черные дыры"

В итоге получается, что желанные инвестиции пока проходят мимо донецких СЭЗов, "приземляясь" на т. н. "территориях приоритетного развития" (ТПР), которые созданы по тому же закону приблизительно 20 в малых шахтерских городах и некоторых сельских районах Донетчины. Естественно, льготы инвесторам в ТПР вдвое меньше. Зато вокруг них, в отличие от СЭЗов, никто не собирается ставить бетонные заборы и пускать по периметру пограничников с таможенниками. ТПР довольно либерально предлагают льготы "на ту долю продукции, которая произведена за счет инвестиций, одобренных областным советом по вопросам СЭЗ и ТПР".

Скажем, перед вами два кирпича, один "льготный", другой обычный, родной. А вы, допустим, налоговый инспектор, сможете их различить? И правительство, и международные кредиторы Украины хорошо видят те налоговые "черные дыры" где-то в Селидове или Дзержинске, через которые могут утекать миллионы гривен потенциальных сборов в госбюджет. Труднее, по-видимому, из столицы рассмотреть социальную ситуацию в тех забытых богом шахтерских поселках, где фактическая безработица достигает 50 процентов, а население давно уже посдавало в утиль канализационные люки и принялось за водопровод.

Губернатор области Виктор Янукович, пытаясь напугать тех, кто ратует за сворачивание донецких спецзон, мрачно предсказывает: "Без привлечения в регион иностранных и отечественных капиталов социальная ситуация здесь вскоре станет взрывоопасной для всей независимой Украины". Но, похоже, сегодня Киев опять не боится Донбасса, такая пошла полоса.

Владимир ВОЛОВНЕНКО, Донецк


Справка

Специальные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного развития (ТПР) созданы в Донецкой области согласно соответствующему закону, который вступил в силу в январе 1999 г. Созданы СЭЗ "Донецк" (466 га), СЭЗ "Азов" (314 га), 17 ТПР в населенных пунктах городского типа и 2 ТПР в сельских районах.

Впоследствии, в основном усилиями облгосадминистрации, статус ТПР получили еще несколько территорий Донетчины. На территориях обеих СЭЗ субъектов хозяйствования, при соблюдении ряда условий, освобождают от уплаты НДС, пошлины, акцизов, сборов в спецфонды. Налог на прибыль платится с коэффициентом 2/3. Для ТПР существует свой перечень льгот.


Свободные?.. Экономические?.. Зоны!

До конца этого года государство должно решить судьбу 20 зон с льготным режимом налогообложения, которые при нынешних условиях практически не заинтересовали и не могли заинтересовать легальный бизнес

Украинские власти опять на распутье. С одной стороны, МВФ настаивает на немедленном сокращении действующих свободных экономических зон, мол, ликвидируйте некорректную конкуренцию. С другой - в СЭЗы уже привлечены некоторые инвестиции, и отмена предоставленных им налоговых льгот грозит обернуться международными арбитражными процессами.

От этой головокружительной неопределенности начинаются не менее головокружительные метания из одной крайности в другую, когда сначала 10% всей украинской территории превращают в "порто-франко", а потом думают как бы на год объявить на них мораторий. "Контрактам" удалось выяснить: на будущий год СЭЗы будут ликвидированы через один.

Говорят, что исправлять ошибки никогда не поздно. Нашему правительству понадобилось пять лет (в 1995-м появилась первая экспериментальная зона "Сиваш") и 20 зон с льготным режимом налогообложения, чтобы признать - "что-то с СЭЗами мы натворили не то". "Потенциал половины СЭЗ и территорий приоритетного развития еще не задействован", - пришлось признать недавно министру экономики Василию Роговому. Господин Роговой приукрасил действительность. Поскольку из $1,3 млрд, которые должны поступить по утвержденным инвестиционным проектам, реальные финансовые вливания едва-едва достигли $305,2 млн, или 23% от сметной стоимости утвержденных проектов.

Почему же на территории Украины способна погибнуть даже самая гениальная экономическая идея? Ведь опыт введения свободных экономических зон с целью подъема экономики стал почти хрестоматийным. Возьмем хотя бы китайские Гонконг и Шанхай, египетскую СЭЗ "Ишмала", которая со своими заводами, аквапарком и всеми преимуществами цивилизации кажется чем-то неземным на фоне других египетских городов. Не нужно даже далеко ходить - только в одной из венгерских СЭЗ "Секеш" общий объем инвестиций составляет около $9 млрд (куда там наши миллионы!). Оказывается, причины наших СЭЗ-неудач не призрачные, а вполне конкретные, их даже можно разложить по полочкам.

Прежде всего, чтобы создать зону приоритетного развития, государство сначала само должно вложить в нее деньги: обеспечить инфраструктуру, рекламную раскрутку и проч. По подсчетам западных экономистов, чтобы СЭЗ оправдала свое существование, государство должно израсходовать по меньшей мере $400 в расчете на каждое рабочее место. "У нас, например, существует специальный Фонд поддержки СЭЗ "Секеш".

Если у предпринимателя есть хороший бизнес-план, но нет средств его осуществить, этот фонд дает льготные кредиты", - рассказал "Контрактам" заведующий отдела министерства экономики Венгрии Томаш Берки. А у нас "порто-франко" создавались на голом месте. Все, что должно было бы вложить государство, повесили на плечи инвесторов.

Но если бы при этом хотя бы придерживались стабильных правил игры. Где там: вроде бы и закон приняли по каждой отдельной СЭЗ, и определили, что в течение 50-60 лет (в зависимости от каждого отдельного случая) правила налогообложения меняться не будут. А потом появляются другие законы, например внесение изменений в закон об НДС, согласно которому уже субъекты СЭЗ должны начислять этот налог в случае вывоза продукции и товаров с территории зоны.

А потом появляются разъяснения ГНАУ, например, новый и явно антипредпринимательский порядок исчисления прибыли на инвестиции, сделанные в Донецкую СЭЗ. И это еще не все. Деятельность субъектов СЭЗ так отрегулирована, что практически невозможно сделать и шагу без разрешения местной власти. К чему это приводит, показывает ялтинский пример. По закону, каждый бизнес-проект должен быть завизирован местными властями. Те, в свою очередь, заставляют инвесторов (независимо от того, есть ли у них свой проект, или нет) заказывать бизнес-план в местном научно-исследовательском институте. Что делает институт - берет 2% стоимости проекта, независимо от того, будет он утвержден или нет.

Наверное, теперь становится понятно, почему инвестиции обходят Украину. Но ведь государство не хочет признавать своей вины, оно хочет исправлять ошибки. Как? Путем сокращения числа существующих СЭЗ. По данным "Контрактов", в черный список уже попали СЭЗ "Славутич", "Курортополис Трускавец", "Николаев", "Интерпорт-Ковель", "Рени" и "Порто-Франко". Остальных обреченных предстоит определить в конце года по завершении мониторинга деятельности отечественных свободных экономических зон. "Государство сначала выбрало неправильный курс, позволяя создать так много СЭЗ. Но сейчас делать вид, что ничего не было, уже нельзя.

Если и ликвидировать нерентабельные СЭЗы, то с применением переходного периода - пока не закончится срок действия уже предоставленных льгот. Иначе все может закончиться исками в международных арбитражах", - считает директор Киевской аудиторской службы Владимир Гаркуша. Очевидно, после того, как государство сделает свой выбор, придется выбирать и предприятиям: соглашаться на новые условия или уйти, хлопнув дверью.

Елена ДОБРОНРАВОВА

Издательский дом "Галицкие контракты". Контент-проект "Веб - ГК" 1997 - 2000
© Галицькі контракти, 2000. При использовании материалов ссылка на "ГК" обязательна.