Сезон охоты на инвестора

Но у Президента, правительства и регионов различное мнение о том, где расставить "силки"

Именно такую картину вольно или невольно увидел ваш корреспондент на семинаре, по-священном привлечению инвестиций в Украину.

Семинар был организован администрацией президента Украины, в котором приняли участие как руководители администрации, так и работники Кабмина, а также некоторые крупные зарубежные инвесторы. В качестве же наиболее успешного, по мнению организаторов, опыта по привлечению инвестиций, была представлена Донецкая область.

В общем, аудитория была достаточно представительной, чтобы понять общие тенденции, которые сегодня превалируют в этом сегменте экономики.

За все нужно платить

Как было заявлено на семинаре, западные инвесторы ныне отмечают положительные тенденции в развитии своего бизнеса в Украине и связывают их с положительными экономическими изменениями, наметившимися в последнее время в стране. Связывается это с новым украинским правительством, которому впервые удалось достигнуть реальных положительных сдвигов в экономике.

В Украине в текущем году сохраняется положительная динамика роста валового внутреннего продукта. Реальный ВВП в январе-апреле по сравнению с соответствующим периодом 1999 года составил 105,5%, в апреле - 105,2%. Номинальный ВВП за четыре месяца текущего года, по предварительным оценкам, составил 45166 млн. грн., за апрель - 12435 млн. грн. Что самое главное - впервые наибольший прирост валовой добавленной стоимости за указанный период отмечен в промышленности - 10,5%.

Поступления в сводный бюджет Украины с начала текущего года увеличились на 42,4% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года, что позволило полностью выплатить текущую зарплату бюджетникам и текущие пенсии, а также погасить задолженность по этим выплатам почти на 500 млн. грн. По словам Премьер-министра Украины Виктора Ющенко, согласно данным на 17 мая, за четыре месяца нынешнего года задолженность по зарплате бюджетникам погашена на 400 млн. грн., в частности по зарплате, финансируемой из местных бюджетов, - на 26 млн. грн., задолженность по пенсиям - на 98 млн. грн. В. Ющенко также отметил, что в текущем году кредитные вложения в украинскую экономику увеличились на 1,4 млрд. грн., или на 26%. Реальные доходы населения Украины в январе-апреле нынешнего года увеличились на 11,5%. Объем депозитных вкладов физических лиц за январь-апрель вырос на 30,4% в национальной валюте и на 25,2% - в иностранной.

Как результат, иностранные инвесторы в январе-марте вложили в экономику Украины $178,3 млн., что на 70,1% больше, чем за аналогичный период 1999 года. Наибольший прирост инвестиций зафиксирован с начала года в Киеве (23%) и Донецкой области (8%).

Комментируя эти цифры, Премьер заявил, что в Украине начался процесс "стойкого экономического восстановления". При этом В. Ющенко отметил, что этого не произошло, если бы в стране не было финансовой и ценовой стабильности, которая была достигнута только благодаря активным действиям Кабмина. За последнее время правительству удалось провести ряд поистине кардинальных изменений. Запрещена оплата налогов (в том числе и пенсионных взносов) неденежными средствами, отменена возможность реструктуризации и списания налоговых долгов. Началась активная борьба со всевозможными льготами и дотациями. Почти втрое сокращено число распорядителей бюджетных средств, что позволило консолидировать государственные деньги в казначействе. Впервые в этом году введен жесткий механизм распределения бюджетных средств между местными и государственным бюджетом.

Как отметил Премьер, "все это встречает огромное противодействие со стороны некоторых лиц, но правительство будет идти дальше".

Зоны: "за" и "против"

Как оказалось, наиболее болезненным вопросом для нынешнего руководства страны (после, естественно, энергорынка) являются специальные экономические зоны. По мнению выступавших на семинаре членов правительства, госбюджет Украины в первом квартале текущего года недополучил около 86 млн. грн. из-за таможенных льгот, предоставленных в 11 специальных экономических зонах (СЭЗ) и на 9 территориях приоритетного развития (ТПР), на которых действует льготный режим привлечения инвестиций. По словам В. Ющенко, значительная часть этих зон определена настолько нечетко, что у правительства нет гарантии того, что поставляемое в СЭЗ сырье будет использовано только субъектами этих зон, а не пойдет через них транзитом на остальную территорию Украины.

По мнению представителей министерства экономики, путь массового создания СЭЗ и предоставление льгот субъектам хозяйствования на территориях целых районов и городов по ключевым бюджетосоздающим доходам является слишком рискованным с точки зрения возможных инвестиций.

Конкретно о нашей области говорилось следующее. Из 22 городов и 5 районов Донецкой области, на территориях которых внедрен специальный режим инвестиционной деятельности, основная часть инвестиционных ресурсов сконцентрирована в городах Донецк, Горловка, Красноармейск и Мариуполь. Вместе с тем на территории, где проблема закрытия шахт и освобождения значительной численности шахтеров является наиболее сложной, инвестиции так и не поступают (речь шла о Новогродовке, Ждановке, Селидове, Снежном, Торезе, Шахтерске и Дзержинске).

В этой связи, по словам Премьера, правительство намерено "оптимизировать" вопрос функционирования СЭЗ по трем направлениям - вначале прекратить создание новых СЭЗ; по итогам девяти месяцев нынешнего года оценить эффективность функционирования уже учрежденных; а в случае, если в течение второго и третьего кварталов будут наблюдаться отрицательные тенденции в деятельности этих СЭЗ и ТПР, ввести ограничительные меры относительно количества видов деятельности, по которым предоставляется ряд льгот в этих СЭЗ и ТПР.

Превращение всей территории Украины как бы в сплошную специальную экономическую зону - вот задача нынешнего правительства. При этом, по мнению В. Ющенко, для создания в Украине привлекательного инвестиционного климата необходимо обеспечить благоприятную финансовую и ценовую политику, а также своевременное проведение социальных выплат при одновременно прозрачной, публичной и исключительно конкурсной приватизации.

Естественно, иное мнения о роли СЭЗ высказал участвовавший в семинаре заместитель губернатора Донецкой области Андрей Клюев. По его словам, только реализация уже принятых в СЭЗ инвестиционных проектов предполагает создание 8,5 тыс. новых и сохранение 19,6 тыс. уже имеющихся рабочих мест. Размер привлеченного иностранного капитала, с момента введения специального инвестиционного режима, уже превышает общую сумму его поступлений в область за все предыдущие годы. В поддержку донецких СЭЗ выступили участвовавшие в семинаре депутаты Верховной Рады и даже руководитель администрации Президента Владимир Литвин. По их словам, практика существования специальных центров экономического роста применяется во всех странах, на всех этапах развития. Говорить же о том, что льготы, которые предоставляются в зонах, уменьшают доходную часть бюджета, нельзя: последующий рост производства и соответственно рост платежей должны с лихвой перекрыть предоставляемые льготы. Кроме того, вне оценок правительства, по словам выступавших на семинаре, остается роль СЭЗ в развитии технического и интеллектуального потенциала региона.

Все же налицо явное противостояние, которое, впрочем, длится с момента принятия закона о СЭЗ в 1998 году.

Как отметил А. Клюев, нестабильность в положении СЭЗ отрицательно сказывается на привлечении инвесторов. В этой связи следует отметить, что Украина занимает одно из последних мест среди стран СНГ по объему инвестиций. В частности, на душу населения в Украине приходится $65 инвестиционного капитала, в то время как, например, в Венгрии - около $1770.

Именно нестабильность законодательства, смена политического климата и являются основными препятствиями на пути инвестиций в Украину. Кроме того, отсутствие надлежащей защиты украинского рынка от наплыва контрабанды, нестабильность налогового законодательства и чиновничий беспредел мешают работе инвесторов. Об этом говорили на семинаре сами инвесторы. По их мнению, решение указанных вопросов позволит Украине увеличить приток инвестиционных средств практически в 10 раз.

Действительно, привлечение инвестиций - дело не простое, а каждая из ветвей власти понимает этот процесс по-своему. Сами же инвесторы хотят стабильности во всем - в финансах, налогах, законодательстве, политике и социальной сфере, даже в кадровом составе правительства. По словам же Премьера, в Украине наступает этап борьбы с льготами на региональном уровне, а значит - неминуемо противостояние Кабмина и региональных элит. И еще не ясно, кто выйдет из него победителем.

Игорь ГОЛУБЕЦ

Информация обновляется раз в неделю
© Информационное Агентство "НЕГОЦИАНТ Дизайн и программирование сервера: © WebSkate
Еженедельная поддержка:
Информационное Агентство НОРМА-ПРЕСС