ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УКРАИНСКИХ СЫРОВ

Тарасьева Л.В., Зайцева Ю.В.

ДонНТУ, кафедра экономики и маркетинга

Сыр – один из наиболее питательных и калорийных пищевых продуктов. Питательная ценность его обусловлена высокой концентрацией белка и жира, наличием незаменимых аминокислот, витаминов, солей кальция и фосфора, необходимых для нормального развития организма человека. Сыр полезен для людей любого возраста и особенно для детей.

Сыр – продукт, изготавливаемый из коровьего, козьего, овечьего и буйволиного молока, с высоким содержанием протеина, кальция и витаминов. Его получают с помощью концентрирования и биотрансформации основных компонентов молока под действием молокосвертывающих энзимов, органических кислот, микроорганизмов и системы физико-химических факторов. По данным каталога Международной молочной федерации в мире насчитывается около 500 видов сыров. В мировом сыроделии до сих пор не сформировалась унифицированная классификация сырных продуктов. Основная причина заключается в том, что в разных странах производятся сыры с одинаковыми названиями, но отличающиеся технологией изготовления, и наоборот, сыры, сделанные по одной технологии, но имеющие разные названия. Сыры можно поделить на группы в зависимости от объемов продаж.

  1. Основная группа (базовый ассортимент). Она включает сыры, пользующиеся повышенным спросом и наиболее часто покупаемые. Данные марки характеризуются высоким оборотом, но имеют небольшую торговую наценку, например: Эдемский (Edam), Голландский, Эстониский.
  2. Элитная группа. Она включает дорогие сыры, покупаемые в небольших объемах, например: Roquefort (Рокфор), Dorblu.
  3. Дополнительная группа. Сорта этой группы занимают промежуточное положение по объему продаж между элитными и сортами базового ассортимента. Как правило, это сыры тех же групп, что и элитные, но по более низкой цене, например: “Радамер” (Польша), “Тальзитор” (Германия).

Наряду с сортами сыра, производимыми украинскими сыроделами (“Российский”, “Эстонский”, “Голландский”) украинцы предпочитают покупать Edam, Gouda, Emmentaler (Германия). Подавляющую часть ассортимента представляют импортные сыры, поэтому можно заняться продвижением украинских марок сыра, тем более, что они пользуются наиболее стабильным спросом. Сыр относится к той категории товаров, у которых всегда есть стабильное количество потребителей. Симпатии потребителей могут мигрировать от одного сорта сыра к другому, но в общем интерес потребителей к этому продукту стабильный. Чем же руководствуется украинский потребитель при покупке сыра? Чтобы ответить на этот вопрос, маркетологами было предложено проведение анкетирования покупателей. В анкете содержался набор характеристик сыра: название фирмы-производителя, цена, вкусовые, цветовые качества продукта и его упаковка. В результате анкетирования выяснилось, что из 100 покупателей сыра 40 считают, что наиболее значимым является вкусовое качество сыра (40%). Зачастую выбор совершается исходя из низкой цены, а попробовав некачественный продукт, потребитель ставит крест на всей марке. Критерий “цена” занимает первое место только в том случае, если соотносятся импортные и отечественные сорта сыров. Но, как уже было сказано выше, низкая цена не всегда соответствует высокому качеству, поэтому на первое место характеристику “цена” определили 30% покупателей. Критерий “упаковка” наибольшее значение имеет для 20% из 100 опрашиваемых покупателей.

8% респондентов считают, что главным критерием при выборе сыра является его цвет. И только 2% покупателей считают, что в первую очередь нужно доверять фирме-производителю. Исходя из результатов опроса, становится ясно, что основным критерием оценки сыра при его покупке являются вкусовые качества. Следовательно украинскому производителю нужно улучшать качество своей продукции, что обеспечит рост спроса на нее и поможет занять достойное место на рынке среди других производителей сырных изделий.