К ВОПРОСУ ВЫБОРА СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

В.Л. Кондрацкий, В.В. Яковлев

Донецкий национальный технический университет

Вероятнее всего, что человек уже не в состоянии жить без таких благ цивилизации как теплое жилье, горячее водоснабжение, горячая пища и др. Так человек привык. При этом в помещениях с многоэтажной застройкой используется исключительно централизованное теплоснабжение. Так распорядились в свое время власти. И это человек усвоил однозначно. Это в принципе не плохо со всех точек зрения, кроме одной - отсутствия реальной и простой альтернативы монопольному ведению процесса, который проявил себя в условиях наметившегося перехода к рыночной экономике вдруг, по приказу "сверху". Всплыли или обозначились самые низменные черты "хозяина системы" - грабить без зазрения совести, т.е. обозначать плату за пользование услугами монопольной системы без каких-либо здравых понятий, обоснований, утвержденных компетентными органами документов на основании известных ранее при проектировании систем отопления и горячего водоснабжения методик.

Самое непонятное в таком подходе заключалось в том, что принятая система взымания платы за услуги системы теплоснабжения ни в малейшей мере не отвечала проблемам экономии тепловой энергии, т.е. первичного топлива и степени воздействия на окружающую среду.

Эти аспекты стороны проблемы никто серьезно не изучал и не искал путей рационального ведения технологического процесса, т.е. нахождения оптимальных режимов по критериям экономии топлива и минимизации степени воздействия источников тепла на окружающую среду. Интересы Государства и потребителей тепла на принятие решений не учитывались. Система функционировала и функционирует ныне лишь за счет постоянного повышения цен за подачу горячей воды для отопления и санитарно-гигиенических нужд населения. Никаких попыток снизить эксплуатационные затраты на единицу тепловой энергии никто нигде не предпринимал. Система старела и, естественно, требовалось все больше и больше средств для поддержания ее в рабочем состоянии.

Для решения кардинальных или перспективных вопросов чего-то не хватало.

Меж тем уже многие десятилетия оставался нерешенным вопрос о степени централизации систем теплоснабжения. Хорошо известными были три ступени централизации: от ТЭС, крупных районных котельных и квартальных котельных, мощность последних не оптимизировалась. Оптимизация мощности котельных по критерию щадящего воздействия на окружающую среду не проводилась.

Первыми в СНГ вопросы о неблагополучном состоянии в системах теплоснабжения подняли россияне в Приморье и г. Москве (М.М. Громов). При этом, однако, главным оставался вопрос надежности обеспечения систем отопления в холодный период года.

Нами исследованы все возможные схемы теплоснабжения:

- от ТЭС;

- от районных котельных;

- от квартальных котельных;

- от домовых котельных;

- от поэтажных котельных;

- от квартирных источников тепла.

При этом предложена математическая модель исследования системы теплоснабжения и модель расчета необходимого оптимального значения теплопотребления для одного человека на отопление.

Как и следовало ожидать, наиболее эффективным и полностью отвечающим рыночным отношениям и главным государственным стратегическим интересам оказалась система теплоснабжения с индивидуальным источником теплоты, отнесенным не к отдельному жилому помещению, а к владельцу определенной площади, т.е. единственно заинтересованному в минимизации всех потерь лица. Это оптимальная схема может быть наилучшей и с точки зрения наименьшего вредного воздействия на окружающую среду при достаточно жестком государственном контроле за вредными выбросами в атмосферу. При этой схеме все расходы минимальны и, в частности, на подготовку сетевой воды, на обслуживание, ремонт и т.д.

Роль государства в финансировании системы теплоснабжения по такой схеме сводится только к контролю за соблюдением законов Конституции. Финансирование государства при такой схеме не требуется.

Тепло - уникальный продукт, его невозможно купить в другой стране и привезти самолетом в проблемный поселок.

В существующих системах централизованного теплоснабжения не предусмотрено резервирование, фактически оно осуществляется только включением газовых плит и электронагревателей. Но в сильные холода нагреватели не помогут - не выдержат электрокабели, а на восстановление централизованной системы небольшого поселка надо 1-2 месяца. Восстановить же разрушенную систему теплоснабжения среднего города зимой практически невозможно. Придется выселять людей. Теплоснабжение невозможно быстро восстановить даже силами МЧС. Сегодняшнее состояние системы теплоснабжения в стране можно определить как критическое, постепенно переходящее к уровню национального бедствия. К сожалению в накопившемся клубке проблем нет такой спасительной ниточки, потянув за которую, можно все распутать. Не очень поможет и зарубежный опыт, их былой энергетический кризис похож на время нашего расцвета.

Как видим, по убеждению крупных российских ученых, время для постепенного реформирования отрасли упущено. Система начала разваливаться и если не принять срочных мер, процесс станет необратимым.

Система теплоснабжения как весьма существенная часть энергопотребления должна быть оптимизирована с учетом глобальной системы: природа - общество - человек.

До сих пор проблема не изучена достаточно глубоко и беспристрастно настолько, чтобы результатами исследований можно было пользоваться без сомнений и опасений.

Кризис в теплоснабжении начался во время смены руководства страны. Но дальнейшее резкое ухудшение ситуации будет ассоциироваться только с бездействием новой власти. Замерзающие люди легко организуются только для бунта. Поэтому интересы государственной власти и граждан, собственно и образующих государство, в рассматриваемом вопросе абсолютно совпадают. В России считают: вопрос качественного теплоснабжения - это вопрос выживания нации.