4.2. Планирование деятельности предприятия
4.2.1. Общая характеристика планирования
Планирование - это определение целей и задач предприятия
на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного
обеспечения.
Основные принципы планирования:
1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом
выделяют цели:
Ы хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
Ы производственно-технологические, определяющие функциональное назначение
предприятия;
Ы научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
Ы социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных
потребностей работников предприятия;
Ы экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции
без негативного воздействия на окружающую среду.
2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет
целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;
3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического
прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования
всех видов ресурсов;
4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего
и перспективного планирования;
5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное
соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между
потребностями в ресурсах и их наличием;
6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает
силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем
предприятия.
Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии,
как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.
Виды планирования.
В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное
(долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.
Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний
периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок".
При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения
издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется
политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка
долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной
политики в основных областях.
Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности
всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план
предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый
план.
Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал,
месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате,
планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли,
рентабельности и т.д.
В планировании используются следующие основные методы:
Ы нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
Ы балансовый - целенаправленное согласование направлений использования
ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных
материальных, финансовых и трудовых балансов;
Ы экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия
распространяются на будущий период;
Ы интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и,
исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
Ы факторный - на основе расчетов влияни
1000
я важнейших факторов
на изменение плановых показателей;
Ы матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными
подразделениями и показателями:
Ы экономико-математического моделирования с применением ЭВМ
и другие.
4.2.2. Стратегия развития предприятия
Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление основных
направлений его эффективного функционирования на основании максимальной
реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи
с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой.
Основными задачами формирования стратегии предприятия являются:
- выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые
необходимо развивать;
- определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых
для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;
- оценка результатов отдачи.
Стратегический план предприятия составляется в такой последовательности:
1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.
2. Определение хозяйственной политики предприятия.
3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.
4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства,
организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая
стратегия.
Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов:
1) Цели и направления деятельности;
2) Текущие и долгосрочные задачи;
3) Базовая стратегия;
4) Функциональные стратегии;
5) Описание наиболее важных программ;
6) Описание внешних операций;
7) Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;
8) Формулировка резервных стратегий.
При составлении стратегического плана используется следующая информация:
объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным
подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему
продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конец
последнего года плана; финансовый план.
Стратегия предприятия разрабатывается на различные периоды времени
в зависимости от степени предсказуемости будущего, продолжительности периода
внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической
оснащенности (от 3 до 10 лет).
Существуют следующие разновидности базовых стратегий:
Ы стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать
объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;
Ы стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия
в условиях нестабильности объемов продаж и доходов;
Ы стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая
в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия.
Одной из важнейших составных частей стратегии предприятия является
планирование риска. Сущность этого плана заключается в достижении высокого
уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от
этих возмущений.
Методы выбора стратегии:
Ы метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов
на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);
Ы метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат
на производство от его объема;
Ы метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение,
рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления
и действия;
Ы метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями,
формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая
данным предприятием доля рынка;
Ы метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями
служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность
рынка (аналогичные три оценки).
4.2.3. Содержание средне и краткосрочных планов
Планы предприятия включают следующие основные разделы:
Ы маркетинговая программа: планы ма
1000
ркетинга для основных видов
продукции (услуг) и в целом по всей продукции;
Ы производственная программа: задания по производству отдельных
видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой,
товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;
Ы план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению
новых изделий, внедрению новой техники и технологии;
Ы план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность
персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников,
балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников
ее обеспечения;
Ы план капитального строительства: объемы капитальных вложений,
строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения
предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;
Ы план материально-технического обеспечения: определение потребности
производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения
с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
Ы план по издержкам производства, прибыли и рентабельности:
себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной
продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам
деятельности и в целом по предприятию;
Ы финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах
и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения
с бюджетом, кредитные отношения;
Ы план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению
условий труда, отдыха и быта работников предприятия;
Ы план мероприятий по охране природы и рациональному использованию
природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное
использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное
использование минеральных ресурсов.
Показатели, применяемые в планирования и, подразделяются:
- по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и
стоимостные;
- по экономическому назначению - на количественные и качественные
(производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);
- по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль)
и относительные (рентабельность).
Оперативное планирование
Оперативное планирование - это детальная разработка планов
предприятия и его подразделений. Оно соединяет:
1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана
предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады,
рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки,
смену, а иногда и каждый час;
2) Диспетчеризацию, обеспечивающую:
Ы сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное
устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;
Ы организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок,
инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности
оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля
качества.
Различают:
- межцеховое оперативное планирование - обеспечивающее скоординированную
деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия
в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом
функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов;
- внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение
работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение
полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение
ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих.
4.2.4. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается
предприятие при реализации своих целей
943
в изменчивой, неопределенной, конкурентной
хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих
проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической
деятельности.
Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими
партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования
к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен
в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление
о существе дела и перспективах своего участия в нем.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но
можно предложить следующий макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание
бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание
вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта;
конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая
деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической
доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика
персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый
план; эффективность проекта.
Несколько иная структура бизнес-плана принята при получении кредитов
в банке. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. По возможности,
заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор.
В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется
несколько обобщающих показателей: чистая текущая стоимость; рентабельность;
внутренний коэффициент эффективности (пороговое значение рентабельности);
период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный
отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть
увязан с источником покрытия всех затрат); норма безубыточности (минимальный
размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается "нулевая
прибыль", доход от продажи равен издержкам производства).
К оглавлению
|
|
d0
8
34c
|