1.3. Внешняя среда предприятия
1.3.1. Общая характеристика внешней среды предприятия
Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при
условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов,
экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных
институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих
в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую
создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции
(услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные
органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные
аудитории.
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она
включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую,
экологическую, политическую и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов,
наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот
более полно использовать благоприятные возможности.
1.3.2. Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию
и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми
посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие
предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми
для производства конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции
(услуг) на разных клиентурных рынках:
- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного
потребления);
- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического
назначения);
- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей
их перепродажи с прибылью для себя;
- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных
нужд);
- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах
клиентурных рынков).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию
в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К
ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения,
агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные
условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо
постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную
рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный
или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его
способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки,
инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации,
различные государственные учреждения представительской и исполнительной
власти, население и граждане группы действий (общественные организации).
В макросре
1000
де предприятия действует значительно большее количество
факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность
и непредсказуемость последствий.
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых
видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в
процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Индустриально-аграрный потенциал Украины базируется в значительной
степени на собственных минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах.
В настоящее время разведано более 8 тыс. месторождений свыше 90 видов полезных
ископаемых. Ежегодная добыча минерального сырья превышает 1 млрд. тонн,
что составляет около 5% мировой добычи. Наиболее важные: каменный уголь,
железные и марганцевые руды, сера, графит, цементное сырье, нерудное металлургическое
сырье.
Наша страна располагает значительными энергетическими ресурсами, которые
обеспечены работой атомных, тепло- и электростанций, а также имеет годовой
ветроэнергетический потенциал в 150 млрд квт/час.
Демографические факторы. Для демографической среды Украины характерны:
увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа
служащих. Превышение количества умерших над количеством рожденных за 1991-1997
годы составило 1,5 млн. человек. Нынешний уровень рождаемости на Украине
- один из наиболее низких среди новых независимых государств в Европе (после
России).
Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических
рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать
свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного
и пенсионного возраста.
Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению
трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах
Украины оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки
стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения,
повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет
определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства.
Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические
исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки,
создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство,
а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление
материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность
труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат:
рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания
курса гривни относительно валют других государств, система налогообложения
и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов,
уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения
окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования
и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля
за доброкачественностью и безопасностью товаров.
В настоящее время две трети территории Украины охвачены острым экологическим
кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют
от 15 до 20% национального дохода, что само по себе указывает на необходимость
установления гармоничных взаимоотношений предприятий и природы. Нужно максимально
учитывать природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании
и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия
в производственной и социальной деятельности и воспроизводства природной
среды.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности
предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической
среде. Дл
fde
я нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской
деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений,
следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации
в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению
ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию
мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической
мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы,
открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия,
осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
1.3.3. Рынок и поведение на нем субъектов хозяйствования
Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность
отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями
по поводу купли-продажи.
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности
и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция,
являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок выполняет следующие функции:
- регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
- контролирующую (определяет общественную значимость произведенного
продукта и затраченного на его производство труда);
- распределительную (устанавливает необходимые вопроизводственные пропорции,
обеспечивающие сбалансированность экономики):
- стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать
новую технику);
- информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);
- санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых,
неконкурентноспособных хозяйственных единиц).
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные
направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех
рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры
относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие
информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и
средства коммуникации.
Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов в рыночной
экономике:
1) принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской
деятельности, который проявляется в предоставлении субъекту собственнических
и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело
и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных
ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;
2) принцип свободного рыночного ценообразования;
3) принцип главенства потребителя;
4) принцип партнерства (на основе договоров и контрактных отношений);
5) принцип государственного регулирования рыночных отношений (на
основе государственных программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений,
налогового, финансово-кредитного и трудового законодательства).
Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно
решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива,
но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами:
- взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;
- ответственности перед конечным потребителем;
- достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно
за счет инноваций;
- экономного ведения хозяйства;
- соблюдения этического кодекса предпринимательства.
К оглавлению
|
|
d8
34c
|