содержание библиотеки

А.Б.ЯНОВСКИЙ Заместитель Министра топлива и энергетики Российской Федерации А.И.СКРЫЛЬ Генеральный директор ЗАО "Росинформуголь"

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Реализация основных направлений реструктуризации

Существенно, что этим первым нормативным документом главными целями определены вполне конкретные и реальные ориентиры, обеспечивающие в конечном счете переход отрасли на рентабельную бездотационную работу. Это формирование конкурентоспособных угольных компаний, обеспечивающих свое самофинансирование в длительной перспективе; создание конкурентного угольного рынка; улучшение условий труда и безопасности работы в угольной промышленности; социальная защита высвобождаемых трудящихся; социально-экономическое и экологическое оздоровление угледобывающих регионов. На базе "Основных направлений ..." в течение 1994-1997 гг. при непосредственном участии администраций территорий угледобывающих регионов, проектных и научно-исследовательских организаций были разработаны и утверждены МВК региональные программы реструктуризации угольной промышленности всех основных угольных бассейнов (Кузбасса, Донбасса, Подмосковного, Печорского), одобрены основные положения программ Пермской, Сахалинской, Челябинской областей. Такой подход к реализации поставленной проблемы позволил достичь определенных позитивных результатов. Прежде всего следует отметить, что российская угольная промышленность, все последнее время работавшая по существу в кризисных условиях, приступила к реструктуризации осознанно, планомерно, с учетом имеющейся мировой практики. Если говорить о конкретных результатах проводимых в отрасли реформ, то к важнейшим критериям оценки можно отнести следующие 5 основных факторов:
    состояние шахтного и карьерного фонда; состояние инвестиционной деятельности; состояние экономики; состояние рынка сбыта угля социальные проблемы угольщиков и угольных регионов.

Состояние шахтного фонда

Закрытие неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов оказало положительное влияние на состояние шахтного фонда. Прежде всего существенно изменилась структура добычи угля подземным способом. Если ранее преимущественный объем составляла добыча угля из особо убыточных и опасных по горно-геологическим условиям шахт, то в 1998 году доля добычи угля перспективными шахтами составила порядка 70%. К 1998 году при сокращении среднедействующего количества очистных забоев нагрузка на очистной забой против 1993 года возросла в 1.7 раза. Удельный вес открытого способа добычи в 1998 году составил 64.0%, что на 7.2 % выше показателя 1993 года. Производительность труда рабочих по добыче выросла за период реструктуризации более чем на 30%. Состояние инвестиционной деятельности Для восполнения производственного потенциала отрасли в соответствии с "Основными направлениями.." и региональными программами реструктуризации одновременно с ликвидацией шахт было предусмотрено строительство в период 1993-2000 годов 14 шахт и 11 разрезов общей проектной мощностью по добыче угля 73.4 млн. тонн. Наибольший прирост мощностей намечен в Кузбассе (30.3 млн. тонн), в основном на новых месторождениях Ерунаковского угольного района с высокими технико-экономическими показателями, а также на разрезах и шахтах Дальнего Востока (15.2 млн. тонн), где имеется острый недостаток в твердом топливе. Проектные мощности всех строящихся в настоящее время шахт и разрезов составляют порядка 42 млн. тонн угля в год. Начато сооружение морского угольного терминала в Усть-Луге, близ Санкт-Петербурга, ввод которого позволил бы значительно расширить экспортные возможности по углю с одновременным отказом от дорогостоящих услуг прибалтийский портов. Однако реализация программы развития отрасли и, в первую очередь в части прироста производственных мощностей, в настоящее время серьезно приостановлена. В условиях крайне ограниченных инвестиций строительные организации сворачивают работы на новостройках угольной промышленности. Особенно драматичная обстановка сложилась на строительстве разрезов в топливодефицитных районах Дальнего Востока, где сохраняется значительный разрыв между выбытием и вводом мощностей. Приостановилось строительство угольного порта в Усть-Луге, причем даже высказываются мнения о нецелесообразности его сооружения. Известно, что подпрограмма "Уголь России" (1996 год) предусматривала создание новых мощностей по добыче и переработке угля за счет средств федерального бюджета. Однако Мировой банк в 1996 году поставил жесткие условия по выделению бюджетных средств угольной промышленности, поделив средства господдержки на "хорошие" и "плохие". При этом инвестиции, без которых немыслима стабилизация и развитие отрасли, были отнесены к "плохим" дотациям. В результате, инвестиционные надежды на заемные средства не подтвердились. Большая их часть была направлена на расходы российской стороны, не связанные с развитием угольной промышленности. По поручению Правительства Российской Федерации в Минтопэнерго России была создана специальная комиссия, которая в начале 1998 года детально рассмотрела наработанные каждым угледобывающим акционерным обществом и предприятием меры по стабилизации своего положения, с целью определить предприятия, имеющие возможность перейти с 2000 года на бездотационную работу. Комиссией были утверждены на ввод в 1998 году имеющие высокую готовность пусковые комплексы по добыче 18.9 млн. тонн угля, а также транспортной развязки в новом Ерунаковском месторождении Кемеровской области, позволяющей дополнительно поставить на топливно-энергетический рынок 10 млн. тонн высококачественных углей. В 1998 году положение с финансированием мероприятий по техническому перевооружению, реконструкции и строительству было крайне напряженным. В соответствии с установленным порядком предоставления инвестиций (на конкурсной и возвратной основе) всего от организаций отрасли представлен на конкурс 131 инвестиционный проект с требуемым объемом финансирования 10080 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета на сумму 5124 млн. рублей (50.8%). Принято решение о финансировании за счет средств господдержки только 49 объектов. К сожалению, ограничение бюджетных субсидий на инвестиции и невозможность привлечения в отрасль кредитных средств ввиду ее убыточности не позволяет продолжить строительство всех начатых объектов.

Состояние экономики

В отрасли сохраняется крайне сложная социально-экономическая ситуация. Неплатежи потребителей, порочная практика взаимозачетов и бартерных расчетов привели к тому, что большинство предприятий остались без оборотных средств и не имеют возможности своевременно выплачивать заработную плату шахтерам, приобретать горную технику и оборудование для технического переоснащения. Из-за острого экономического кризиса, переживаемого страной, программы реструктуризации не получили адекватной федеральной и региональной поддержки, и их комплексное выполнение серьезно сдерживается высокими темпами снижения господдержки отрасли. При среднем росте себестоимости (1998 год) добычи 1 млн. тонн угля в 2,2%, цены на уголь практически не изменились. Доля средств на господдержку угольной отрасли в расходной части Федерального бюджета России за последние четыре года снизилась с 8 до 1% ВВП. Это существенно снизило нагрузку на бюджет страны. Однако в угольной промышленности компенсировать такое сокращение господдержки за счет роста цен на уголь и сокращения издержек производства было невозможно. Что касается осуществления региональных программ реструктуризации, то они не нашли должной поддержки в регионах, в основном из-за острой нехватки собственных средств. Практически все угольные регионы сами являются депрессивными, а следовательно и дотационными, и испытывают значительные финансовые трудности, что в ряде случаев приводило к нецелевому использованию "угольных" средств. К этому следует добавить, что тяжелейшее положение в регионах сложилось не только из-за падения производства в угольной отрасли, но и в связи с обвальным кризисом в других секторах экономики. Среди акционерных обществ только около 10% можно отнести к платежеспособным, остальные же по существу являются банкротами. Следствием этого являются неплатежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Особенно осложнилось финансовое положение угольных предприятий со II полугодия 1998 года. Доля платежей денежными средствами постоянно снижалась и на сегодня составляет всего 15%. В целом по отрасли убытки от промышленной деятельности достигли в прошедшем году 6,4 млрд. рублей, что составляет пятую часть от производственных затрат.

Состояние рынков сбыта угля

В Российской Федерации уголь, как энергоноситель, потребляется во всех 89 субъектах федерации, а производится только в 24. Полностью обеспечивают потребность в нем за счет собственной добычи лишь 6 республик и областей, за счет только завоза его из угледобывающих регионов - 65. В удаленных энергодефицитных районах потребителей при закупке завозных углей доля затрат на его транспортировку достигает 45 - 55%. Это говорит о необходимости комплексного снижения транспортных расходов на завоз углей в эти районы, прежде всего на Дальний Восток с целью направления высвобождающихся средств на развитие в них угледобычи. Для сокращения дисбаланса в региональном производстве и потреблении угля необходимо государственное регулирование тарифов на железнодорожные перевозки. В большинстве случаев между производителями и потребителями угольной продукции стоят многочисленные посредники. Более 50% угля, поставляемого на коксохимические предприятия, до 65% для коммунально-бытовых нужд и 30% для электроэнергетики сбывается через многочисленных мелких посредников, количество которых в некоторых угольных АО достигает 100 и более. В определенной степени работа через посреднические структуры упрощает деятельность угольных АО. Фирмы по продаже угля приходят с готовыми предложениями и схемами реализации угля, позволяя угольным АО концентрировать свою деятельность на добыче и переработке угля. Однако в настоящее время негативные последствия реализации угля через посреднические фирмы значительно выше приобретаемых преимуществ. Схема реализации угля, предлагаемые подавляющим большинством посреднических структур, основаны на поставке взамен угля материально-технических ресурсов на бартерной основе, в результате чего шахты несут убытки, приобретая оборудования на 35% дороже. Неуклонно снижается доля поступления денежных средств угольным АО за поставленную продукцию. Ослабление контроля со стороны угольных АО над рынками сбыта привело к свободному доступу в сферу реализации угля большого количества структур с низкой степенью профессионализма, а также недобросовестных, часто криминальных посредников и фирм-однодневок, работа с которыми неизбежно ведет к финансовым потерям.

Ошибки и просчеты, допущенные в ходе реструктуризации угольной промышленности К основным ошибкам, допущенным в ходе разработки и осуществления программ реструктуризации отрасли следует отнести недооценку влияния общих экономических условий в России и несоответствие темпов и объемов выполняемых мероприятий финансовым возможностям как федерального и местных бюджетов, так и самих угольных предприятий. Затяжной кризис платежей, наблюдающийся практически во всех секторах экономики страны, значительно ограничил возможности угледобывающих акционерных обществ по стабилизации и оздоровлению своего финансового положения и снижению издержек производства. Низкая платежеспособность основных потребителей (энергетика, комбыт, население) ограничили как общие объемы сбыта угольной продукции, так и развитие переработки угля и переход к выпуску высококачественного и более дорогого топлива. На протяжении последних лет темпы роста цен на уголь заметно (на 1,5 - 2,0%) отставали от темпов роста цен на потребляемую угольными предприятиями продукцию. Сокращение сбыта и, соответственно, наличие избыточных стареющих производственных мощностей с одной стороны и развитие бартерных и других суррогатных платежей с другой не позволили снизить затраты на производство и вкладывать средства в обновление основных фондов. На этом фоне происходило резкое сокращение объемов господдержки отрасли. Вместо запланированного 15 - 20% снижения фактически господдержка снижалась в два раза быстрее. При этом доля средств на обновление и развитие производства была сведена практически к нулю. Недооценка внешних условий проведения реструктуризации была вызвана в немалой степени тем, что не были учтены процессы, происходящие в смежных отраслях - в металлургии, энергетике и др., действующих в жестких рамках экономического кризиса и не имеющих развернутых программ структурной перестройки. Сужение рынкa угля, его низкая экономическая эффективность, а также отставание нормативной и законодательной базы по приватизации и банкротству предприятий определили низкую привлекательность угольной отрасли для инвесторов, лишив угольные предприятия дополнительных средств на развитие. В организационном плане главная ошибка в проведении реструктуризации состоит в том, что на всех ее стадиях пришлось работать в режиме серьезного противодействия как со стороны коллективов угольных предприятий, так и со стороны местных властей и ведомств. Реструктуризация не имела достаточной политической поддержки - отсюда и незавершенность многих начинаний, неисполнение многих решений, и слабая поддержка со стороны регионов. Отсутствие четких договорных отношений правительственных структур на федеральном и региональном уровне, отраслевых органов управления, а также профсоюзов привело к нестабильности процесса реструктуризации, затруднило выстраивание и реализацию стратегической линии реформирования отрасли, вызвало отрицательный эффект постоянного запаздывания всех запланированных мероприятий. Негативно сказалась психологическая неподготовленность работников отрасли, отсутствие стимулов к работе, слабая подготовка кадров как в инженерном, так и в экономическом, и в политическом планах. Отсутствовал действенный механизм государственного регулирования в условиях самостоятельности предприятий и их руководителей.

Главная задача второго этапа реструктуризации угольной промышленности - устранить отмеченные недостатки и не допустить новых ошибок. Реструктуризация - дело общее, и касается не только самих угольщиков и федеральных властей, но и регионов, и смежных отраслей. Что касается регионов, нужно шире использовать налоговые послабления, проводить рациональную тарифную политику для оздоровления перспективных предприятий, вводить в практику выдачу кредитов под гарантии местных властей. Относительно трансфертов, выделяемых регионам, в том числе для углеобеспечения социальных объектов, следует отметить, что большая часть из них достается посредникам, что нельзя считать нормальным. Необходимо создать четко работающий механизм контроля над движением финансовых потоков вокруг угольной отрасли. Следует обратить внимание еще на один важный момент. В рамках ТЭКа надо проводить разумную территориальную политику. К примеру, не следует развивать добычу энергетических углей там, где активно ведется газификация, как, например, в центральных областях Европейской России. Необходимо как можно скорее отказаться от импорта экологически вредного экибастузского угля, использование которого наносит непоправимый ущерб сибирским и уральским регионам. Можно и нужно заменять их отечественным углем Кузбасса, что приведет к росту отечественной угледобычи, будет способствовать созданию новых рабочих мест в отрасли, не говоря уже о том, что качество кузбасского угля несравненно выше. Государственная политика в отношении угольной промышленности будет эффективной тогда, когда четко отлаженное государственное регулирование процесса реструктуризации будет сопровождаться появлением эффективных собственников угледобывающих предприятий.