ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛОГИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ
Татьяна Г. Калашникова


Проблему качества образования связывают с аттестацией специалиста или оценкой системы его знаний, т.е. возможностей обучаемого использовать полученные им знания при решении практических задач, соответствующих его специальности. Методика оценки базируется на сравнении модели системы знаний обучаемого и эталонной модели структуры специальности (предмета) с целью установления аналогии между ними. Метод нахождения аналогии основан на выделении базовых множеств сравниваемых моделей и определении сходства между базовыми множествами. Если аналогия существует, то с помощью правдоподобных рассуждений по аналогии делается вывод относительно оценки системы знаний обучаемого.
1. Введение
Одной из основных проблем современного российского образования является проблема его качества. Эту проблему связывают с аттестацией специалиста или оценкой системы его знаний. Под системой знаний будем понимать возможности студента в использовании полученных им знаний при решении практических задач, соответствующих его специальности. Модель управления познавательной деятельностью строится на базе комплекса математических моделей, организующих процесс обучения: модель специалиста (модель конечных целей обучения), модель изучаемого предмета, модель оценки системы знаний, модель обучаемого [1]. Модель специалиста отражает конечные цели обучения, т.е. какими знаниями, умениями и навыками должен по окончанию обучения владеть специалист и какие предметы ему для этого необходимо изучить. Модель представляется в виде ориентированного графа, где терминальные вершины (листья) помечаются определенными знаниями, умениями и навыками, а нетерминальные (узлы) - изучаемыми предметами, дуги графа отражают взаимосвязи между предметами. Аналогичным образом формируется и модель структуры каждого предмета, с той лишь разницей, что узлы помечаются изучаемыми в рамках предмета темами. Предлагаемая методика позволяет унифицировать подход к оценке качества обучения как в целом по специальности, так и в рамках отдельного предмета.



 

Далее...