МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

О. В. Угольников

Основные образовательные программы высшего профессионального образования предусматривают изучение студентом фундаментальных (математических и общих естественнонаучных), общепрофессиональных и специальных дисциплин. Изучение каждого последующего блока дисциплин поднимает профессиональные знания студента на соответствующий уровень высшего образования, что сопряжено с взаимопроникновением и взаимовлиянием дисциплин. Таким образом, гетерогенность имманентна общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Традиционные методы контроля знаний малоэффективны в данных условиях, поскольку ориентированы на гомогенный подход, игнорирующий межпредметные связи. Поэтому методику контроля знаний рациональнее создавать на основе междисциплинарного подхода.
 
В данной работе преимущества междисциплинарного подхода заложены в инструмент диагностики знаний v специальным образом составленный тест. Область содержания теста формировалась из комплексных заданий, отражающих междисциплинарные связи. Тестовые задания адаптировались IRT - методами. Полученные результаты тестирования представляли в дихотомической системе оценок, что позволило в рамках нормативно-ориентированного подхода использовать методы многомерного статистического анализа (факторный и кластерный, многомерное шкалирование) для получения обоснованных выводов. Решение обратной факторной задачи привело к построению интегрального показателя обученности. Предложенная методика пригодна для любой схемы образования или формы обучения. Специфика конструирования междисциплинарных тестов позволяет легко трансформировать область содержания теста под любую смежную специальность. Доступность методики обеспечивается наличием программных продуктов.

TopList