Возврат на главную страницу
Электронная библиотека

Международная научно-техническая студенческая конференция "Электротехнические и электромеханические системы":Севастополь:СНТУ. - 2003.

УДК 621.313

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД КАБЕЛЬ-ДВИГАТЕЛЬ В ОТКЛЮЧЕННОМ СОСТОЯНИИ

Доронина О.В., магистрант; Гребченко Н.В., к.т.н. доц.

Донецкий национальный технический университет

    Известны методы оценки состояния изоляции различных элементов электрических систем, в том числе и изоляции электрических двигателей. Наиболее совершенные методы основаны на определении постоянной времени саморазряда емкостей кабеля. Подобные методы применяются для обмоток электродвигателей постоянного тока. Их использование для присоединения кабель-двигатель требует отключения электродвигателя. На кафедре "Электрические станции" ДонНТУ предложен метод контроля состояния изоляции в целом присоединения кабель-двигатель. Предло-женный метод основан на том, что к одной из фаз отключенного присое-динения кратковременно подаётся постоянное напряжение по отношению к земле. В результате этого емкости всех фаз присоединения заряжаются до величины источника напряжения. После отключения источника начи-нается процесс саморазряда емкостей присоединения. Если комплексные проводимости изоляции фаз присоединения практически равны между собой, то саморазряд по всем фазам будет идти примерно одинаково. При этом основным критерием качества изоляции является величина постоян-ной времени саморазряда.

    Если в одной из фаз присоединения возник дефект изоляции, сопровождающийся изменениями комплексной проводимости (старение, увлажнение, загрязнение и т.д.), то саморазряд емкостей по разным фазам будет идти с разной постоянной времени. При этом возникает междуфазное напряжение, которое дополнительно используется для оценки качества изоляции. Существенным является то, что это междуфазное напряжение имеет переменную составляющую, частота которой определяется параметрами элементов присоединения (кабель, двигатель, трансформатор и т.д.) размерами и местом дефекта.

    Для проведения исследований по оценке зависимости параметров ре-жима саморазряда от величены и места дефекта, разработана математиче-ская модель присоединения кабель-двигатель. Кабель и обмотки статора электродвигателя представляются в виде цепочечных схем. В одной ячей-ке учитываются ёмкости фазы относительно земли, междуфазные ёмкости, а также активные проводимости фазной и междуфазной изоляции.