ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМОГО ТОКА СТАТОРА ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ серии В, ВР В КРАТКОВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ
Электротехническая промышленность. Электрические машины. - 1979. - №7(89) - С. 5 - 7
А. Н. БУРКОВСКИЙ, Т. О. ТИТКОВА, Т. П. КАНАШЕНКОВА, В. В. МАКЕЕВ
Решение задач оптимального использования взрывозащищенных асинхронных двигателей в кратковременных режимах требует разработки простых, но достаточно точных методов пересчета тока статора (мощности) с номинального режима S1 на S2.
Условие равенства превышений температуры обмотки статора в режимах S1 и S2 имеет вид:
 ,                                  (1)
   ,                                  (1)
где
 – сумма греющих потерь в двигателе в номинальном режиме S1;
– сумма греющих потерь в двигателе в номинальном режиме S1;
p –
коэффициент допустимого увеличения потерь в двигателе в режимеS2 по сравнению с номинальным режимов S1.
Потери в режиме
 выражаются через потери в номинальном режиме S1, при этом принимается, что добавочные потери при нагрузке пропорциональны квадрату тока обмотки статора (влиянием добавочных потерь пренебрегают):
 выражаются через потери в номинальном режиме S1, при этом принимается, что добавочные потери при нагрузке пропорциональны квадрату тока обмотки статора (влиянием добавочных потерь пренебрегают): 
 ,  (2)
 ,  (2)
Здесь
 —потери в меди,
—потери в меди,  —потери в алюминии,
—потери в алюминии,  — потери в стали,
— потери в стали,  — добавочные потери в номинальном режиме S1.
 — добавочные потери в номинальном режиме S1.
Из (2) получают формулу для определения тока обмотки статора в режиме S2:
 ,        (3)
  ,        (3)
Величину
 можно определить по формуле:
 можно определить по формуле:
 ,    (4)
   ,    (4)
где
 —номинальная мощность в режиме S1;
—номинальная мощность в режиме S1;
                 
               ,
,
                            =0,5%.
 =0,5%.             
Потери в стали (
 ) определяются из зависимости, построенной по матема-
) определяются из зависимости, построенной по матема-
тическим ожиданиям потерь в стали
[1].При продолжительности нагрузки 60; 90 мни (кривая нагрева описывается одной экспонентой) коэффициент р в соответствии с [2] определяется по формуле:
 ,    (5)
  ,    (5)
где
 – постоянная времени нагрева статора.
– постоянная времени нагрева статора.
При разработке и исследовании двигателей серии получены опытные значения постоянных времени для ряда двигателей
[3].Для определения
 остальных двигателей серии использовался расчетный метод. Постоянные
 остальных двигателей серии использовался расчетный метод. Постоянные  рассчитывались по формуле:
  рассчитывались по формуле:
 ,     (6)
  ,     (6)
где
 – суммарная теплоемкость єлементов конструкции и тепловое
– суммарная теплоемкость єлементов конструкции и тепловое
сопротивление на главном пути теплового потока обмотки к
к охлаждающей среде.
При расчете учитывались теплоемкость меди, изоляции, пакета статора и части корпуса, находящейся над пакетом. Суммарное тепловое сопротивление
 включало сопротивление изоляции в пазах, зубцов и спинки железа статора, контактной теплопередачи между пакетом статора и корпусом, стенки корпуса, а также теплоотдачу с его наружной поверхности (на двигателях с 2p=2 со всей поверхности корпуса, а на двигателях с 2p>4 только с части корпуса над пакетом). Тепловые сопротивления рассчитывались по методике ВНИИВЭ [3]. Расчет [3] дает отклонение от опыта не более 15%, что можно считать удовлетворительным для практики. По изложенной методике произведены расчеты для двигателей с высотами осей вращения 63—80 и 160—225 мм. По опытным и расчетным данным построены кривые зависимости постоянных времени от полезной мощности двигателей при различных полюсностях [1]. При продолжительности нагрузки 10 и 30 мин кривая нагрева обмотки статора достаточно точно описывается двумя экспонентами; в таком случае коэффициент р в соответствии с [2] можно определить по формуле:
 включало сопротивление изоляции в пазах, зубцов и спинки железа статора, контактной теплопередачи между пакетом статора и корпусом, стенки корпуса, а также теплоотдачу с его наружной поверхности (на двигателях с 2p=2 со всей поверхности корпуса, а на двигателях с 2p>4 только с части корпуса над пакетом). Тепловые сопротивления рассчитывались по методике ВНИИВЭ [3]. Расчет [3] дает отклонение от опыта не более 15%, что можно считать удовлетворительным для практики. По изложенной методике произведены расчеты для двигателей с высотами осей вращения 63—80 и 160—225 мм. По опытным и расчетным данным построены кривые зависимости постоянных времени от полезной мощности двигателей при различных полюсностях [1]. При продолжительности нагрузки 10 и 30 мин кривая нагрева обмотки статора достаточно точно описывается двумя экспонентами; в таком случае коэффициент р в соответствии с [2] можно определить по формуле:
 ,     (7)
   ,     (7)
где
 ,
,  – парциальное и допустимое превышение температуры обмотки статора;
– парциальное и допустимое превышение температуры обмотки статора;
               –
 – 
Парциальные превышения температуры
 и постоянные времени нагрева
 и постоянные времени нагрева  определены из опытных кривых нагрева 17 двигателей с высотами осей вращения 100—250 мм в соответствии с [2]. Установлено, что математическое ожидание отношения
определены из опытных кривых нагрева 17 двигателей с высотами осей вращения 100—250 мм в соответствии с [2]. Установлено, что математическое ожидание отношения  в среднем в 1,06 раза больше отношения превышений температуры железа и обмотки статора, рассчитываемых no [3], а постоянная
в среднем в 1,06 раза больше отношения превышений температуры железа и обмотки статора, рассчитываемых no [3], а постоянная  . Затем были произведены  расчеты для ряда типоразмеров и получены кривые
. Затем были произведены  расчеты для ряда типоразмеров и получены кривые  .
.
При установлении допустимого тока в режимах
S2 следует учитывать, что в действительности в номинальном режиме S1 превышения температуры обмотки статора отдельных образцов одного типоразмера могут отличаться на величину от +8 до +14 % [4] от расчетного значения. Таким образом, при расчете S2 по [3] на некоторых двигателях превышение температуры обмотки статора может быть выше допустимого. Для учета влияния этих факторов, а также погрешности методики пересчета допустимое значение тока следует уменьшить на 10% ( ).
).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бурковский А. Н., Снопик Л. Ф., Макеев В. В. Определение полезной мощности взрывозащищенных обдуваемых асинхронных двигателей в перемежающихся режимах работы.– “Электротехника”, 1977, №12.
2.Шуйский В. В. Расчет электрических машин. М.–Л., “Энергия”, 1968.
3.Бурковский А. Н., Ковалев Е. Б., Коробов В. К. Нагрев и охлаждение электродвигателей взрывонепроницаемого исполнения. М., “Энергия”, 1970.
4.Ковалев Е. Б., Расков Ю. В., Голянд Б. С. Статистический анализ и расчет нагрева асинхронных двигателей.– “Электричество”, 1975, №11.