Алексеева Л.А., Костин А.В.
Донецкий национальный технический университет

О ДУХОВНЫХ ПОИСКАХ ВЕРНАДСКОГО-СТУДЕНТА

Доповіді і повідомлення 3-ї Міжнародної наукової конференції 22-24 травня 2003р. у м.Донецьку

Творча спадщина В.І.Вернадського і сучасність ("Вернадські читання"): Доповіді і повідомлення 3-ї Міжнародної наукової конференції 22-24 травня 2003 р. у м.Донецьку / Під редакцією Л.О.Алексєєвої. - Донецьк: ДонНТУ, 2003. - С.26-27.

У В.И.Вернадского рано обнаружились духовные запросы, острая потребность в уяснении смысложизненных проблем, собственного человеческого предназначения.
Удовлетворению этих запросов во многом способствовала семья. В богатой библиотеке отца Ивана Васильевича Вернадского, профессора политической экономии Володе были доступны все книги. Он любил читать описания путешествий, книги по истории (особенно древнегреческой), астрономии, изучал карту звёздного неба, все метеорологические наблюдения и др.
В годы учёбы в гимназии Владимир Вернадский подружился с А.Н.Красновым (впоследствии известным ботаником и географом), который увлёк его естественными науками. В 1881 году они вместе поступили на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, в богатой духовной атмосфере которого открылись наиболее благоприятные возможности для удовлетворения интеллектуальных и духовных запросов молодого ищущего студента.
Состав профессуры в те годы в университете был блестящим. Впоследствии В.И.Вернадский вспоминал, что наибольшее влияние на студенчество (и его самого) оказали Д.И.Менделеев, А.Н.Бекетов и В.В.Докучаев.
Д.И.Менделеев увлекал студентов не только химическими и коксохимическими идеями, но и развивал их стремление к знанию и его практическому применению, воспитывал патриотизм, свободолюбие, преданность народу. Дмитрий Иванович отличался строгостью и требовательностью к своим студентам. В университете ходили анекдоты об инцидентах на его экзаменах. Вернадский и его друзья много работали и тщательно готовились к экзамену. Сохранилась фотография, на которой запечатлены после успешно сданного экзамена повзрослевшие В.И.Вернадский, А.Н.Краснов и Е.И.Ремезов с проштудированным ими учебником Дмитрия Ивановича.
Благодарную память сохранил В.И.Вернадский и об А.Н.Бекетове, который прививал студентам любовь к природе, открывая им неизвестный ранее мир растений. Его лекции, как они запечатлелись в сознании Владимира Ивановича, "были дороги тем, что они пытались связывать конкретные факты точного знания с цельным и своеобразным философским мировоззрением…"[1,30].
Настоящим учителем и другом на всю жизнь стал для В.И.Вернадского В.В.Докучаев. Слушая университетские лекции Докучаева и участвуя в студенческом научном кружке, которым он руководил, а также в его почвенных экспедициях, "Вернадский усвоил главную черту учителя: его целостный, синтетический подход к явлениям окружающего мира в сочетании с их генетическим истолкованием" [2,11].
Учёный с мировым именем, основатель генетического почвоведения, неординарный человек В.В.Докучаев оставил глубокий след в судьбе В.И.Вернадского. После окончания университета по предложению своего учителя Владимир Иванович стал хранителем Минералогического кабинета Московского университета.
Большое значение для научного и личностного становления В.И.Вернадского имело его участие в работе студенческих научно-просветительских обществ Петербургского университета. Имеется в виду научно-литературное общество (1882 г.) под руководством преданного студентам, чистого сердцем идеалиста-славянофила, профессора истории русской словесности О.Ф.Миллера, личность которого облагораживала и одухотворяла всё вокруг себя. Уставом этого общества предписывалось содействовать научным и литературным занятиям студентов, устраивать научные рефераты и литературные чтения, переводы иностранных научных сочинений и издание в виде сборников или отдельных брошюр лучших студенческих работ.
Особое влияние на студента Вернадского оказало его участие в уникальном объединении студенческой молодёжи, решившей посвятить себя науке и служению народа. Этот кружок известен в истории Петербургского университета под названием "Братство". Это было тесное объединение друзей-единомышленников, в которое входили: геолог В.И.Вернадский, востоковед С.Ф.Ольденбург, филолог Ф.Ф.Ольденбург, историки А.А.Корнилов, И.М.Гревс, Д.И.Шаховской, биологи А.Н.Краснов и Н.Г.Ушинский. Члены этого кружка пытались ответить на вопрос: "Что нам делать и как нам жить?" В ответе на этот вопрос они исходили из трёх "аксиом" (положений, которые в их кругу не нуждаются в доказательствах): "так жить нельзя; все мы ужасно плохи; без братства мы погибли"[3,246].
Понимая, что так жить нельзя, они, однако, не поддерживали тех, кто стремился разрушить существующую жизнь методами насилия и террора. Они отшатнулись и от правых, и от левых, избрав "путь нравственного самосовершенствования, совместной выработки жизненных принципов, основанных на началах доверия, любви и труда, …совместное служение этим идеалам, проведение их в мир с тем, чтобы они стали достоянием всех" [3,246]. Друзья-единомышленники готовили рефераты, выступали, спорили, одним словом, искали истину, вырабатывали "программу жизни" и предпринимали первые попытки её реализации. Члены "Братства" подбирали и переводили книги для народа, участвовали в работе издательства "Посредник", включились в деятельность комитета грамотности Вольного экономического общества и др.
Показательно, что участники Братства ставили своей целью ознакомиться с историей европейских и российских университетов, уяснить ту роль, которую они призывали сыграть в общественной и культурной жизни народов. А.Корнилов подготовил реферат об истории итальянских университетов, братья Ольденбурги, Д.Шаховской и В.Вернадский изучали историю германских, английских и американских университетов. Позже эту работу продолжали Ольденбурги и Вернадский. Владимир Иванович стал более углубленно заниматься историей русских университетов. С изучением университетского вопроса был связан и план издания студенческого ежегодника, в котором, как настаивал Вернадский, надо было бы подробнее писать о Петербургском университете, помещать отчёты о работе студенческих научно-просветительских обществ, так как они могли это "делать со знанием дела". Последнее для него уже в те годы было самым главным.
Эти студенческие науковедческие поиски Вернадского-студента затем обобщались и увенчались переходом академика Вернадского от истории университета к разработке основополагающих принципов его будущей концепции университета.
Таким образом, в студенческие годы Владимир Вернадский прошёл хорошую школу Петербургского университета и, будучи участником студенческого братства, разделял идейную установку его членов о том, что история науки и сама наука является единственным путём к истине и что научное творчество то состояние духа человека, которое наиболее близко уму будущего академика. Продолжающиеся духовные поиски подвигли членов Братства к выводу о том, что не только наука, но и другие формы человеческого духа (религия, философия, искусство…) "столь же обязательное" на трудном пути познания. Подводя итоги этих размышлений, Д.Шаховской заключил, что "ведь всё сводится к вопросу о значении человека, о смысле жизни" [3,254].


Литература

1. Вернадский В.И. Страницы автобиографии // Академия наук СССР. Архив Академии Наук СССР. - М.:Наука, 1981.
2. Лапо А.В. Миры Вернадского: от кристалла до ноосферы // В.И.Вернадский: pro et contra / Сост., вступ. ст., коммент. А.В.Лапо. - СПб.: РХГИ, 2000. - С.7-28.
3. Перченок Ф.Ф., Рогинский А.Б., Сорокина М.Ю. Вступительная статья к: Д.И.Шаховской. Письма о Братстве // Там же. - С.244-250.
4. Шаховской Д.И. Письма о братстве // Там же. - С. 251-254.
5. Алексеева Л.А. О личности Вернадского-просветителя // Слово и мысль. Вестник Донецкого отделения Петровской Академии Наук и Искусств (г. Санкт-Петербург, Россия; г. Донецк, Украина). Сборник научных трудов. Гуманитарные науки. Выпуск второй. Редколлегия: А.А.Минаев (главный редактор) и др. - Донецк, 2001.- С. 97- 104.