Назад 

"Кадровый менеджмент", #3[7], апрель 2003  Интернет-рекрутмент за рубежом: опыт и перспективы 
Автор: Михаил Мурашев 
Источник: Журнал "Кадровый менеджмент" 
Дата публикации: 10.04.2003 
Версия для печати 

На Западе интернет-рекрутмент стал активно развиваться в середине 1990-х годов. С тех пор он стал одним из излюбленных объектов исследований, проводящихся в Западной Европе и США. Результаты данных работ представляют интерес и для российских специалистов.

Традиционно считается, что российский рынок интернет-услуг отстает от западного на 3-5 лет. Поэтому прогнозируя будущее онлайн-рекрутмента в России, специалисты опираются на опыт Запада, где данный сегмент интернета является одним из наиболее успешных и быстро растущих. Все маркетинговые исследования, проведенные в Западной Европе и США за последние годы, дают схожие результаты по основным параметрам развития интернет-рекрутмента.

Рынок электронного рекрутмента растет быстрыми темпами
В данном вопросе прогнозы расходятся. Так, по данным "Interbiznet", ведущего исследователя данного сегмента рынка, в период с 2001 до 2005 годов доходы компаний, предоставляющих услуги по поиску персонала через интернет, должны вырасти с 6,0 до 22,3 млрд. долларов США. Согласно прогнозам "Forrester Research", к 2005 году эта сумма должна составить 7,0 млрд. долларов. Говоря о западном рынке кадровых интернет-технологий, необходимо учитывать и тот факт, что он переживает подъем в некоторой степени благодаря спаду экономики в ряде стран Западной Европы и США. Во-первых, трудности, возникающие в компаниях, способствуют притоку посетителей сайтов, посвященных поиску работы. Массовые сокращения и банкротства приводят к пополнению баз данных интернет-сайтов с увеличивающимися темпами. Во-вторых, финансовые затруднения подталкивают предпринимателей к новым, перспективным и более выгодным формам поиска персонала. Несмотря на платность данных услуг, 44% британских работодателей собираются увеличить затраты на поиски сотрудников через интернет. Только 12% работодателей планируют сократить эту статью расходов, а 9% сообщили о своем желани
и сократить количество вакансий, размещаемых на рекрутинговых сайтах (Forrester Research, 2002).
Похожие результаты показало и исследование, проведенное компанией iLogos в странах Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (2001год). Оно прогнозировало использование платных интернет-ресурсов 88% из 500 исследованных компаний - в то время как в 1998 году этот показатель составлял всего лишь 29%.

Тем не менее, недоверие к интернет-поиску сохраняется
Согласно тому же исследованию Forrester Research, треть британских работодателей жалуются, что рекрутинговые сайты публикуют большое количество резюме низкого качества или не соответствующих действительности. Приблизительно такое же количество работодателей по этой причине не пользуются онлайновыми базами данных соискателей. Существенные неудобства отмечают и сами соискатели: 45% из них не получили никакого ответа на размещенное на сайте резюме.

Использование интернета позволяет существенно снизить затраты на рекрутмент
К 2004 году американские работодатели планируют сократить затраты на газетную рекламу и кадровые агентства на 31% (Forrester Research). По подсчетам же ближневосточного работного сайта Bayt.com, его услуги помогают работодателям сэкономить до 90% средств, затрачиваемых на подбор персонала. 

Наблюдается тенденция к укрупнению и специализации сайтов по поиску работы
Мировое лидерство на рынке онлайн-рекрутмента принадлежит ресурсу Monster.com. Существует значительное количество и не столь крупных сайтов, в том числе региональных, - в данном сегменте рынка будет развиваться тенденция к укрупнению и слиянию. Такое развитие интернет-бизнеса больше выгодно для потребителей. Во-первых, при современном уровне глобализации и соискатели, и работодатели заинтересованы друг в друге вне зависимости от границ государств. Во-вторых, концентрация всех резюме на нескольких сайтах воплощает идею максимальной экономии времени и средств соискателей и работодателей. С другой стороны, монополизация интернет-ресурсов привела к узкой профессиональной специализации оставшихся сайтов - только таким образом последние смогут выдержать натиск конкурентов. Продолжают пользоваться популярностью и узкорегиональные сайты, но их роль постепенно уменьшается, так как все большее количество кандидатов готово сменить место жительства ради нового места работы: 45% английских респондентов серьезно задумываются об этом, а 26% готовы переехать прямо сейчас (зима 2003 года).
На Западе, в отличие от России, очень популярны статистические исследования электронного рекрутмента, что не удивительно при его роли на рынке. Особенно пристальным вниманием маркетологов пользуются соискатели. Подобные исследования являются основным источником независимой и объективной информации, позволяющей работодателям и рекрутерам принять правильное решение при выборе интернет-сайта. Кроме того, они разрушают некоторые заблуждения, бытующие среди потенциальных пользователей баз данных в интернете.
Хотя западный опыт не всегда применим к российским условиям, особенно если речь идет о статистике, тем не менее, на примере последнего британского статистического исследования (NORAS, компания Enhance Media, зима 2003 года) хочется проиллюстрировать, насколько быстро меняется ситуация в сфере интернет-рекрутмента и как быстро устаревают представления о нем.

Миф № 1: Резюме размещают только специалисты нижнего звена
В действительности такой способ поиска работы используется менеджерами среднего (20%) и высшего (7%) звена, а также директорами фирм (1%) (что составляет 28% от общего числа соискателей). Однако по сравнению с апрелем 2001 года, их количество несколько уменьшилось. 

Миф № 2: Наиболее активными посетителями интернет-сайтов, посвященных поиску работы, является молодежь
Количество молодых людей в возрасте до 24 лет действительно велико (31%), но основная аудитория этих сайтов - соискатели от 25 лет (35%), и спад активности начинается лишь с 35-летнего возраста. Объясняется это сравнительно поздним окончанием высших учебных заведений в Великобритании. Так что наиболее квалифицированные британские молодые специалисты относятся именно к возрастной группе от 25 до 35 лет.

Миф № 3: Мужчины охотнее используют электронные возможности поиска работы, чем женщины
Исследование доказало, что представление о более слабых способностях и желании женщин использовать интернет-технологии наконец потеряло свою актуальность - в 2003 году количество представителей обоего пола, использовавших онлайн-рекрутмент, сравнялось. При этом данные по отдельным сайтам различаются, что связано с их специализацией. Преобладание мужчин наблюдается на сайтах с инженерной специализацией (71% мужчин против 29% женщин), женщины же стали абсолютными лидерами на сайтах, посвященных подбору сотрудников аппарата управления и сферы обслуживания (62% женщин против 38% мужчин).

Миф № 4. Наиболее активные посетители онлайновых баз данных - безработные и студенты
Британское исследование в корне опровергает это представление. Со значительным отрывом самыми активными пользователями интернет-сайтов оказались лица, имеющие постоянную работу (42%), и лишь 25% всех посетителей составили безработные. Доля студентов - всего 8% от общего числа. Согласно же статистике США (данные исследования Conference Board), там только 51% сотрудников довольны своей работой.

Миф № 5. Посетители сайтов используют пассивную тактику, размещая резюме и ожидая ответа на них
Большинство британцев, ищущих работу через интернет, проявляют завидную активность, посещая специализированные сайты минимум один раз в неделю (76%). При этом в среднем они заходят на пять сайтов.

Приведем еще некоторые результаты исследования, которые с максимальной долей вероятности предсказывают основные тенденции развития онлайн-рекрутмента на Западе в ближайшие годы.
· Несмотря на сравнительную популярность сайтов по поиску работы среди менеджеров среднего и высшего звена, их основную аудиторию составляют люди со средними доходами. Процент пользователей начинает стремительно уменьшаться уже после отметки 30 тыс. фунтов годового дохода и приравнивается к нулю после 80 тыс. 
· Профессиональный состав посетителей работных сайтов в целом распределяется однородно, за исключением сотрудников административного аппарата и специалистов IT, чье количество заметно превышает средние показатели (в 2-3 раза).
· Основную часть аудитории составляют целенаправленные пользователи. 76% респондентов заявили, что в данный момент активно ищут новое рабочее место. 
· Главную роль при выборе сайтов, посвященных поиску работы, играют положительные рекомендации и выбор представленных на нем вакансий. В то же время практически ни для кого не является решающим выбор работодателей (3% опрошенных). Доля респондентов, привлеченных рекламой (10%), значительно меньше тех, кто нашел тот или иной сайт через поисковую машину (31%).
· Большинство людей, ищущих работу через интернет, откликались на интересные для них вакансии (71%), и лишь 29% из них удавалось получить работу по результатам отклика на онлайн-вакансии. И тем не менее, 43% респондентов предпочитают интернет всем остальным способам поиска нового места работы. 
Так как в России интернет-рекрутмент развивается по западному сценарию, перечисленные выше тенденции можно считать актуальными и для него, правда, с определенными поправками.