Назад 

"Кадровый менеджмент", #3[7], апрель 2003  Электронный рекрутмент: причины популярности 
Автор: Михаил Мурашев 
Источник: Журнал "Кадровый менеджмент" 
Дата публикации: 10.04.2003 
Версия для печати 

Электронный рекрутмент - эффективная и выгодная с точки зрения затрат альтернатива традиционным методам подбора персонала. Что нужно знать о специализированных российских интернет-ресурсах и программном обеспечении для эффективной работы с соискателями?

Вследствие динамичного развития российского бизнеса за последнее десятилетие борьба за профессиональных специалистов стала носить острый характер. Зачастую недостаток квалифицированного персонала ставит под угрозу успешную реализацию проектов и конкурентоспособность фирмы. Подбор же сотрудников с помощью традиционного рекрутмента часто обходится слишком дорого, к тому же он почти исчерпал свои возможности, и многие организации стали активно искать новые способы организации подбора персонала. В этой связи электронный рекрутмент стал эффективной и выгодной с точки зрения затрат альтернативой традиционным методам. 
Электронный рекрутмент включает в себя как минимум две составляющие: интернет-сервис (онлайн-рекрутмент) и программное обеспечение (софт) для рекрутеров. Об этих зачастую дополняющих друг друга помощниках менеджера по персоналу и пойдет сегодня речь.

Онлайн-рекрутмент

Поиск сотрудников через интернет прочно занял свое место на российском рынке труда. Наибольшее внимание привлекает множество бесплатных работных сайтов (job.ru, rabota.ru, joblist.ru и другие). Именно с них начинался российский рынок интернет-рекрутмента. Но с момента их создания прошло немало времени, и сегодня эти ресурсы уже не в состоянии удовлетворить современным потребностям. Главный их минус - значительные временные затраты, вызванные большим количеством рекламы, плохим качеством публикуемых резюме и неструктурированным представлением информации. 
По мнению Бориса Лавриновича, генерального директора компании Datex, "культура написания грамотных резюме в России если и не отсутствует совсем, то только начинает развиваться. Чтобы извлечь из них необходимую информацию, нужно проделать большой объем рутинной работы. Уровень кандидатов, заявляющих о себе на общедоступных сайтах, зачастую низок: ни для кого не секрет, что специалисты высокого уровня предпочитают не публиковать свои данные в открытом доступе, а использовать другие способы получения информации о вакансиях". 
Такой же точки зрения придерживается и Владимир Фомин, руководитель кадрового агентства "Human Capital": "Бесплатность общедоступных сайтов иллюзорна. За нее менеджер по персоналу платит самым дорогим - безвозвратно потерянным временем".
Пользователи же платных интернет-ресурсов получают услуги заведомо более высокого качества. Их три основных фаворита - сайты hedhunter.ru и resume-bank.ru, а также система E-Staff. Что касается сайта superjob.ru, то он находится в переходном состоянии от бесплатного к платному, и занимаемый им сегмент рынка достоверно не известен. "Все они являются инструментом, реально позволяющим без значительных временных затрат найти нужного сотрудника", - рассказывает Юрий Вировец, директор Headhunter.ru. Платные онлайновые банки данных работают по той же схеме, что и бесплатные: соискатели присылают свои резюме, а работодатели их просматривают. Разница заключается в уровне сервиса - как для кандидатов, так и для клиентов.
Так, соискателям при составлении резюме помогают электронные средства поддержки и модератор. Те же, кто планирует сменить рабочее место и не хочет, чтобы его резюме попалось на глаза начальнику или подчиненным, может одним щелчком мыши сделать информацию о себе недоступной для определенного круга пользователей. Точно так же соискатель может ознакомиться со списком клиентов системы и выбрать компании, в чьих вакансиях он заинтересован. При этом срок хранения резюме в базе данных не ограничен.
Услуги платных сайтов для работодателей представлены более широко. Все три сайта обладают базовыми функциями: работодатель без труда может найти качественные, содержащие полную информацию резюме по интересующим его специальностям, моментально их рассортировать и отсечь те, которые не соответствуют его требованиям (например, по ожидаемой зарплате, рабочему стажу и тому подобное). В считанные минуты вся необходимая информация оказывается в компьютере менеджера по персоналу.
Каждый сайт ориентируется на дополнительные потребности клиента. Резюме-банк, например, предоставляет такую эксклюзивную возможность как работа с фотографиями и видеороликами. Такое визуальное знакомство с кандидатом значительно экономит затраты при трудоустройстве кандидатов в западные компании, работающие за рубежом. E-Staff, работающий только в комплексе с программой E-Staff Рекрутер, делает ставку на массовость ресурса. Клиенты же Headhunter.ru могут пользоваться массой автоматизированных функций (например, отправкой приглашений и отказов на e-mail и SMS одним кликом мыши), а также бесплатной помощью консультантов. Сотрудники Headhunter.ru могут выполнить всю работу по отбору и сортировке резюме и оформлению вакансий - такая услуга незаменима в том случае, когда менеджеру по кадрам компании-клиента необходимо за короткий срок закрыть несколько вакансий. "Это не просто база данных, а сочетание высокотехнологичных услуг с персональным обслуживанием", - говорит Юрий Вировец. 

Программное обеспечение для рекрутмента

Быстрый и эффективный доступ к базам данных резюме значительно экономит время и силы специалистов по персоналу, однако не освобождает их в полной мере от рутинной бумажной работы. Специализированное же программное обеспечение позволяет автоматизировать обработку личных данных кандидатов вплоть до их выхода на работу. 
Наиболее популярными программными продуктами такого рода на российском рынке являются системы "Рекрутер", "ARGO", "E-staff" и "Recruitment Knowledge Management System (RKMS)". Базовые функции этих программ одинаковы: они импортируют резюме, сортируют их по категориям, позволяют автоматизировать приглашения кандидатов на собеседование и регистрацию их результатов. По мнению Владимира Фомина, разработчика системы "ARGO", "действенный способ повысить конкурентоспособность и привлечь лучших специалистов без дополнительных затрат - уделить больше времени работе с клиентами, а не с бума
гами". Именно эту идею о безбумажной кадровой службе Владимиру Фомину удалось реализовать в своем кадровом агентстве "Human Capital". 
Фактически все перечисленные программы позволяют в той или иной степени избавиться от бумажной работы и имеют множество дополнительных функций. 
"ARGO" (Human Capital). Основные пользователи этой программы - кадровые агентства численностью до 50 человек. "ARGO" позволяет им создать единое информационное пространство, охватывающее кандидатов, заказчиков и рекрутеров. Система, подключенная к банку данных резюме (например, к резюме-банку компании "Human Capital"), создает замкнутую среду, импортирующую информацию извне, но не выпускающую ее наружу. Консультанты получают возможность вести личное дело каждого соискателя. При дистанционном подборе топ-персонала они также могут работать с видеороликами. 
Владимир Фомин позиционирует свою систему как эксклюзивную и модернизирует ее, ориентируясь на клиентов, чьи потребности выходят за рамками среднестатистических. Так, в данный момент разрабатываются модули "персона "нон-грата" и "досье на HR-менеджера", позволяющие собирать и аналитически обрабатывать информацию о клиентах и партнерах. Правда, для изучения данной программы пользователю потребуется определенное время.
"RKMS" (Headhunter.ru). Юрий Вировец видит специфику своего программного продукта в удобном простом интерфейсе при широком спектре функций и развитой службе поддержки. За каждым клиентом, установившим у себя программу, закрепляется постоянный консультант, а также проводится обязательный тренинг для персонала. Интересной особенностью системы является автоматизация работы с заказчиками. Последние могут зайти в систему через интернет-браузер, оставить заявку, которая автоматически попадет директору отдела персонала. Также заказчики могут следить с помощью интернета за тем, как продвигается работа над вакансией, оставлять свои замечания по поводу кандидатов и писать отчеты об интервью. "Система RKMS очень надежна в работе и весьма доступна по цене", - говорит Юрий Вировец. 
"E-Staff" (компания Datex). "Мы делаем ставку на универсальность программы, которая может быть использована как кадровыми службами компаний, так и кадровыми агентствами, - говорит Борис Лавринович, руководитель проекта. - "E-Staff", разумеется, не заменяет основные аспекты работы рекрутера, но избавляет его от большинства рутинных операций". Из функций, отличающих "E-Staff" на фоне подобных отечественных программ, Борис Лавринович отметил возможность размещать вакансии сразу на восьми общедоступных интернет-сайтах, а также расширенные возможности обработки резюме, поступающих из различных источников и в различных форматах. Главная цель при разработке E-Staff - создание мощного универсального продукта по рекрутменту, принципы работы с которым были бы просты и понятны любому пользователю.
"Рекрутер" (Центр Кадровых Технологий). Девизом "Рекрутера" является простота. Программа проста в установке, максимально открыта для других компьютерных приложений и не требует долгого изучения. При этом она обладает всеми функциями, необходимыми менеджеру по персоналу. Среди преимуществ "Рекрутера" - принцип "work flow", заключающийся в том, что ни один из этапов отбора персонала не заканчивается на полпути. На каждом этапе конкурсного отбора кандидат либо отклоняется, либо автоматически переходит на следующий этап отбора, что в конечном итоге завершается приемом кандидата на работу или отказом. Таким образом, система сама "подталкивает" рекрутера к дальнейшим действиям. Помимо "Рекрутера" разработана система "Резюмакс". Эта программа устанавливается на корпоративном web-сервере, и с ней могут работать все заинтересованные лица. Поэтому "Резюмакс" будет особенно интересен компаниям, которые хотят обеспечить доступ к базе данных для удаленно работающих сотрудников.
Мы перечислили лишь наиболее популярные из представленных на российском рынке продуктов, призванных помочь рекрутеру. В заключение несколько слов о перспективах развития электронного рекрутмента в России.
Все опрошенные нами специалисты единодушно прогнозируют дальнейшее успешное развитие интернет-сегмента кадрового рынка. 

"Мы смотрим в будущее с оптимизмом. Основания для этого дает западный опыт, - утверждает Владимир Фомин. - Там доля затрат на интернет-рекрутмент достигла 10% от всех затрат на рекрутмент, и она постоянно увеличивается. Главная проблема, с которой нам до сих пор приходится сталкиваться, - ожидание бесплатности подобных ресурсов. Этот стереотип продолжает работать и сейчас, и наша главная задача - сломать его". 
Юрий Вировец, продолжая мысль Владимира Фомина, видит главную предпосылку развития интернет-рекрутмента в платности кадровых сайтов. "В этом случае HR-менеджеры получат бюджет на эти цели, что, наконец, уничтожит иллюзию бесплатности. Это неизбежно произойдет через 1-2 года". Юрий Вировец также предсказывает специализацию сайтов, посвященных работе, - основания для этого также дает опыт Запада, где существуют несколько универсальных сайтов, а все остальные занимаются узкопрофильными специальностями.
По мнению Бориса Лавриновича, рынок российских интернет-ресурсов, посвященных трудоустройству, ждет в будущем укрупнение с выделением одного-двух безусловных лидеров. Однако ведущий ресурс, по-видимому, останется бесплатным - по крайне мере, его базовая часть. Это обусловлено значительным различием в уровне массовости интернета по стране и определенными традициями, сложившимися на данном рынке.