Статья Махно Е.Н., Ярым-Агаева А.Н.
Донецкий национальный технический университет

Опубликована в сборнике
Матеріали 4 міжнародної конференції студентів і молодих вчених "Економіка і маркетинг в XXI сторіччі". Донецьк: РВА ДонНТУ, 203 г. - 281 с.


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧАЙНОГО РЫНКА УКРАИНЫ

Развитие украинского рынка происходило целиком природным путем. На первых порах деньги зарабатывали на продажах дорогих автомобилей и изысканной импортной мебели, со временем - на стройматериалах и сантехнике. Но по мере того, как удовлетворялся спрос ограниченного круга людей, которые могли приобретать такие товары, бизнес наталкивается на стену отсутствия сбыта. Поэтому он был вынужден постепенно переходить на продукты, которые нужны всем и каждый день. Чай, который имеет стабильный спрос, в этом смысле - выигрышная товарная позиция.

На сегодняшний день чайный рынок один из наиболее стабильно развивающихся товарных рынков Украины. Ежегодно эксперты отмечают 5-10% увеличение продаж. Так в 1999 году специалисты оценили емкость чайного рынка в 17 тыс.т, что составляет $80 млн. в розничных ценах; в 2000 году - 20 тыс.т ($100 млн.); в 2001 году - 22-23 тыс.т ($120 млн.).

Ни чайный куст, ни чайное дерево в Украине не выращивают, поэтому рынок можно считать рынком импортеров. Так, в 1999 году, по данным Госкомстата, в Украину было импортировано 14704 тыс.т на сумму 22064,47 тыс.$, в 2000 - на сумму - 23 млн.$, в 2001 - на сумму 31 млн.$.

Структура импорта чая в Украину постоянно меняется, однако лидерами среди импортеров по-прежнему являются Шри-Ланка (Цейлон) (59%), Индия (17%). Официальный импорт составляет лишь 75-80% рынка, а остальная часть приходится на контрабанду, фальсификат и челночные поставки.

Величина потребления чая в Украине крайне мала и составляет всего лишь 300 гр. сухого чайного листа в год. Такое положение обуславливают как географическое расположение и климатические условия, так и национальные традиции. Чай больше потребляют в индустриальных центрах Донецко-Приднепровского региона и в целом в восточных областях, где оказывают влияние чайные традиции России, а также в южных регионах, что обуславливается жарким климатом. В западных регионах потребление чая ниже из-за влияния европейских кофейных традиций.

Сложное экономическое положение нашей страны на величину потребления влияет в меньшей степени.

Это подтверждает то, что в 2001 году уровень потребления чая практически соответствовал уровню потребления 1989 года при значительно более низком душевом доходе.

Существенных изменений претерпели каналы распределения чая. Например, продажа чая через торговую сеть в натуральном выражении сократилась с 24 тыс.т в 1990 году до 3 тыс.т в 2000 году. Это связано с тем, что в 1990 году чай продавался исключительно в магазинах, а с течением времени чай как товар стал перемещаться на рынки.

Начиная с 1997 года наблюдается опережающий рост цены на чай по сравнению с изменением цен на потребительские, в том числе продовольственные товары (рис.1). Этот рисунок также показывает на низкую эластичность продаж чая как относительно цены, так и относительно дохода.

article2.gif[10 кб]

Рисунок 1 - Темпы роста цен и темпы роста денежного дохода по годам

Если судить по характеру механической обработки листа, то на отечественном рынке превалирует чай рассыпной (85% общего объема рынка). А чай в фильтр-пакетах занимает лишь 10-15% в общем объеме продаж. Это обусловлено тем, что сравнительно с чаем в пачках более дорогие пакетики оказались не по карману рядовому покупателю.

В настоящее время уже сложился основной "марочный" состав рынка чая в Украине. Всего на рынке представлено более 30 марок чая. Наиболее популярная ассортиментная десятка - "Принцессы", Lipton, Ahmad, Batik, Dilmah, "Мономах", Mabroc, "Майский чай", Impra. На долю этих торговых марок приходится 60-70% товарооборота оптовых фирм, предлагающих широкий выбор чая. Оставшиеся 20-30% рынка распределены между примерно 150 торговыми марками, 30-50 из них представлены на рынке достаточно стабильно.

По данным маркетинговых исследований трейдеров, приблизительно 20% любителей чая предпочитают определенную его марку. Остальные вполне готовы "экспериментировать". Поэтому наряду с марками, стабильно присутствующими на рынке, периодически всплывают, а затем по разным причинам исчезают с рынка и другие марки.