Источник: Журнал "DRINKS+" №7, октябрь 1999 г.

ЧАЙНАЯ РЕГАТА В НЕСПОКОЙНОМ МИРЕ

C приходом осени начинается традиционный чайный сезон. К нему обстоятельно готовятся как поставщики (фирмы-изготовители, дистрибьюторы известных торговых марок), так и продавцы. Сегодня не найдешь такой продуктовой торговой точки - от супермаркета до рыночного киоска, - где не был бы представлен чай в заметном разнообразии сортов и видов. Среди них несомненно главенствует чай черный, натуральный, без ароматизаторов и различных добавок. По данным социологических исследований компании АСNielsen Украина, его доля в ассортименте опта и розницы за период с июня 1998 г. по июль текущего даже увеличилась - с 84,8% до 87,1%. Уровень насыщенности им рынка не снизился даже в небывалую летнюю жару, когда оживилась продажа ароматизированных и чаев с фруктовыми добавками, которые хороши к в холодном виде.

Лидер - черный orthodox.
Если судить по характеру механической обработки листа, то на отечественном рынке превалирует чай рассыпной, или байховый, как его называют в торговой практике (в июне - июле этого года он составил 87% общего объема рынка). Начавшийся было возрастать спрос на пакетированный (в конце прошлого года он занимал 13,2% рыночного объема) несколько поутих в связи с разразившимся в августе 1998 года экономическим кризисом. Сравнительно с чаем в пачках более дорогие пакетики оказались не по карману рядовому покупателю.

По сложившейся за рубежом и принятой в торговой практике нашей страны классификации байховые чаи разделяются на листовые (orthodox) и гранулированные (СТО). Листовые в основном предлагаются потребителям в двух разновидностях: цельные, или крупно-листовые (ОР, ОРА, FОР, GFОР, ТGFОР) и ломаные, или резаные - "broken" - ВОР и FВОР. Правда, в последние десятилетия при производстве чая широко применяется технология СТС - в переводе с английского эта аббревиатура означает "измельчение, разрыв, закручивание" По такой технологии дробятся не только нежные и мягкие двухлистовые (flowery) или трехлистовые (orange) чайные флеши, но и грубые четвертые и пятые листья. Готовый продукт относят к группе чая СТС.

Перестройка рядов.
Чаи, как товар, имеет свои особенности. С одной стороны, это продукт повседневного пользования, что гарантирует и производителям, и трейдерам относительно стабильный товарооборот и получение определенной рентабельности. С другой стороны, этот товар импортируемый - как сырье и, в большинстве своем, как готовый продукт. Работа с ним зависит от многих факторов: положения дел в странах-производителях, колебаниях на мировых чайных биржах, состояния экономики в нашем родном отечестве. К тому же Украина не относится к числу традиционных "чайных" стран, где культура чаепития, как например, в Англии, имеет давние и устоявшиеся традиции. Симпатии большинства потребителей Украины принадлежат чаю черному, натуральному, байховому, листовому - во всех его ипостасях: крупному, средне- и мелкорезанному листу. Именно такой чай широко и в большом разнообразии представлен в продаже.

Со всего мира - на стол нам.
Украина пьет, в основном, цейлонский чай - более 80% его поставок, и в виде готового, расфасованного товара, и в виде сырья - идут из Шри-Ланки. Что неудивительно: ведь эта страна входит в число мировых лидеров по выращиванию и производству чая (в 1997 году его было произведено до 260 тыс.т) и является главным чайным экспортером. Немаловажно то, что на солнечном острове Цейлон не только относительно недорогое сырье, дешевый рабочий труд, но и отменены правительством налоги на все, что связано с изготовлением и расфасовкой чая, включая оборудование и материалы.В меньшем количестве присутствует на украинском рынке индийский чай. Хотя в Индии объем его производства намного больше, чем в Шри-Ланке (в 1997 году он составил свыше 800 тыс.т), но высок уровень внутреннего потребления, поэтому экспортируется не так интенсивно. К тому же на мировых биржах индийский зачастую ценится несколько дороже, чем чаи, выращенные на других континентах.Незначительный сектор рынка занимает индонезийский чай. Еще в меньшем объеме представлен китайский. Раньше, в основном, предлагался зеленый чай.

Ныне на чайном рынке нашей страны присутствует продукция более двадцати известных фирм и компаний. Среди отечественных производителен (фасовщиков) по прежнему ведущее место занимает внешнеторговая фирма "Мономах" с собственными торговыми марками - "Князь" (цейлонский чай) и "Мономах" (индийский). Но если в первые годы своей деятельности она была безусловной "законодательницей моды", беря на себя почти половину объема рыночных продаж, то теперь, при наличии внушительного отряда конкурентов, удерживает за собой 15%. А этот отряд состоит из уже прочно закрепившихся в своих нишах импортеров - официальных представителей, эксклюзивных дистрибьюторов. Некоторые из них имеют свои брэнды.

000 "Майский чай" представляет одноименную торговую марку российской компании "Май", компания "Орими-Трейд", представитель одноименной Санкт-Петербургской - собственные торговые марки: царственную семью "Принцесс" - Канди, Нури, Гита, Ява; харьковское АО "Инвестор" - торговую марку AHMAD ТЕА одноименной британской фирмы, ЗАО "Дилма (Украина) Лтд" - ТМ Dilmah; представительство транснационального концерна "Юнилевер" в Украине - Lipton компания "Стандарт трейдинг Ко Украина" - Batic; 000 "Продторг-96" - ТМ Mabrog цейлонской компании Mabrog International; 000 "Стара фортеця трейдинг" - ТМ Scotts цейлонской компании Senoktea (Private) Ltd днепропетровское 000 "Фактум-Юг" - ТМ Qualitea и Shere tea цейлонской компании Qualitea Сeylon (Pvt) Ltd, а также Gokal индийской фирмы J.V.Gokal&Со; компания "Добрыня", бывшее 000 "Югпродторг" - собственный одноименный брэнд, а также торговые марки IMPRA цейлонской компании Impial Tea (Рvl) Ltd и TANA швейцарской фирмы Tana Trading AG; оптовая фирма "Золотой Леон" - AHMAD ТЕА, а также JAF ТЕА цейлонской компании "Джаферджи Брозес Ко-ломбо", николаевское 000 "Канон" - ТМ MlesnA одноименной шри-ланкийской фирмы; частное предприятие "Императорский чай" - одноименную торговую марку российской компании "Юта".

История крупнолистового чая очень молода по сравнению с вековыми традициями чаепития. Первая его партия (всего 1000 кг) была произведена для шейха из Араб-ских Эмиратов в 1982 г. Сегодня из 240 000 т чая, который ежегодно расходится по всему миру, более 60 000 т - крупнолистовой, и цифра эта непрерывно растет.
Однако крупнолистовой чай - это только небольшая часть всего ассортимента, который производится и поставляется международной компанией "Май". На сегодняшний день ее украинское представительство "Майский чай" фактически в три раза увеличило ассортимент предлагаемых позиций, в основном за счет прекрасных сортов индийского и китайского чая. Уже первые летние месяцы продаж показали, что такие сорта индийского листового чая, как "Цветок Лотоса", "Барыня-Сударыня", "Королевское Сафари", которые собираются на лучших индийских плантациях, хорошо приняты украинскими чаелюбами. Несмотря на то, что эти виды не относятся к числу дешевых, сочетание замечательного настоя, живого аромата и нежного вкуса способствуют росту популярности этих брендов. На ближайшую перспективу в планы "Майского чая" входит расширение ассортимента за счет оригинальных китайских листовых брендов. Подобные им сегодня вообще не представлены на украинском рынке. Доказали свою "непотопляемость" "Принцессы" от "Орими-Трейд". Не захлебнуться в штормовых кризисных волнах, как считают специалисты компании, помогла им правильно выбранная ценовая ниша: отличное качество продукта - умеренная цена, а также продуманный маркетинг. Особенно велик спрос на сорт "Медиум" цейлонской "Канди", рассчитанной на массового покупателя, и индийскую "Гиту". Да и на "Принцессу Нури" Бест находится немало любителей. При высоком качестве (изготовляется из первых двух листочков флеши и соответствует сорту "Экстра", завозится непосредственно со шри-ланкийских плантаций) этот чай стоит сравнительно недорого, чем и привлекает покупателей.

Не утратил популярности и чай Ahmad. Из обширного ассортимента продукции, выпускаемой под этой маркой, на нашем рынке представлены 6 позиций листового - цейлонского, в основном высокогорного, и индийского - со средних высот и долин Гималайских гор. Особая изюминка - сорт "Дарджиллинг", выращенный в одноименной провинции, расположенной в Гималаях на высоте около 1 тыс. м над уровнем моря.