Опубликовано на сайте http://socinfo.kiev.ua/progr_doc/polit_r.htm

 

ОСНОВЫ

внутренней и внешней политики Украины

(проект Социалистической партии Украины)

 

Киев - 2001

 

Содержание

 

I. Общие положения

 

II. Базовые положения внутренней и внешней политики

 

III. Приоритеты и стратегические этапы развития Украины

 

IV. Основные принципы и направления политики экономического возрождения

 

V. Ориентиры социальной политики

VI. Промышленная политика

VII. Аграрная политика

VIII. Энергетическая и ядерная политика

IX. Законодательная политика

X. Национальная политика

XI. Обеспечение свободы совести и вероисповедания

XII. Гуманитарная политика

XIII. Гендерная политика

XIV. Молодежная политика

XV. Экологическая политика

XVI. Оборонная политика

XVII. Внешняя политика

XVIII. Неотложные проблемы и первоочередные меры

 

 

Становление Украины как независимого суверенного государства возможно только при условии надежного, согласованного и целеустремленного осуществления внутренней и внешней политики. Способствовать этому призваны “Основы внутренней и внешней политики Украины” (далее – “Основы”) как правовая база такой политики.

Методологические подходы, на которых базируются “Основы”, определяют системный и комплексный характер сочетания государственного регулирования экономики с рыночными саморегуляторами и опытом преодоления кризиса в послевоенной истории развитых стран. На этой основе базируются предложения относительно политики в других сферах жизни украинского общества.

 

Раздел I. Общие положения

“Основы внутренней и внешней политики Украины” определяются Верховной Радой в соответствии с Конституцией Украины (ст. 85), фиксируют стратегические направления экономической, социальной, государственно-правовой, национальной, гуманитарной, экологической и другой внутренней, а также внешней политики Украины на ближайшие годы, определяют соответствующие приоритеты, систему общих положений и принципов, а также методы их воплощения органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления.

“Основы” являются обязательными для учитывания при формировании правовой системы Украины, определении концепций законов, общегосударственных программ, при принятии решений по одобрению программы деятельности Кабинета министров Украины, утверждении Государственного бюджета Украины и при заключении международных договоров Украины. Несоответствие указанных выше актов или их отдельных положений “Основам” является основанием для отклонения при рассмотрении Верховной Радой Украины.

“Основы” не содержат положений нормативного характера и не могут быть предметом рассмотрения в Конституционном суде Украины или в судах общей юрисдикции.

При определении высших государственных приоритетов внутренней и внешней политики Украины Верховная Рада исходит из опыта и результатов предыдущей деятельности государственных структур и общей оценки состояния и проблем в социально-экономической, политической и духовно-психологической жизни в стране на момент принятия “Основ”.

“Основы” включают в себя: общие положения, базовые положения внутренней и внешней политики, приоритеты и стратегические этапы развития Украины, разделы по основным направлениям и составляющим экономической, социальной, промышленной, аграрной, энергетической и ядерной, законодательной, национальной, гуманитарной, гендерной, молодежной, экологической, оборонной политике, раздел внешней политики и раздел, фиксирующий неотложные проблемы и первоочередные шаги по их решению.

Формой конкретизации основ являются общегосударственные программы развития Украины на ближайшие годы, утверждающиеся Верховной Радой в соответствии с п.6 ст. 85 Конституции Украины и составляющие основу государственного регулирования общенациональных процессов в направлении всестороннего развития украинского общества.

 

Раздел II. Базовые положения внутренней и внешней политики

Базовые положения, на которых зиждятся “Основы”, включают такие принципиальные позиции:– воплощением национальной идеи Украины является единение всех граждан Украины независимо от их национальности, вероисповедания, языка общения и других различий в общую для разных социальных, региональных и этнических групп историческую нацию, построение сильного демократического, социально ориентированного государства;

- национальное богатство Украины является собственностью народа Украины;– социально ориентированная экономика в соответствии с принципом социальной справедливости. Последний предусматривает наличие в обществе как момента равенства (обеспечение каждому члену общества без исключения необходимого минимума социальной защищенности), так и момента социального отличия (возможность каждому работающему получать оплату в непосредственном и полном соответствии с его индивидуальным трудовым вкладом в общее дело и, таким образом, собственными усилиями улучшать личную жизнь);– разнообразие форм и видов собственности и методов ведения хозяйства, при которых каждая форма собственности действует там, где она наиболее эффективна и полезна для человека и общества. Исходить из того, что практика доказала равную неэффективность как хозяйственной системы с полным невмешательством в нее государства, так и экономики тотально огосударствленной;– собственность на стратегически важные объекты общенародного значения, определяющие независимость государства, стабильность общества и минимально необходимую социальную защищенность граждан, не может носить частный характер, поскольку это будет ставить общество в зависимость от отдельных субъектов, корпораций и кланов. Она может быть только государственной или коммунальной. К объектам общенародной значимости относится земля производственного назначения, на которую также не распространяются отношения купли-продажи;– государственный контроль за использованием наемного труда, развитие экономической демократии, привлечение трудящихся к непосредственному участию в управлении производством, распределении продукции и контроле над производственными процессами;– защищенность собственного товаропроизводителя, способная обеспечить самодостаточность украинской экономики;– пересмотр отношений с внешними финансовыми структурами, ситуации в инвестиционной политике с целью выведения Украины на равноправные отношения с зарубежными партнерами;– утверждение государственного регулирования, которое, в отличие от старого административно-принудительного механизма, не сдерживает, а содействует развитию инициативы и обеспечивает мотивацию производительного труда на предприятиях различных форм собственности;– приоритет развития высоких технологий;– обеспечение конституционных норм относительно прав каждого на труд, отдых, жилье, образование, здравоохранение и социальное обеспечение;– возрождение и развитие интеллектуального потенциала общества;– формирование власти в Украине как единого субъекта реализации согласованной политики, устранения разногласий в действиях различных ветвей власти;– социальная интеграция, развитие духовности, гармония между обществом и природной средой;– создание условий для всестороннего развития всех этнических общностей в Украине и взаимообогащения национальных культур, обустройство депортированных народов;– государственный статус украинского языка и официальный – русского;– свобода совести, одинаковое отношение ко всем каноническим конфессиям, содействие консолидации православия;– во внешней политике – принцип активного нейтралитета Украины, предусматривающий наступательный характер защиты внешних интересов Украины, отстаивание равных прав всех стран и одинаковой ответственности за мир и безопасность в Европе и мире, использование многосторонних сил мира под эгидой ООН и ОБСЕ;– пересмотр отношений с внешними финансовыми структурами и ситуации, сложившейся в инвестиционной политике, с целью выведения Украины к равноправным отношениям с зарубежными партнерами.

 

Раздел III. Приоритеты и стратегические этапы развития Украины

Стратегическим приоритетом внутренней и внешней политики Украины является создание динамичной, самодостаточной, многоукладной, социально ориентированной модели смешанной экономики с эффективным государственным регулированием.

Стратегия предусматривает стимулирование производственной деятельности и ограничение спекулятивного “посредничества”, применение государственных регуляторов выведения экономики из “тени”, социальную ориентацию экономики.

Стратегия базируется на четырехфазной схеме, по которой отдаленные изменения закладываются одновременно с неотложными этапами.

Первый этап – преодоление кризиса, стагнации. Применяются протекционистские мероприятия для защиты собственного производства и внутреннего рынка. Стимулируются сельское хозяйство, легкая промышленность, разворачиваются общественные работы, в частности по созданию транспортных коридоров. Укрощается “теневая” экономика, ее криминальные составляющие.Итог первого этапа – остановка роста безработицы, повышение доходов, пенсий и социальных выплат, которые будут не ниже установленного Верховной Радой прожиточного минимума.

Второй этап – возрождение разрушенной экономики, обновление производственного потенциала страны, завершение создания самодостаточного внутреннего рынка.Создаются мощности в приоритетных отраслях, модернизируется производство, стимулируются производительность труда, выпуск современной продукции, ресурсосбережение. Закладывается фундамент высокотехнологических замкнутых циклов, ориентированных прежде всего на собственные потребности и на конкурентоспособную продукцию.

Итог второго этапа – стабильный рост занятости, введение в цивилизованные рамки потребительского рынка, улучшение жизни людей до уровня, существовавшего до начала “шоковых” реформ. Возвращение в государственных заведениях и учреждениях к бесплатному образованию (включая высшее), здравоохранению. Введение системы социальных гарантий, обеспечивающей ликвидацию бедности.

Третий этап – структурная перестройка экономики, преобразование ее в мощную, гибкую, научно-технологическую, самодостаточную систему, с высокими экспортными возможностями, обеспечивающими активное вхождение в мировой рынок.Восстановление и развитие перспективных научно-производственных отраслей, завершение структурной перестройки, разработка и внедрение технологий мирового уровня.Итог третьего этапа – приближение благосостояния граждан к уровню экономически развитых стран.

Четвертый этап – выход экономики на уровень наиболее развитых стран.

Достижение совокупного могущества, способного обеспечить товарное, финансовое, научно-технологическое, интеллектуальное и духовное влияние на весь остальной мир. Радикальное изменение стратегических приоритетов, применение отечественных прорывных технологий, переход от защитного варианта развития экономики к наступательной стратегии, в т.ч. к экспортной экспансии.

Итог четвертого этапа – высшие мировые стандарты качества жизни населения Украины.

 

Раздел IV. Основные принципы и направления политики экономического возрождения

Главными недостатками регулирования в сфере экономики являются отсутствие единой концепции реформирования хозяйственного механизма, неопределенность роли государства в управлении экономическими процессами и, как следствие, отсутствие четкого разграничения частно- и публично-правовой сферы.

Следует создать систему государственно-рыночного регулирования экономики, ее влияния на государственный и негосударственный секторы во всех сферах производства, распределения, обращения и потребления.

Возрождение экономики осуществляется на основе следующих принципов:

1.Экономика конкурентная, многоукладная, с государственными механизмами регулирования, нацеленная на удовлетворение социальных потребностей народа. Различные формы собственности и методы хозяйствования применяются там, где они наиболее эффективны и полезны для человека и общества. Стимулируется размещение капиталовложений в структурную перестройку.

2.Сохраняется (восстанавливается путем наращивания части акций) государственная собственность на стратегически важные объекты общенародного значения.

3.На землю сельскохозяйственного назначения не распространяются условия купли-продажи, но поддерживаются все формы владения и пользования землей, способствующие хозяйскому к ней отношению.

4.Управление государственным сектором осуществляется на основе текущих, среднесрочных и перспективных прогнозов и планов, а негосударственных - на основе индикативного рыночного регулирования (госзаказы, лимиты, нормативы, ценовое и налоговое стимулирование в соответствии с разрабатываемыми государством контрольными параметрами). Функционируют государственный и народный контроль.

5.Стимулируется развитие предпринимательства в производстве и сфере обслуживания. Государство, имея возможность влиять на развитие мелкого и среднего бизнеса через макроэкономические механизмы (инвестиции, льготы, конкурсы и др.), непосредственно не вмешивается в его деятельность. Налоги не препятствуют предпринимательству. Поддержка среднего бизнеса осуществляется с учетом справедливого распределения доходов между работниками на предприятиях.

6.Государство осуществляет контроль за использованием наемного труда, защищает отечественного товаропроизводителя, обеспечивает устойчивость украинской экономики.

7.Упрощаются таможенные правила для развития производственной кооперации с соседними странами.

Управляемость государственным сектором экономики обеспечивается путем:– подчинения структур исполнительной власти Кабинету министров;– усиления персональной ответственности всех должностных лиц за результаты своей работы;– усиления их ответственности за соблюдение законов, дисциплины служащих;– восстановления государственного и народного контроля, системы неуклонной ответственности за экономические преступления;– введения системы контрактов с руководителями государственных предприятий и предприятий, в которых государство имеет контрольные пакеты акций (в контрактах будут указываться требования к последствиям действий руководства);– введения обязательной ревизии результатов деятельности должностных лиц (от премьер-министра до председателя райгосадминистрации, руководителей государственных учреждений и предприятий) в случае их освобождения или нового назначения;– оптимизации численности всех управленческих структур, установления единых нормативов численности и расходов бюджетных средств;– внедрения конкурсной системы размещения государственных капиталовложений в структурную перестройку с усилением ответственности за результаты;– обеспечения точной оценки масштабов “теневой” экономики, преодоления этого опасного явления;– введения системы материальных, энергетических, финансовых балансов при регулировании процессов в социально-экономической сфере;- последовательной отмены льгот хозяйственным субъектам для устранения причин коррупции и преступности.

Основными направлениями реформирования хозяйственного механизма являются:– политика институциональных преобразований;– бюджетная политика;– налоговая политика;– структурно-инвестиционная политика;– денежно-кредитная политика;– ценовая и антимонопольная политика;–внешнеэкономическая политика.

4.1. Политика институциональных преобразований

Необходимо увеличить экономический потенциал и национальное богатство Украины на собственной имущественной и финансовой базе.Паразитирование одних форм собственности на других прекращается.Многоукладная экономика будет включать:– мощный государственный сектор (в формах государственной, хозрасчетной, коммерческой, публичной собственности), где работодателем выступает государство;– мелкотоварный уклад на основе частной собственности и личного труда (без найма);– кооперативный уклад на основе объединения частных и коллективных владельцев, в том числе на арендной и общей работе кооператоров;– капиталистический уклад на основе частной собственности отдельных лиц, групп лиц, акционерных обществ, корпораций и т. п.На первом этапе необходимо реализовать следующие мероприятия:– введение годового моратория на приватизацию крупных технологических комплексов;– проведение ревизии состояния бывших госпредприятий, в том числе относительно законности приватизации;– усовершенствование методик оценки приватизируемых объектов;– внедрение государственной перерегистрации и оценки имущественного и финансового состояния субъектов права собственности на недвижимость и других имущественных прав;– законодательное закрепление особенностей участия в приватизации иностранных субъектов, предотвращение использования “грязных денег”;– национализация путем выкупа или конфискации (при незаконной приватизации) объектов общегосударственного значения, обеспечивающих экономический суверенитет Украины;– передача в долгосрочную аренду или доверительное управление под инвестиционные обязательства государственной доли имущества, не имеющего стратегического значения, осуществление контроля за ее использованием;- наведение строгого порядка на фондовом рынке, обеспечение его прозрачности, доступности, защиты от спекуляции ценными бумагами.

4.2. Бюджетная политика

Следует обеспечить бюджетную безопасность Украины, оптимизацию и экономию государственных расходов, сокращение государственного долга и рациональное финансирование дефицита госбюджета.

Осуществлять строгий контроль за доходами и использованием бюджета на основе достоверного учета и плановых проверок учреждениями Государственного казначейства, КРУ и Счетной палаты Верховной Рады Украины, укрепить дисциплину налогоплательщиков, в том числе путем:– установления одинаковых условий уплаты налогов для всех субъектов хозяйствования, с помощью, в частности,отмены необоснованных льгот, предоставленных некоторым из них;– усовершенствования порядка очередности платежей в бюджет;– уменьшения дебиторской задолженности;– сворачивания бартерных операций и взаимозачетов за счет выполнения бюджета;– своевременного возмещения плательщикам НДС;– ускорения прохождения документов в банках, упрощения и компьютеризации расчетов;– прекращения расчетов с работающими на производстве натурой или наличными за пределами кассового учета;– наведения порядка в оптовой и розничной торговле товарами.Обеспечить бюджетную безопасность на основе:– налаживания системы бюджетного контроля на всех уровнях бюджета;– усиления ответственности за уплату налогов, искоренения практики нецелевого использования бюджетных средств.

Повышение эффективности использования государственного имущества будет способствовать упрочению бюджетной безопасности. Законодательно установить минимальный уровень дивидендов, приходящихся на долю государственного имущества.Реальное дифференцирование бюджетов по уровням, их четкое разграничение, закрепление доходов и расходов в соответствии с Конституцией – основные условия бюджетной политики. Усиление функций местных бюджетов.

Целесообразно закрепить как приоритетные статьи расходов бюджета выплаты владельцам сбережений и обесцененных страховых взносов, облигаций и т.д. Создать специальный бюджетный фонд “Компенсации денежно-кредитных потерь населения”, его наполнение обеспечить специальным налогообложением банковских операций, введением налогообложения имущественной роскоши и т.д.

4.3. Налоговая политика

Установить, что налоговая администрация подчиняется непосредственно правительству.

Стимулирующую функцию налогообложения, обязательность, соразмерность, равенство без дискриминации, социальную справедливость, инфляционную нейтральность, стабильность и ясность, прозрачность и т. д.

Максимально сократить количество налогов, последовательно снижать уровень косвенных налогов на потребительские товары, вводить повышенные ставки налогов на спекулятивные торговые наценки, завышенные цены и тарифы.

Предоставлять налоговые льготы при создании новых рабочих мест, внедрении высоких технологий, новейшей техники и технологии, на выпуск товаров массового потребления.Повысить необлагаемый налогом минимум, путем внедрения механизма его индексации, дифференцировать ставки подоходного налога с граждан в зависимости от уровня их доходов.

Усилить контроль за движением товаров и финансов, “выводить на свет” “теневую” экономику, ввести жесткие санкции за нарушение налоговой дисциплины.

Внедрить надежный контроль за работой налоговой службы.

Ввести государственную монополию на производство и реализацию алкогольных напитков и табачных изделий, экспорт стратегического сырья (в том числе металлолома), на валютные операции, производство и реализацию изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Совершенствовать акцизную и таможенную политику, ориентировать ее на защиту собственного товаропроизводителя и поддержку бюджета.

Разработать и утвердить стабильный Налоговый кодекс Украины. В нем, в частности, предусмотреть:– постепенное ограничение общего объема налогообложения доходов юридических лиц;– прогрессивное налогообложение доходов физических лиц; – введение единого налога на землю.

4.4. Структурно-инвестиционная политика

Ключ структурных изменений – инновации для прорывных технологий и научно-технических достижений, закладывающиеся уже на первом этапе экономического курса.

Государственная финансовая поддержка базовых приоритетов, выравнивание пропорций между производственным и финансово-банковским и торговым секторами экономики.

Сворачивание сырьевого экспорта, снижение энергоемкости и затратности производства. Сбалансирование развития регионов с учетом их специфики, развитие кооперации со странами СНГ и другими государствами.

Приоритеты структурной перестройки:– машиностроение;– биотехнологии для сельского хозяйства;– глубокая переработка и использование угля;– информатизация;– новейшие медицинские технологии и медицинские препараты;– создание и использование новых нетрадиционных материалов;– использование промышленных отходов, альтернативные источники энергии;– создание транспортных коридоров.

На основе приоритетов будет создана система научно-промышленных комплексов – лидеров отечественной экономики.

Структурная перестройка будет опираться в первую очередь на отечественный потенциал.Главный акцент делается на промышленную политику. Предусматривается:– создание замкнутых технологических циклов производства продукции, важной для экономической безопасности государства;– возрождение и модернизация ВПК;– расширение функций науки;– недопущение импорта отсталых технологий;– освоение месторождений газа, нефти, золота, других залежей;– энерго- и ресурсосбережение.

На этих направлениях будут концентрироваться инвестиции, будут внедряться протекционистские мероприятия.

Постепенно будут сворачиваться неперспективные производства, реструктуризируются угольная, металлургическая, машиностроительная и химическая отрасли, будут приняты меры для экономического оздоровления перспективных предприятий.

Будут созданы мощные отрасли сельхозмашиностроения, обеспечена поставка селу удобрений и других химических материалов.

Будет стимулироваться привлечение в производство частных и иностранных инвестиций.

Обновление производства предусматривает:– рост централизованных государственных вложений;– регулярную переоценку основных фондов;– проведение гибкой амортизационной политики, регулярную индексацию амортизационных отчислений;– увеличение таких отчислений для технического перевооружения определенных отраслей;– защиту иностранных инвестиций;– мобилизацию средств населения под контролем государства;– ограничение вывоза капитала за границу;– ипотечное кредитование, лизинг.

4.5. Денежно-кредитная политика

Принципиальная задача – переориентировать денежно-кредитную систему на потребности материального производства, структурную перестройку, социальную ориентацию экономики.

Усилится государственная контролирующая функция и реализация этой функции Национальным банком.

Денежно-кредитная политика будет направлена на:– восстановление основной функции банковской системы – долгосрочное кредитование отечественного производства;– разграничение денежных потоков в государственных и частных банках. Все счета бюджетных государственных (казенных) предприятий будут открыты в государственных банках;– отказ от слепого монетаризма, притеснения им финансового обеспечения развития высоких технологий, науки, социальной сферы;– недопущение незаконной деятельности финансовых посредников на рынке кредитно-финансовых услуг, особенно без гарантированного страхования денежных вкладов юридических и физических лиц.

Будет полностью реформирована банковская система в направлении разграничения функций и сфер деятельности между ее тремя базовыми секторами:– государственным (бюджетный банк, государственный банк реконструкции и развития с филиалами в регионах, а также государственные промышленный банк, агропромышленный банк, социально-жилищный банк, сберегательный банк, внешнеэкономический банк);– сектором частных коммерческих банков;– сектором коммерческих банков со смешанным капиталом.

Особая роль отводится Государственному казначейству – общенациональной бухгалтерии выполнения бюджета, деятельность которого контролируется КРУ, а вместе они подлежат обязательному контролю со стороны Счетной палаты.

Контроль за негосударственным банковским сектором будет осуществлять Национальный банк, который, в свою очередь, будет контролировать Счетная палата.

Гарантии зарубежным странам и банкам для получения от них кредитов будут выдавать Национальный банк государства и Кабинет министров Украины по согласованию с Верховной Радой.Кредитная политика будет ориентироваться на:– снижение кредитных ставок, доступность кредитов для субъектов хозяйствования.– рост доли долгосрочных кредитов;– прогрессивное снижение ставок налогов в зависимости от роста долгосрочных кредитов;– преобразование средств населения в стратегический источник инвестиционных ресурсов;– изменение ставок кредитования в зависимости от снижения эмиссии;– лимитирование банковских процентных ставок на кредиты коммерческих банков пропорционально средней рентабельности в народном хозяйстве;– утверждение смет государственных банков Национальным банком и контроль за сметой коммерческих банков и за их затратами на предоставление банковских услуг;– запрещение перепродажи коммерческими банками дефицитных кредитных ресурсов;– выплату процентов по кредитам субъектам хозяйственно-коммерческой деятельности осуществлять исключительно за счет прибылей;– введение нормативов на зарплату в зависимости от прибылей коммерческих банков;– введение обязательного государственного аудита деятельности всех коммерческих банков;– рост влияния финансово-денежной политики на сворачивание бартеризации;– усиление ответственности банков за своевременное выполнение платежных поручений клиентов и обязательств перед другими банками, акционерами, учредителями, депозитариями;– внедрение вексельных расчетов и надежных механизмов регулирования вексельного оборота.

Национальный банк в некоторых оперативных бюджетных функциях будет частично подчиняться правительству, оставаясь под контролем Верховной Рады.

Смета НБ будет включена в госбюджет, работники НБ получат статус государственных служащих с соответствующей оплатой их труда.

Сократится объем использования наличности хозяйственными субъектами до 3–5% в общей денежной массе.

Будут пересмотрены условия сотрудничества с иностранными кредиторами, осуществлен отказ от дискриминационных ограничений (связанные кредиты или кредитование под определенные условия).

Будет запрещено свободное обращение иностранных валют, введена монополия государства на денежно-валютные операции, декларирование обменных сумм, а также валютной наличности юридическими и физическими лицами. Предусматривается эффективное регулирование курса гривни, а также применение комплекса мероприятий для возврата валютных средств, осевших в заграничных банках.

4.6. Ценовая и антимонопольная политика

Государство должно восстановить свое влияние на формирование и реализацию ценовой и антимонопольной политики. Будут законодательно закреплены структура и нормативы расходов по отраслям и видам производства, сферам услуг и формам коммерческой деятельности.

Необходимо ввести прогрессивное снижение норм прибыли на устаревшую, затратную продукцию, активизировать списание самортизированных производственных фондов (особенно их активной части).

Для производителей всех форм собственности и видов деятельности будет введена единая система калькуляции расходов, которые могут быть отнесены к производственным потребностям.Выгодной станет работа на госзаказ: реализация товаров по предельным ценам, поставка материалов – по фиксированным государственным.

Основные приоритеты ценовой политики:– поддержка паритета цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей экономики;– продажа горюче-смазочных материалов и газа крестьянам с регулируемой нормой рентабельности (не больше 10%);– использование залоговых и контрольных цен для закупки сельскохозяйственной продукции;– правовые санкции в отношении посреднических структур, дискриминирующих сельхозпроизводителя;– недопущение заговора, установление монопольно высоких и монопольно низких цен, в том числе на импортные товары;– регулирование цен посредством введения нормы прибыли;– введение директивных цен в стратегических отраслях государственного (казенного) сектора.В сфере развития конкуренции и борьбы с монополиями предусматривается:– внедрение регулирования естественных монополий;– ликвидация монопольных проявлений влияния мафиозных структур;– внедрение эффективного временного регулирования “искусственных” монополий;– прекращение практики демпинговых цен на товары зарубежных товаропроизводителей.

 

Раздел V. Ориентиры социальной политики

Источником надежности и дальновидности социальной политики и защиты граждан рассматривается стабильная экономика, увеличение количества рабочих мест, производительности и оплаты труда.

Основой социальной политики являются процессы социализации.

Социализация производства предполагает развитие социализированных форм собственности (аренды, кооперирования, разных видов владения трудовыми коллективами своими предприятиями) в сочетании с развитием социального партнерства как способа защиты интересов работающих, участия их непосредственно или через профсоюзы в принятии решений на уровне рабочего места, подразделения, предприятия, корпорации, отрасли или в целом экономики, усиления контроля за администрацией через участие в наблюдательных советах предприятий, независимо от форм собственности.

Социализация распределения выражается в сочетании государственных и общественных социальных фондов, в том числе социальной защиты - бюджетных и внебюджетных, пенсионных, профсоюзных, благотворительных; в непосредственном участии работников в распределении прибыли (через механизмы сособственности) и опосредованное (через контроль и участие профсоюзов в принятии решений относительно распределения доходов предприятий независимо от форм собственности).

Социализация потребления означает расширение сферы применения различных форм кредитных и потребительских товариществ, управление со стороны профсоюзов государственными и негосударственными пенсионно-страховыми фондами.

Социализация производственных отношений создает базу для разрешения социальных проблем на основании соблюдения принципа социальной справедливости.

Основные мероприятия в сфере социальной политики таковы:

 

реальная оценка черты и масштабов бедности. Регулярный пересмотр минимального прожиточного уровня и минимального размера дохода;

 

 

обеспечение контроля за устанавливаемой законодательно долей заработной платы в себестоимости продукции;

 

 

развитие сети кредитования, что обеспечивает широкий доступ предприятий, различных групп населения к кредитам;

 

 

гарантирование социальной защиты тем, кто не в состоянии эффективно включаться в экономику и поддерживать свой доход, льготы для работающих инвалидов, женщин с детьми, помощь длительно неработающим;

 

 

пересмотр пенсионного законодательства с учетом достаточности пенсий и трудового вклада граждан;

 

 

упрощение процедур обеспечения социальных прав больных и инвалидов, их социальной реабилитиции;

 

 

возвращение гражданам (или их наследникам) проиндексированных трудовых вкладов в сберкассы, а также средств, вложенных в ценные бумаги государства;

 

 

выработка механизма компенсаций честным людям потерь от их ограбления во время приватизации, и наказание преступников;

 

 

ликвидация задолженности по зарплате, недопустимость существования в дальнейшем этого антиконституционного, постыдного для государства и унизительного для трудящихся явления;

 

 

использование такой системы налогообложения, которая бы обеспечивала направление финансовых потоков в социальную сферу, обеспечение надежного контроля за поступлением и распределением бюджетных средств;

 

 

упрочение и развитие базы государственного здравоохранения, бесплатной медицинской помощи, сферы бытовых услуг;

 

 

внедрение общегосударственной программы экономически доступного обеспечения населения жильем;

 

 

последовательное увеличение количества рабочих мест;

 

 

социальная защита научных, педагогических кадров, присвоение им статуса государственных служащих, создание фондов социальной защиты студенчества, учащейся молодежи;

 

 

поддержка предприятий государственного и частного секторов экономики, способных производить конкурентоспособную продукцию;

 

 

стимулирование сети малого предпринимательства путем применения льготного налогообложения, кредитования и ценообразования, гарантированный государством доступ к активам;

 

 

поддержка фундаментальной и прикладной науки через бюджет, систему конкурсов и госзаказов, взаимодействие с международными организациями;

 

 

создание на базе университетов, НИИ, НПО технополисов – зон технического прорыва и инновационного развития;

 

 

гарантированное трудоустройство молодых специалистов;

 

 

обеспечение социальной защиты военнослужащих, ветеранов армии и флота, членов их семей, повышение престижа военной службы;

 

 

создание объективной и независимой от внешней и внутренней конъюнктуры информации, что способствует воспитанию уважения к добросовестному труду, политической порядочности и чести.

 

 

Раздел VI. Промышленная политика

Промышленная политика ориентируется на воссоздание мощного индустриального сектора экономики как локомотива развития более мелких форм производства, формирования конкурентной среды, на преодоление деформаций в структуре производства, создание замкнутых технологических циклов и оптимального кооперирования с родственными предприятиями за рубежом, обеспечение приоритетного развития производств с высокими технологиями.

Способом решения данных задач является углубление интеграции производства, науки и образования, внедрение передового отечественного и зарубежного опыта, усовершенствование технологии производства и учет требований экологической безопасности.

Приоритет отдается наукоемким отраслям, предприятиям энергетики, машиностроения, в том числе сельскохозяйственного, предприятиям легкой промышленности и переработки сельскохозяйственной продукции. В начальный период интенсивно используются имеющиеся мощности предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности для усиления экспортной составляющей экономики.

Поддержку получат малые и средние промышленные предприятия.

 

Раздел VII. Аграрная политика

В политике, касающейся проблем села, исходить из признания перспективной роли индустриальных технологий в сельском хозяйстве и их основы – пригодных земельных массивов. Будут устранены незаконные деформации, ведущие к распылению хозяйств и комплексов, попытки принудительно раздробить земельные наделы.

Исходя из признания многоукладности сельского хозяйства, необходимо создание условий для взаимодействия всех форм собственности на селе при запрещении купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения. Земля может предоставляться в вечное пользование с правом наследования тем, кто на ней работает, и тем, кто обслуживает крестьян (сельский учитель, медик, культработник и т. д.).

Торговать надо не землей, а выращенной на ней продукцией. Иностранцы не должны иметь права собственности на производительную землю сельскохозяйственного назначения.

Оздоровление и подъем АПК осуществляется на основе земельной реформы, главными моментами которой являются:

1.Принятие неотложных мер по сохранению и наращиванию агропромышленного ресурсного потенциала, в первую очередь земли, а также трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов через развитие системы сохранности и воспроизводства естественного плодородия земель, инвентаризации основных фондов АПК , их восстановления и модернизации, уточнение законодательной базы использования государственной, коллективной, частной и смешанной форм собственности, развитие сельской поселенческой сети и т.д.

2.Усовершенствование экономического механизма хозяйствования в АПК на основе изменения финансово-кредитной системы отношений, наведения порядка в ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию, активного использования государственного заказа на поставку части продукции, государственного финансирования особо важных целевых программ и т.д.

3.Проведение структурной перестройки агропромышленного комплекса в направлении специализации, концентрации и агропромышленной интеграции производства при одновременном согласовании экономических интересов всех его участников, создания собственной базы производства средств производства для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, развития инфраструктур сбыта сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынке и т.п.

4.Введение независимой экологической экспертизы целевых программ, инвестиционных проектов, всех хозяйственных проектов АПК.

В ходе реформы среди прочих решаются вопросы:

 

установления единого налога на землю;

 

 

обеспечения ценового паритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, введения залоговых цен;

 

 

государственной поддержки путем дотаций и льготного кредитования отдельных отраслей сельскохозяйственного производства;

 

 

сохранения и развития достигнутого ранее уровня крупнотоварного сельскохозяйственного производства, недопустимости разрушения экономически стабильных хозяйств, принудительного насаждения мелкотоварных форм ведения хозяйства;

 

 

реформирования хозяйств с целью упрочения имущественной заинтересованности членов их коллективов;

 

 

выполнения в полном объеме закона о приоритетности социального развития села и АПК;

 

 

реализации продуманной государственной политики сохранения земли и повышения ее плодородия, сокращения объемов распахивания земель;

 

 

решение всех земельных проблем исключительно на основании законов.

 

 

 

Раздел VIII. Энергетическая и ядерная политика.

 

 

С целью укрепления энергетической базы народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения энергетической безопасности (независимости) Украины осуществляется:

 

модернизация действующих предприятий тепло- и гидроэнергетики на основе новейших научно-технических разработок;

 

 

создание и развитие предприятий с новыми способами получения электроэнергии (ветро-, солнечная, гидротермальная энергетика и др.);

 

 

осуществляется снижение энергоемкости отраслей народного хозяйства, тепло- и энергосбережение в промышленности, на транспорте, в сельском и коммунальном хозяйстве;

 

 

Отправным пунктом формирования ядерной политики в Украине является акт самопровозглашения Украины как безъядерного государства. Принципиально соглашаясь с отказом Украины от статуса ядерного государства как с прогрессивным актом, необходимо, однако, признать, что неоправданно поспешное одностороннее ядерное разоружение в современных условиях было преждевременным шагом. В политическом, экономическом и в оборонном отношении для Украины оно имело скорее отрицательный, чем положительный смысл. Вслед за сдачей позиций ядерного государства в военной сфере молодое украинское государство соответственно сдает позиции и в мирных отраслях ядерной политики. Деградация как в военной, так и в мирной сфере ядерной политики стала составляющей деструктивных процессов, имеющих место в нашем государстве.

Тем не менее ядерно-топливный энергетический комплекс сегодня продолжает занимать особое место. Наличие в Украине запасов урановых руд позволяет ставить вопрос о реальной возможности обеспечения га этой основе ее энергетической независимости. Учитывая, что ядерно-топливный энергетический комплекс Украины является исключительно наукоемкой, технически сложной и экологически небезопасной отраслью, ядерная энергетика находится в сфере политики государственного протекционизма. Развитие рыночных отношений здесь осуществляется под жестким контролем государства.

 

Основными направлениями ядерной политики являются:

 

 

широкое развитие научных исследований, научно-технических, проектно-конструкторских, технологических работ в отрасли, повышение безопасности АЭС и других предприятий ядерных отраслей;

 

 

создание в Украине недостающих звеньев полного ядерно-топливного цикла, создание отечественного реакторостроения;

 

 

сохранение и развитие ядерных технологий неэнергетического назначения, в том числе военных;

 

 

социальная защита работников отраслей ядерно-энергетического комплекса.

 

 

утверждение Украины в мировом содружестве в специфическом относительно ядерной политики статусе (подобно Израилю, Бразилии и т.д.). Речь не идет о восстановлении ядерного арсенала Украины, но Украина не должна утрачивать ядерные технологии разнообразного назначения;

 

 

поиск союзников в области ядерной политики в тех регионах, которые (как и Украина) страдают от рыночного неоколониализма и имеют элементы ядерных технологий.

 

 

 

Раздел IX. Законодательная политика

Задачи, предусмотренные в предыдущих разделах, должны своевременно обеспечиваться надежным правовым сопровождением, воплощением в жизнь соответствующей программы законодательных мероприятий. Эта потребность усиливается ввиду ощутимой криминализации общества и тенезации экономики вследствие различных обстоятельств, не последнее место среди которых занимает отставание развития правовой базы. Программа должна охватывать сферы производства, товарно-денежных отношений, социального обеспечения, политико-правовой деятельности. Принятие и реализация основополагающих политико-юридических актов (основ, программ, концепций) требует согласования усилий парламента и правительства. Это уменьшит влияние ключевой причины многих неурядиц в стране – дефицита единства в действиях власти, что подтверждается перманентностью правительственных кризисов, недоразумениями между ветвями власти в центре и на местах, противоречиями в парламенте и т.п. необходимым условием этого должно быть совершенствование государственного аппарата и реформирование механизмов государственной власти. Все это будет охвачено мерами государственно-правовой реформы. Опираясь на многопартийность и реальные созидательные возможности политических сил в обществе, она обеспечит развитие народовластия, прав и свобод граждан.

9.1. Законодательное регулирование отношений собственности и трудаОпределяющими ориентирами законодательного регулирования отношений собственности и труда должны быть: – максимальная эффективность использования производительных сил общества в условиях многоукладной экономики;– социальная направленность собственности, законодательное закрепление и государственное гарантирование интересов рабочих, собственников и общих интересов общества на началах социальной справедливости;– четкое разграничение правового определения государственных и негосударственных форм собственности, сферы публичного и частного права, с обеспечением равенства всех субъектов собственности перед законом;– определение уровня социальных гарантий, необходимого для сохранения рабочего как главной производительной силы общества. Основные направления регулирования отношений собственности:– собственность украинского народа;– государственная собственность;– коммунальная собственность;– частная и коллективная собственность;– изменение форм собственности (приватизация, национализация и т. д.).Основные направления регулирования трудовых отношений:– занятость населения, создание новых рабочих мест;– заработная плата;– условия труда;– гарантии и компенсации;– защита трудовых прав.

9.2. Законодательное регулирование товарно-денежных отношенийОпределяющими ориентирами законодательного регулирования товарно-денежных отношений должны быть:– формирование производственной инфраструктуры на началах концентрации и специализации посреднических услуг, законодательное стимулирование сокращения непродуктивных посреднических расходов;– создание банковской системы, обеспечивающей концентрацию финансовых ресурсов и эффективное кредитование отраслей экономики;– усовершенствование бюджетной системы Украины, особенно в области контроля за выполнением государственного бюджета и ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

9.3. Законодательное обеспечение необходимого жизненного уровня населенияПредусматривается восстановление оптимального соотношения производства и личного потребления, достижение необходимого в данных условиях жизненного уровня населения, в первую очередь трудящихся.Основными направлениями законодательного обеспечения жизненного уровня населения должны быть:– законодательное определение и гарантирование государством прожиточного минимума;– ценовая политика;– политика доходов;– формирование системы социальной защиты и социальных гарантий;– защита прав потребителей.

9.4. Законодательное регулирование развития производстваНеобходимыми предпосылками восстановления и развития собственно производства являются упорядочение распределительных и товарно-денежных отношений и установление оптимального соотношения между производством и личным потреблением.Главными направлениями законодательного регулирования развития производства должны стать:– структурная перестройка экономики с определением приоритетных отраслей народного хозяйства;– стимулирование экономической эффективности производства;– оптимизация государственного регулирования производства в зависимости от отраслевых особенностей и форм собственности;– государственный протекционизм в отношении отечественных товаропроизводителей;– стимулирование разработки и внедрение современных технологий, повышение уровня экологической безопасности производства.

9.5. Законодательное определение политико-правовых условий преодоления кризиса в УкраинеОбщими направлениями законодательного определения политико-правовых условий преодоления кризиса в Украине должны быть:

а) Законодательное обеспечение народовластия, политических и гражданских прав и свобод граждан Украины.Общими направлениями законодательного обеспечения народовластия, политических и гражданских прав и свобод в Украине должны быть:– законодательное определение форм непосредственной демократии в соответствии с Конституцией Украины (выборы, референдум, другие формы);– законодательное обеспечение осуществления народом власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления;– законодательное определение прав и свобод человека и гражданина, их утверждение и обеспечение, установление ответственности государственных органов и должностных лиц перед человеком за свою деятельность.

б) Стимулирование развития многопартийности в Украине.Законодательное обеспечение развития многопартийности должно осуществляться по таким основным направлениям: – усиление государственных гарантий конституционного права граждан на объединение в политические партии, государственное содействие развитию политических партий;– определение правового статуса политических партий. Законодательное регулирование статуса депутатских фракций в представительских органах власти и статуса политической оппозиции;– усовершенствование избирательной системы, избирательная реформа. в) Государственно-правовая реформа.

Первоочередной задачей в сфере государственно-правового строительства является осуществление последовательной административной, парламентской, муниципальной, судебной реформ как составляющих государственно-правовой реформы. Ее цель – подчинить функционирование государственной власти обеспечению и реальному гарантированию конституционных прав граждан, утверждению законности деятельности государственных органов и подлинного правопорядка в обществе, а также обеспечению национальных интересов Украины на международной арене.

Приоритетным направлением государственно-правовой реформы должна быть парламентская реформа. Вместе с тем реформирование государственной власти во всех направлениях должно осуществляться скоординированно и оперативно, через ряд последовательных этапов проведения каждой из названных реформ, в т.ч. связанных с внесением изменений в Конституцию Украины в части организации государственной власти и местного самоуправления, а также с проведением социально-экономических и политических реформ.

Каждое из направлений должно предусматривать перечень основных законодательных актов, необходимых для ее законодательного обеспечения. Определенные концепциями перечни законов должны составить отдельный раздел Государственной программы развития законодательства Украины на 1998–2002 гг., которую должна утвердить законом Верховная Рада Украины и которая станет основой для ежегодных планов законодательной деятельности.

Средствами решения этой задачи являются:– повышение статуса правительства путем формирования его с участием Верховной Рады;– повышение роли и обеспечение действительной независимости судебной власти, создание противовеса своеволию в судопроизводстве путем масштабной реформы судебной системы;– реформирование власти в Украине как единого субъекта реализации согласованной на базе “Основ” политики, устранения разногласия действий различных ветвей власти;– усиление государственных гарантий конституционного права граждан на объединение в политические партии;– внедрение избирательной системы, обеспечивающей проявление подлинной воли и интересов большинства граждан Украины, но одновременно исключающей “легальный” захват государственной власти криминально-мафиозными группировками и коррумпированными представителями государственных структур;– установление и реализация всего комплекса конституционных прав и свобод граждан Украины, создание доступных механизмов их гражданской защиты; – введение народного контроля за государственным аппаратом как непосредственно, так и через представительские органы власти. Формирование системы государственного контроля.

 

Раздел Х. Национальная политика

В общественном сознании будет утверждаться понимание украинской нации как органического единства разнообразных этнических, языковых, культурных и других форм, в которой абсолютизация или превалирование одних форм за счет других недопустимы и опасны, так как несут потенциальную угрозу нации как целому. Предполагается последовательное обеспечение приоритета прав человека, всестороннее развитие украинской нации, активное участие государства в этом процессе. Особое внимание должно быть уделено взаимному учету интересов развития всех этнических сообществ в Украине. В числе прочих мероприятий предусмотрены:– реализация специальных программ защиты культуры малых коренных народов и национальных меньшинств;– в соответствии с принципом национального, языкового, культурного самоопределения личности, осуществление образования, пользование достижениями культуры, информацией;– наряду с государственным украинским – использование русского языка как официального на всей территории Украины, других языков как официальных в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств. Защита языков от засорения словами иностранного происхождения и диалектизмами;– всесторонняя защита, развитие и взаимообогащение украинской, русской, других национальных культур Украины, предотвращение проявлений этноцентризма;– гарантии национально-культурной автономии, право на самоорганизацию этнического бытия и представительства этнических сообществ.

 

Раздел ХІ. Обеспечение свободы совести и вероисповедания

Воплощение конституционных норм относительно прав личности на свободу мировоззрения и вероисповедания предусматривает в первую очередь невмешательство государственных органов во внутрицерковные и межконфессиональные дела. Исполнительная власть руководствуется конституционной нормой о том, что церковь отделена от государства, школа от церкви. Сотрудничество государства и церкви имеет место в той мере, в какой верующие, будучи гражданами государства, подчинены его законам и нуждаются в его защите и поддержке для осуществления своих религиозных отправлений, например в деле урегулирования проблем пользования храмами.

В обществе соблюдается свобода совести, уважение к чувствам верующих и атеистов. Не допускается использование религии в политических целях, для разжигания межнациональных конфликтов, мировоззренческой нетерпимости, вражды и ненависти между сторонниками различных конфессий, а также между верующими и атеистами. Поддерживаются канонические и традиционные конфессии, сдерживается распространение агрессивных и модернистских сект. Достижение межконфессионального согласия, содействие консолидации православия рассматриваются как принципиальное условие общественного мира и взаимопонимания.

Целесообразно предусмотреть факультативное преподавание религиоведческих дисциплин в учебных заведениях, ознакомление общества с другими составляющими религии, представляющими достояние мировой и национальной истории и культуры.

Предусматривается постепенное возвращение религиозным общинам ранее конфискованных сооружений, освобождение от налогообложения части доходов, направляемых на социально значимую благотворительную и гуманитарную деятельность, распространение на слушателей семинарий некоторых льгот, предоставляемых студентам.

 

Раздел ХII. Гуманитарная политика

Гуманитарная политика базируется на сочетании общечеловеческих, социальных и национальных ценностей, в основу которых положены идеи справедливости, добра, взаимопомощи и патриотизма. Ее составляющими будут:

утверждение в обществе высокого престижа образованности, нравственности, духовности, защита и приумножение культурного наследия, государственное финансирование очагов культуры, поощрение различных форм спонсорства и меценатства;

возрождение и защита чувства достоинства народа, его языка, исторических традиций и национальной гордости, должны способствовать духовному объединению народа Украины. Государство - против засилья зарубежной масскультуры, конъюнктурной кинопродукции, искажения и очернения истории, уничтожения памятников истории и культуры, в том числе, в угоду политической конъюнктуре;

усвоение всего богатства человеческого опыта в области народного образования, направленного на гармоничное сочетание обучения, воспитания и труда. Восстановление широкой и доступной сети бесплатного образования, в том числе высшего, среднего, профессионально-технического, профпереподготовки и повышения квалификации, разработка единых государственных стандартов образованности, что позволило бы вывести отрасль образования на мировой уровень;

принятие законов о высшем, среднем образовании, дошкольном образовании и воспитании, внешкольных образовательных учреждениях;

сохранение и развитие системы подростковых, юношеских клубов, кружков, секций и т.д. Развитие нетрадиционных форм отдыха и летнего оздоровления подростков и молодежи;

признание свободы литературного и художественного творчества на принципах гуманизма и демократии;

поддержка фундаментальной и прикладной науки через бюджет, систему конкурсов и госзаказов, взаимодействие с международными организациями.

Раздел ХІІІ. Обеспечение равных социальных возможностей женщин и мужчин (гендерная политика).

Гендерная политика предусматривает устранение дискриминации по полу, рассматривается как важная составная часть борьбы за признание и уважение прав человека, взаимопонимание в обществе.

Она предполагает осуществление системы мер, направленных на создание равных возможностей в политической, деловой, социальной и других сферах для женщин и мужчин.

Решающей предпосылкой совершенствования гендерных отношений является успешное развитие в стране экономики и социальной сферы, обеспечение равного для женщин и мужчин доступа к работе, экономическим ресурсам, подобающим условиям жизни, включая жилье, экологическую безопасность, качественное образование, охрану здоровья и т.д.

Существенным фактором решения гендерных проблем станет совершенствование законодательства, а также устранение расхождений между задекларированными в Конституции Украины правами мужчин и женщин и реальностью. Все это будет осуществляться с учетом успехов других стран, опыта международного гендерного движения.

 

Раздел XIV. Молодежная политика.

Государство учитывает, что молодежь является движущей силой социального, экономического и технологического прогресса Украины. В условиях переходного периода необходимым является государственная поддержка молодого поколения: бесплатное высшее образование, государственное льготное кредитование строительства и реконструкции жилья для молодых семей, а также приобретения товаров длительного пользования, продвижение молодежи в представительные органы власти, развитие молодежного предпринимательства.

В государстве действуют гарантии получения работы молодыми людьми,, предоставление ученикам школ, ПТУ и студентам вузов льготного проезда в транспорте, устанавливаются стипендии не ниже реального прожиточного минимума, создаются условия для укрепления статуса молодых преподавателей и педагогов.

Восстанавливается и развивается система подростковых, юношеских клубов, кружков, секций, нетрадиционных форм отдыха и летнего оздоровления подростков и молодежи. Актуальным является воспитание в молодежной среде уважения к старшему поколению.

 

Раздел XV. Экологическая политика.

 

Принятие Государственной программы защиты окружающей среды, приоритетным направлением которой является развитие народнохозяйственного комплекса на основе наукоемких экологически безвредных или мало опасных технологий.

 

Основные направления решения экологических проблем Украины:

 

всемерное усовершенствование, развитие, создание новейших экологически ориентированных технологий (гео-, эко-, биотехнологий);

 

 

в энергетике, промышленности и на транспорте – развитие безотходных и малоотходных, ресурсосберегающих и ресурсовоспроизводящих, неэнерглемких и неводоемких технологий с конечным замыканием технологических циклов по схеме индустриального метаболизма (отход одной отрасли служит исходным сырьем для другой);

 

 

в сельском хозяйстве – постепенный переход на системы адаптивного земледелия; полная утилизация отходов животноводства;

 

 

в строительстве и коммунальном хозяйстве – широкое внедрение принципов архитектурной экологии и биопозитивного строительства, ландшафтных основ планирования, реконструкции и формирования систем расселения;

 

 

общие принципы природопользования должны базироваться на требованиях сохранения и приумножения биологического и ландшафтного разнообразия, в реализации которых особое внимание уделяется охраняемым природным территориям;

 

 

развитие международного сотрудничества в решении международных экологических проблем, прежде всего непосредственно затрагивающих Украину.

 

 

 

Раздел XVI. Оборонная политика

Оборонная политика рассматривается как составная часть политики национальной безопасности Украины, призванной гарантировать гражданам государства святое право на жизнь, обеспечение других, предусмотренных Конституцией, прав и свобод.

Она рассчитана на поддержание надежной обороноспособности государства; прежде всего ориентируется на претворение в жизнь оборонной доктрины, включающей взаимосвязанный комплекс оборонных, политических, экономических, военно-технических и экологических мер. Применительно к армии оборонная политика предполагает:

 

реформирование Вооруженных Сил Украины в соответствии с принципом оборонной достаточности, переход к формированию армии и флота на основе сочетания профессиональной военной службы с воинской обязанностью;

 

 

социальную и правовую защищенность военнослужащих и членов их семей, лиц, уволенных с действительной военной службы в запас или отставку;

 

 

возможность альтернативной службы;

 

 

недопущение создания антиконституционных вооруженных формирований;

 

 

патриотическое воспитание граждан;

 

 

производство и совершенствование вооружений, в количественном и качественном отношении необходимых для поддержания боеготовности войск, для отражения любой агрессии против Украины;

 

 

укрепление авторитета армии, традиционного уважения к защитникам Родины, бережное сохранение всего необходимого для укрепления безопасности и обороны.

 

 

Раздел XVII. Внешняя политика

Внешняя политика основывается на солидарности со всеми демократическими силами мира, разделяющими принципы социальной справедливости, демократии, гуманизма и заинтересованными в конструктивном решении глобальных проблем; нацелена на более эффективную интеграцию в международные структуры, в частности межпарламентские.

При осуществлении внешней политики следует исходить из ее наступательного характера, защиты суверенных интересов Украины там, где они есть, утверждения суверенности во всех проявлениях, отстаивания принципа равных прав всех государств, их равной ответственности за мир и безопасность в Европе и мире.

В своей внешней политике Украина отвергает любые попытки превратить ее в колонию, считает необходимым строить внешнеэкономические и внешнеполитические отношения на принципе взаимовыгодности.

Украина сохраняет внеблоковый статус, считает ошибочным расширение военной организации НАТО на Восток, настаивает на подготовке и проведении совещания государств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Украина участвует в создании многосторонних сил мира под патронатом ООН и ОБСЕ, поддерживает идею повышения статуса общеевропейских структур, в том числе для гарантирования мира и безопасности. Она противодействует использованию в миротворческих операциях других военно-политических организаций, применению разнообразных санкций, выступает за повышение статуса общеевропейских структур (ЕС, ЦЭИ, ЧЭС и др.), в т. ч. по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;

Особое внимание уделить таким направлениям:

 

экономизация внешней политики с целью обеспечения экономического развития, внешнеэкономических интересов и безопасности Украины, недопущения превращения Украины в колонию из-за неоправданной либерализации во внешней торговле; вывод взаимоотношений на уровень взаимовыгодности; поддержка прямых внешних инвестиций прежде всего на потребности технологического обновления собственного производства; пересмотр практики привлечения зарубежных советников по вопросам создания национальной законодательной базы;

 

 

развитие взаимовыгодного широкомасштабного сотрудничества со странами СНГ, вплоть до вхождения Украины в различные политико-юридические форумы и экономические структуры Содружества. Приоритеты: братские отношения с Россией и Беларусью, консолидация славянства;

 

 

утверждение статуса Украины как связующего звена между Западом и Востоком, видение именно в этом дальнейшей геополитической перспективы Украины. Участие в дальнейшем формировании общеевропейской цивилизации путем интеграции в нее вместе с другими восточно- и южнославянскими народами; - неприятие расширения НАТО на Восток, сохранение позаблокового статуса Украины;

 

 

открытость внешней политики, исключающая практику “тайной дипломатии” и предусматривающая предварительную экспертизу проектов внешнеполитических документов, с широким освещением и обсуждением их в средствах массовой информации.

 

 

Во внешнеэкономической политике главной является задача – обеспечить соблюдение внешнеэкономических интересов и безопасности Украины.

Направления внешней экономической политики:

 

разработка и реализация системы защиты собственного рынка и производства экономическими и правовыми методами;– введение чрезвычайных мероприятий для прекращения экспансии товаров, особенно пищевых продуктов, которые могут производиться в стране;

 

 

внедрение продуманной сертификации импортированной продукции;

 

 

сбалансирование экспорта и импорта, его товарной структуры;

 

 

обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

 

 

наращивание экспортного потенциала, поддержка производителей экспортной продукции и импортозаменяемых товаров и технологий;

 

 

интенсивное использование транзитных возможностей Украины;

 

 

введение, при необходимости, моратория на соглашения о режиме свободной торговли; их ревизия;

 

 

усиление контроля за внешнеэкономическими отношениями;

 

 

систематическое оптимальное корректирование ставок ввозной пошлины.

 

 

Предполагается создание оптимальной модели связей на многосторонней и двусторонней основе со странами СНГ, Европы и других регионов мира, восстановление и активизация связей со странами Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, завоевание там рынков товаров и услуг.

 

Раздел ХVIII. Неотложные проблемы и первоочередные меры

Неотложными задачами Украины являются:– преодоление падения и деградации производства;– полная ликвидация задолженности по заработной плате, пенсиям и стипендиям;– возвращение сбережений граждан;– решительная борьба с бедностью и преступностью;– развертывание эффективных действий по преодолению безработицы;– переломить ситуацию социальной незащищенности, брошенности на произвол судьбы массы людей;– не допустить диктатуры клановой олигархии и криминалитета.

Ни одна из этих проблем не может быть решена в отрыве от других. Их общей причиной является форма социально-экономических и политических отношений, установившаяся в стране. Сегодня господствует не тот, кто производит, а те, кто занимается перераспределением результатов труда и диктует цены. Экономическая система разбалансирована из-за нарушения необходимых связей между производством, распределением, обменом и потреблением.

Относительно регулируемая государственная монополия перерождается в фактически нерегулируемую частную монополию. Крупные государственные предприятия и конкурентоспособные частные производства обесцениваются и присваиваются, лоббируются интересы спекулятивно-мафиозных групп и кланов, государственные структуры в значительной степени коррумпированы этими силами. Конкурентная война между кланами, происходящая не без поддержки иностранного капитала, – доминирующая тенденция современной внутренней государственной политики.

Существующий порядок социально-политических и экономических отношений является сегодня главной причиной роста внутреннего долга, стагнации производства, роста безработицы, криминализации экономики и расцвета преступности. Он обескровливает и финансовую систему страны, продолжая загонть ее на рельсы бартеризации. Венцом этих общественных беспорядков является слабость официальной власти, не владеющей ситуацией, неспособной обеспечить полноценный сбор налогов и соблюдение законов. Нарастает и по сути стало фактом отчуждение населения от власти, приводящее к распространению асоциальных форм поведения граждан. В этой ситуации попытки государственных структур не потерять власть объективно порождают движение к диктатуре. Главной чертой современного политического положения в Украине является неустойчивый баланс между тенденциями к демократии или диктатуре.

Первоочередными мерами по разрешению указанных проблем являются:

 

формирование правительства, способного последовательно и решительно действовать в соответствии с данными “Основами”;

 

 

проведение юридического, финансового и организационного разграничения государственной и негосударственной собственности в Украине;

 

 

экономическое обескровливание кланово-мафиозных отношений путем запрещения приватизации стратегически важных объектов, в том числе земли производственного назначения, и реприватизация тех из них, которые уже приватизированы или находятся в процессе приватизации;

 

 

подготовка национальных программ радикального обновления ключевых сфер деятельности, разворачивание практических действий по их общенациональному осуществлению.

 

 

Среди прочего следует выделить: а) восстановление покупательной способности населения; б) подъем агропромышленного комплекса как основы оживления промышленности и всей украинской экономической системы; в) усиление роли государства в предоставлении помощи наиболее уязвимым слоям населения; г) реализация социальных программ за счет госбюджета и специальных отчислений от сверхприбыли предпринимателей и банковских структур; д) уменьшение расхождений минимальных и максимальных заработков граждан и семей; е) предоставление простора для развития среднего и малого предпринимательства путем снижения до разумных пределов налогообложения и упрощения бюрократических процедур их легализации; ж) законодательное обеспечение ликвидации паразитических посреднических структур, разросшихся на благоприятной почве беззакония и криминализации; з) принятие законов о налоге на недвижимость и прогрессивном налоге на доходы граждан; и) принятие и обеспечение действия закона о прокуратуре и прокурорском надзоре, предоставляющего судебной власти действительную независимость от власти исполнительной и определяющего эффективную действенность первой в борьбе с преступностью и особенно с коррупцией; к) обеспечение практического действия законов, исключающих возможность масштабных махинаций в финансово-банковской сфере и манипулирования с бесконтрольным обращением иностранной валюты на территории Украины; л) ограничение деятельности монопольных структур путем финансово-экономического регулирования; м) принятие закона о регулировании международных экономических связей Украины, стимулирующего развитие собственного производства; н) разработка, принятие и обеспечение исполнения закона о трудовых коллективах, стимулирующего развитие производственной демократии как условия эффективной мотивации труда (закрепляя роль трудовых коллективов в управлении предприятием, распределении продукции, создании необходимых социальных условий работы и т.д); о) подготовка целостного законодательного акта, определяющего основные принципы правового регулирования социальной защиты граждан.

 

* * *

Главной проблемой на данном этапе преобразований в Украине является отсутствие согласованных действий в обществе и координации усилий во властных структурах. Принятие “Основ внутренней и внешней политики Украины” создаст широкую правовую базу общенационального единения в совместном движении граждан, общественных институтов и власти к сильному государству с политическим многообразием, многоукладной экономикой, защищенной социальной сферой и верховенством права на основании закона.Дело чести каждого политика и каждого гражданина Украины на своем месте содействовать воплощению “Основ” в практическую жизнь, выводу страны из тяжелого положения. Это будет первым, но важным шагом на пути прогрессивного развития и процветания Украины.