Главная страница ДонНТУ Страница магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

Василишина Любовь Николаевна

Магистр факультета экономики и менеджмента Донецкого национального технического университета

Кафедра менеджмента и хозяйственного права

Тема магистерской диссертации: Совершенствование системы управления производственным потенциалом горнодобывающих предприятий Украины
Научный руководитель: Член-корр. НАН Украины, проф., д.э.н. А.И. АМОША


АВТОРЕФЕРАТ

Некогда единое целое – самые крупные в СССР республики по добыче ископаемого угля - Россия и Украина, став самостоятельными государствами с 1992 г., через небольшой промежуток времени приступили к неизбежному процессу реструктуризации своих угольных отраслей. В составе СССР в 1990 г. Россия производила 53 %, а Украина 23 % общесоюзного объема добычи угля.
В России реструктуризация угольной отрасли началась в 1994 г., пройдя через этапы закрытия убыточных и неперспективных шахт и разрезов, сокращения более чем вдвое численности персонала, изменения форм собственности и др. Угольная промышленность постепенно трансформируется в рентабельную отрасль народного хозяйства. Пример тому – рост производства угля за последние три года на 36,9 млн т и повышение производительности труда на 65 % (по сравнению с 1993 г.).
Для экономики Украины ископаемый уголь, на долю которого в топливном балансе приходится 25 %, объективно играет неизмеримо большую роль, чем в России. Поэтому проблема совершенствования производственных процессов по угледобыче является для нашего государства наиболее актуальной [1].

Проблемы совершенствования производственного потенциала и производственных мощностей исследовались и исследуются сейчас не только ведущими экономистами и специалистами в угольной отрасли, но и известными политиками. Среди них необходимо выделить А.С. Астахова, А.М. Пяткина, Е.М. Гитина, Н.К. Ерохина, которые исследовали производственную мощность шахт в советский период. С развитием научной и научно-технической деятельности появляются новые подходы к оценке, анализу и методологии производстсвенных мощностей. Среди современных преставителей, которые работают над этой проблемой, следует назвать Швец И.Б., Амошу А.И., Евдокимова И.Ф., Зборщика М.П., Ализаева Т.Е., Турчанина Г.И.и др.

Уголь - единственный основной энергоноситель, которым Украина в состоянии обеспечить себя за счет собственной добычи. Его разведанные запасы составляют около 46 млрд. т (при этом 32 млрд. т из них энергетический уголь), которых при нынешнем объеме потребления хватит на 350-400 лет. Сможет ли страна в полной мере воспользоваться этим богатством? Пока сказать сложно.
В 90-х годах угольная отрасль Украины оказалась в жесточайшем кризисе. С одной стороны она лишилась значительной части государственного финансирования, а с другой оплаты за свою продукцию. На тот момент процветала эпоха бартера и неплатежей.
Кризис усугубился еще и тем, что Украина обладает самым плохим и самым старым шахтным фондом. Шахтный фонд Украины характеризуется малой производственной мощностью (разрабатываются тонкие и весьма тонкие пласты), высокой газообильностью, сложными горногеологическими условиями, большой глубиной, склонностью к внезапным выбросам многих разрабатываемых угольных пластов, низким техническим уровнем (степень изношенности оборудования на шахтах превысила 50%). Это обуславливает постоянное увеличение трудоемкости и себестоимости добычи угля, снижение конкурентоспособности украинских углей на внутреннем и международном рынках. В результате сейчас себестоимость угля (по данным Министерства топлива и энергетики - около $30 за тонну) окупается доходами от реализации лишь на 75-78%; и государство ежегодно тратит более 1,5 млрд. грн. только на покрытие разницы между себестоимостью и выручкой от продажи угля. При нынешней себестоимости украинского угля экономически выгодным может стать импорт практически из любой страны (не говоря уж о России и Польше, где уголь пока дешевле и качественнее). Кроме того, большая часть шахтного фонда Украины, особенно Донецкой области, характеризуется малой производительной мощностью, средняя мощность одной шахты находится на уровне 1800 тонн в сутки.
С учётом средств, выделяемых государством на капитальное строительство, покупку оборудования и прочее, бюджетное финансирование углепрома достигает 3 млрд. грн. в год и более. И это всего половина того, что традиционно просят угольщики в преддверии каждого бюджетного процесса.
Таким образом, энергетическая независимость обходится Украине недешево, поэтому, сколько еще выдержит бюджет и перманентно недофинансируемая отрасль прогнозировать трудно. Государственная политика в этой отрасли должна строиться на усовершенствовании механизмов управления производственным потенциалом угольных предприятий, повышении объёмов производства, улучшении их производственных возможностей. Решить данную проблему невозможно без глубокого изучения и оценки производственного потенциала, которым располагают или в определённых условиях могут располагать угольные предприятия Украины [2].

Под производственным потенциалом понимается способность предприятия выполнять определённый объём работ, выпускать определённую продукцию, реализовывать цели, характерные его деятельности.
На производственный потенциал оказывают влияние ряд факторов как внешнего, так и внутреннего характера. От факторов внешней среды зависит то, как востребован производственный потенциал, от внутренней - возможность реализации этого потенциала. Изучение этих факторов позволяет более детально оценить производственный потенциал в условиях промышленного предприятия, так как в этом случае учитывается состояние средств труда, трудовых ресурсов, степень использования основных производственных фондов, технологическая оснащённость условий производства, производительность труда.
Оценка производственного потенциала угольных предприятий Украины базируется, прежде всего, на среднесрочном и долгосрочном прогнозе развития основного структурного подразделения отрасли - шахтного фонда. Перспектива развития шахтного фонда до 2010 года нашла отражение в программе "Украинский уголь", которая была разработана в 2000-2001 годах Госдепартаментом угольной промышленности Министерства топлива и энергетики Украины и принята 12 сентября 2001 года на заседании Кабинета Министров Украины.
Появление этого документа как нельзя более своевременно, потому что ситуация в угольной промышленности уже давно требует кардинальных изменений.
Основная цель Программы - полное обеспечение всех потребностей государства в угле за счет собственных ресурсов. Предусматривается, что к 2010 году производственная мощность угольных предприятий составит 110 миллионов тонн. Причем большая часть из них - 63 миллиона тонн - должна приходиться на энергетические угли. Такое соотношение не случайно. Дело в том, что сейчас из-за тяжелого положения на энергетических шахтах не хватает угля для нормальной работы ТЭС и туда вынужденно направляется ценный коксующийся уголь. Таким образом, осложняется работа металлургического комплекса, который представляет одну из базовых отраслей экономики не только Донецкой области, но и всей Украины. Поэтому особое внимание в Программе уделяется развитию именно тех шахт, на которых добывается энергетический уголь.
Программа "Украинский уголь" должна носить национальный характер, именно такое поручение дал Президент Украины Л.Д. Кучма. Действительно, от состояния угольной отрасли зависит очень многое: и энергетическая независимость страны, и состояние социальной сферы в угледобывающих регионах, и уровень жизни.
За 10 лет реализации положений Программы предусматривается сдать в эксплуатацию 56 новых горизонтов. Этот результат должен быть достигнут за счет широкого внедрения новой отечественной техники и технологии.
Как подчеркивалось на заседании Кабинета Министров, одной из основных задач, которую должна решить Программа, является обеспечение безопасности труда, повышение уровня санитарно-гигиенических условий работы горняков. Среди запланированных мер большое внимание уделяется утилизации газа метана, который создает главную опасность на шахтах.
Угольщики Украины связывают с новой Программой большие надежды. Ведь она создавалась не на основе умозрительных представлений, а на базе подробного анализа накопившихся в отрасли проблем. В разработке этого важнейшего документа самое активное участие приняли специалисты Донецкой облгосадминистрации и руководители всех угледобывающих предприятий региона, а им, как никому другому, во всех деталях известны наболевшие вопросы угольной промышленности. Практически все предложения, внесенные в процессе подготовки проекта Программы, вошли в ее окончательный вариант. В нем учтена задолженность выплат по заработной плате, отдельной строкой идут вопросы финансирования охраны труда и техники безопасности, предусмотрены меры по повышению престижа шахтерского труда, которые включают систему льгот, повышений зарплат и пенсий горнякам.
Как подчеркивают специалисты в угольной отрасли, дальнейшая судьба "Украинского угля" зависит в первую очередь от полного и своевременного финансирования. Многие обращают внимание на эту проблему. Печальный опыт показывает, что за 10 лет было принято немало программ, но все они так и остались на бумаге, не получив достаточного финансового обеспечения. К примеру, за 1998 - 2000 годы на развитие угольной отрасли из бюджета поступило только 2,2 миллиарда гривен вместо запланированных 4,68.
Будет ли выполнена нынешняя Программа, зависит теперь только от депутатов Верховной Рады, которые должны утверждать в государственном бюджете статьи расходов на ее реализацию. Деньги нужны немалые - 6 миллиардов гривен, и уже сейчас в депутатской среде высказываются мнения о том, что указанная сумма должна быть сокращена. А это, по сути, означает, что огромная работа, проведенная и на местах, и в министерствах, может пойти насмарку. Так что утверждение финансирования "Украинского угля" станет тем индикатором, который выявит истинное отношение депутатов Верховной Рады к проблемам шахтеров, а значит, и всей страны.
Программа "Украинский уголь" предусматривает, что для развития производственного потенциала отрасли необходимо провести реформирование отношений собственности, усовершенствовать рынок угольной продукции, предпринять попытку финансового оздоровления угольных предприятий, разрешить социальные и экологические проблемы, повысить уровень охраны и безопасности труда [3].
В реальных же условиях становится очевидным, что внедрение поставленных задач не всегда может быть достигнуто. Только за последние 30 лет в угольной отрасли ликвидировано 165 шахт и 2 разреза суммарной производственной мощностью 38,6 млн. тонн угля в год. Надлежащего обеспечения государства в энергетических и коксующихся углях достичь очень сложно. Проблемы возникают как внутри самих предприятий, так и под влиянием внешних источников.
Внутренние проблемы связаны с тем, что на большинстве угольных предприятий наблюдается нерациональное распределение функций по уровням управления отраслью; не применяются новые формы и методы управления предприятиями; происходит устаревание основных фондов, что обуславливает снижение производственных мощностей; низкое качество добываемого угля; задолженность перед работниками по заработной плате; незаинтересованность трудовых коллективов шахт в получении внутренних резервов развития предприятия; неподготовленность управленческого персонала шахты к работе в условиях рыночных отношений; отсутствие эффективной политики функционирования предприятия в рыночных условиях.
Внешние проблемы характеризуются неспособностью шахт в полной мере удовлетворять потребности экономики страны в угольной продукции; ценовыми диспропорциями между шахтным оборудованием и стоимостью угольной продукции; несовершенством рыночных отношений между поставщиками, потребителями и посредниками; отсутствием стабильной государственной политики по вопросам финансирования отрасли из государственного бюджета, что задерживает строительство новых и реконструкцию действующих шахт; недостаточным развитием законодательной базы в вопросах политики приватизации угольных предприятий.
Для решения вышеперечисленных проблем руководители и специалисты в данной области должны разрабатывать программы развития угольной отрасли. Такие программы должны создавать благоприятные как внешние, так и внутренние условия для функционирования шахт, что в свою очередь будет обуславливать улучшение производственного потенциала.
Очевидно, что предприятия и объединения угольной промышленности в ближайшей перспективе в необходимые сроки не смогут создать собственных ресурсов, необходимых для нового строительства с производственной мощностью, достаточной для удовлетворения заданной потребности. В сложившихся условиях для решения этой задачи необходимо разработать проект технического перевооружения действующих шахт региона, определить необходимые капитальные вложения и их источники, которыми могут быть амортизационные отчисления от ускоренной амортизации, прибыль частных угольных компаний, взносы акционерных инвестиционных компаний, отраслевые средства, аккумулирующиеся из прибыли предприятий угольной промышленности, предназначенные на расширенное воспроизводство [4].
Использование таких управленческих решений будет способствовать росту объёмов добычи угля, повышению эффективности производства угольных предприятий и снижению нагрузки на государственный бюджет по их финансовой поддержке.

Литература:

1. А.А. Рожков, В.Д. Грунь. Опыт создания новых рабочих мест в ходе реструктуризации угольной промышленности [http://www.rosugol.ru/jur_u/2002/3/rogkov_grun.html].
2. А. Соколов. Купите угольный пласт! [http://media.ukr-info.net/smi/view_article/].
3. Ализаев Т., Турчанин Г. Оценка производственного потенциала угольной промышленности Украины//Уголь Украины. - 2002. - №2-3. - С.6-9.
4. Шарипова О. Производственный потенциал крупных хозяйственных комплексов //БИЗНЕС ИНФОРМ. - 1999. - №3-4. - С.144-145.

На главную страницу

Электронная библиотека

Ссылки

Результаты поиска

liben@list.ru