выше

ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ШАХТЫ

чл.-кор. НАН Украины, профессор, д. э. н., директор Института экономики промышленности НАН Украины АМОША А.И.
акад. НАН Украины, директор Института экономико-правовых исследований НАН Украины МАМУТОВ В.К.

Основные угледобывающие страны, включая Германию, Казахстан, Россию, Украину, Францию, вынуждены в меру своих финансовых возможностей дотировать угольную промышленность, исходя из соображений экономической безопасности и социального равновесия. Учитывая, что правительство Украины располагает ограниченными финансовыми возможностями для дотирования национальной угольной промышленности и в ближайшей перспективе не приходится рассчитывать на их увеличение, особо актуальной становится проблема привлечения внешних инвестиций.
В послании Президента Украины Л.Д. Кучмы к Верховной Раде "Стратегия экономического и социального развития на 2000 - 2004 годы" обращено внимание на то, что достижение стратегической цели - стабильного социально-экономического развития - потребует наращивания инвестиционных ресурсов, последовательного увеличения части капитальных вложений в ВВП, оптимизации структуры инвестиционных источников и направлений их вложения.
В сентябре 1998 г. Донецкая облгосадминистрация совместно с Министерством угольной промышленности и Национальной академией наук Украины на базе шахты "Красноармейская-Западная" № 1 провела научно-практический семинар "Развитие экономики угольной отрасли Украины". На семинаре продемонстрирована экономическая целесообразность инвестирования в перспективные угледобывающие предприятия Донбасса, введенные в эксплуатацию в течение последних 10-15 лет, вопреки сложившемуся мнению об их инвестиционной непривлекательности вследствие изначальной убыточности. Особого внимания заслуживает опыт сотрудничества шахты "Красноармейская-Западная" № 1 с концерном "Энерго".
Концерн "Энерго" создан в 1992 году с целью практической апробации организационных и экономических механизмов выполнения "Комплексной программы социального и экономического развития Донбасса". Программа разработана институтами НАН Украины, ДонГТУ в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины № 603-p от 16.09.92 г. и с участием администраций Донецкой, Луганской и Днепропетровской областей для обеспечения региона энергетическими и сырьевыми ресурсами, для технического перевооружения предприятий энергетики, угольной, металлургической и других важнейших отраслей промышленности, развития социальной сферы, внешнеэкономической деятельности.
Особенность концерна "Энерго", отличающая его от ряда образовавшихся в начале экономических реформ аналогичных компаний, заключается в том, что непременными составляющими сотрудничества с предприятиями являются: упреждающее инвестирование, направленное на подъем производства, повышение производительности труда и снижение себестоимости; обеспечение предприятий оборотными средствами в необходимом объеме и санация финансово-экономического состояния; повышение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции; своевременная выплата всевозрастающей заработной платы и обеспечение налоговых платежей; сохранение рабочих мест и снижение остроты социальных проблем в трудовых коллективах и регионах путем реализации целевых социальных и благотворительных программ. При этом специалистами концерна "Энерго" не просто осуществляется инвестирование, выражающееся в материально-финансовых показателях, но и внедряются новые технологии развития и подъема производства, разработанные и апробированные на многих предприятиях горно-металлургического, машиностроительного и энергетического комплексов в Украине и странах СНГ.
Сотрудничество концерна "Энерго" с шахтой "Красноармейская-Западная" № 1 началось в 1997 году. В этот период финансово-экономическое положение шахты было критическим: вследствие прекращения централизованного финансирования приостановлено сооружение недостроенных объектов I очереди и не осуществлялось строительство II очереди, из-за отсутствия оборотных средств прекратились работы по подготовке новых запасов и обновлению производства. Перспективной шахте грозила участь скатывания до уровня средней. К сожалению, примеров преждевременного угасания подобных шахт по причине недостаточного финансирования в отрасли немало.
На первом этапе инвестор на основании лицензии на пользование недрами и договора подряда впервые в отрасли реализовал корпоративную форму разработки запасов шахтного поля в границах блока № 5, что позволило не только без привлечения централизованных капитальных вложений получить дополнительно 500 тыс. т. угля в год, но и избежать затрат в размере 10 млн. грн. На консервацию и поддержание выработок в блоке № 5, отказаться от невыгодного банковского кредита, создать 450 рабочих мест. Следующим этапом стала совместная работа в рамках договора о сотрудничестве с объединением производственных и финансовых капиталов, направленных на техническое перевооружение шахты, совершенствование горного хозяйства, материально-техническое обеспечение, решение социальных проблем.
Согласно Закону Украины "О государственной программе приватизации" промышленный инвестор должен быть заинтересован в сохранении доли предприятия на рынке соответствующей продукции и не менее трех лет производить продукцию, аналогичную его основной, или потреблять продукцию такого предприятия в качестве сырья, либо осуществлять непосредственный контроль на этом предприятии не менее одного года. Именно такую промышленную политику и осуществляет концерн "Энерго".
Благодаря рациональному использованию полученных за три года инвестиций (более 60 млн. грн.) шахта не просто увеличила объем добычи в 1999 г. в два раза, но она по своим технико-экономическим показателям вошла в тройку лидеров угледобывающих предприятий Украины. Если первые 10 млн. т. были добыты шахтой за 7 лет (с декабря 1990 г. по декабрь 1997 г.), то вторые 10 млн. т. выданы уже менее чем за три года (с декабря 1997 г. по октябрь 2000 г.). В 1999 г. добыто более 3,5 млн. т высококачественного угля, из них 1,5 млн. т. сверх плана. Среднесуточная добыча почти в 9 раз превысила аналогичный показатель среднестатистической шахты отрасли; нагрузка на очистной забой - в 5 раз; производительность труда рабочего по добыче - более чем в 3 раза; среднемесячная зарплата ГРОЗ - более чем в 2 раза; проходчика - в 1,9 раза. Не снижаются достигнутые показатели и в текущем году: достигнут рекордный для шахт Украины показатель по добыче угля при разработке одного пласта 13,5 тыс. т. в сутки, 14 проходческих бригад прошли за сутки 102,6 м гонных выработок. Грамотная техническая политика шахты и ее инвесторов позволили более чем в 2 раза превысить проектную мощность, чего не отмечалось ни на одной шахте Украины и стран СНГ.
Сотрудничество шахты с инвесторами выгодно всем:
шахте - своевременная выплата заработной платы трудящимся и налоговых платежей в государственный и местный бюджеты; отказ от невыгодных банковских кредитов; обеспечение продукцией материально-технического назначения для поддержания и развития производства; проведение технического перевооружения и внедрение прогрессивных технологий, позволяющих повысить уровень добычи шахты; решение социальных проблем коллектива и членов семей горняков;
региону - увеличение числа рабочих мест и снижение уровня безработицы; дополнительные финансовые поступления в местные бюджеты; улучшение социальной обстановки, что особенно важно для социально-напряженных шахтерских регионов;
государству - наличие стабильно работающего предприятия, значительно превысившего проектную мощность (более чем в 2 раза) и имеющего одни из лучших показателей в отрасли по производительности труда и издержкам производства; получение для нужд народного хозяйства дополнительной добычи ценного коксующегося угля без значительных централизованных капитальных вложений, направление которого на действующие коксохимические заводы и обогатительные фабрики Украины способствует сохранению рабочих мест на этих предприятиях; приток денежных средств в бюджет государства за счет увеличения общей суммы налоговых отчислений.
На шахту пришел реальный инвестор, владеющий технологией повышения не только уровня производства, но и его безопасности, ведущий постоянный поиск рынков эффективного сбыта продукции, заинтересованный в долгосрочном сотрудничестве с партнером. Свидетельством того, сто инвесторы пришли на шахту всерьез является участие их в долгосрочных проектах развития шахты.
В июле 1999 г. Советом по вопросам экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности при Донецкой облгосадминистрации рассмотрены и утверждены два инвестиционных проекта общей стоимостью 26 млн. дол., направленные на увеличение объемов добычи при отработке запасов блоков № 5 и 6. Работа по их осуществлению уже ведется. Реализация инвестиционных проектов будет выполняться в течение четырех лет, обеспечит сохранение 367 рабочих мест и создание дополнительно 31 места.
Концерн "Энерго", даже сознавая риск инвестирования в такую депрессивную отрасль, как угольная, не только взял на себя обязательство по разработке и реализации программ поддержания и обновления шахтного фонда, внедрения передовой техники и технологии, но и сумел создать на шахте условия для успешного освоения инвестиций. Положительный опыт сотрудничества шахты "Красноармейская-Западная" № 1 с отечественными инвесторами опровергает сложившийся стереотип о бесперспективности инвестирования в украинские угледобывающие предприятия.

Опубликовано: Уголь Украины - 2000 - № 11 - с.14-15.