выше

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДОКТРИНЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Чл.-кор. НАН Украины, д. э. н. АМОША А.И.
Д. т. н. ИЛЬЯШОВ М.А.
Председатель правления ОАО "Угольная компания "Шахта "Красноармейская-Западная №1" БАЙСАРОВ Л.В.

Отрывки из статьи

В настоящее время и в перспективе уголь сохраняет свое значение как единственный энергоноситель, способный по возможным объемам добычи обеспечивать энергетические потребности Украины. Об этом свидетельствует то, что в структуре запасов органического топлива уголь составляет 95,4%, нефть - лишь 2%, природный газ - 2,6%, а мощности электростанций, работающих на таком топливе, достигают 65,5% всех генерирующих мощностей в стране. Это предопределяет значение угольной промышленности как стратегической отрасли и необходимость ее всесторонней поддержки в целях повышения добычи угля как основного ресурса экономики. Однако в течение последнего 20-летия государственная политика по отношению к отрасли по разным причинам осуществлялась недостаточно эффективно, прежде всего, в сфере управления и финансирования.
Специфика угольной промышленности с ее сложными горногеологическими и технологическими условиями, с производственной и экологической опасностью предопределяет высокую капиталоемкость и трудоемкость, непрерывность наращивания объемов инвестиций: с переходом на большую глубину добыча 1 т угля требует возрастающих капитальных вложений. Кроме того, для компенсации отработанных запасов необходима подготовка новых горизонтов и строительство шахт.
Еще в 80-е годы получила распространение концепция перемещения центра тяжести в угледобыче с шахт Донбасса, где были отработаны запасы, находящиеся в наиболее благоприятных условиях, в восточные районы СССР. Вследствие этого резко сократились капитальные вложения в Донбассе. Практически прекратилось строительство новых, реконструкция и техническое перевооружение действующих шахт, что обусловило отрицательную тенденцию всех технико-экономических показателей работы шахт и отрасли в целом. В годы независимости Украины на правительственном уровне также существовала заниженная оценка доли угольной промышленности в экономике страны. В условиях острого бюджетного дефицита были полностью отменены дотации (1995 г.), действовали недостаточно обоснованные цены, централизованные капитальные вложения (и ранее выделявшиеся в недостаточных объемах) сократились и практически не играли роли не только для развития, но и для простого воспроизводства в отрасли.
Преждевременное предоставление всем предприятиям юридической самостоятельности и преобразование многих из них в акционерные общества без необходимых финансовых предпосылок, частые изменения структуры руководящих органов обусловили потерю управляемости. Эти обстоятельства на фоне затяжного системного кризиса в стране привели к накоплению нерешенных текущих и перспективных проблем: "проеданию" собственных оборотных средств и амортизационных отчислений; задолженности по заработной плате (даже при ее низком уровне), пенсиям и регрессным искам; неплатежеспособности предприятий и огромным суммам дебиторской и кредиторской задолженностей. В катастрофическом положении по степени изношенности находится шахтный фонд: самый старый из угольных бассейнов СНГ. Каждая третья шахта эксплуатируется свыше 50 лет, только 1/3 действующих предприятий подвергалась реконструкции. Выбытие производственных мощностей превысило их ввод за последние 10 лет на 84 млн. т. В процессе реструктуризации в отрасли закрыто 52 шахты, а до 2010 г. предполагается ликвидировать еще 38 шахт. Уровень освоение действующих мощностей по угледобывающим предприятиям Украины в 2000 г. составил 76,2%. Физически и морально устарел производственный парк: в общем, парке действующего очистного оборудования доля новых поколений очистных механизированных комплексов и проходческих комбайнов находится в пределах 2%, погрузочных машин и ленточных конвейеров - 0,5%. На крутом падении до 70% угля добывается с помощью отбойных молотков.
Практическое отсутствие бюджетного финансирования отрасли на капитальное строительство (за последнее десятилетие объемы государственных капвложений в угольную промышленность уменьшились почти в 12 раз) и собственных инвестиционных ресурсов на подавляющем большинстве шахт не позволяет рассчитывать на активизацию процессов строительства шахт, их реконструкцию и модернизацию, на обновление горношахтного оборудования, замену физически изношенного стационарного.
Вывод отрасли из глубокого кризиса требует последовательного и экономически обоснованного продолжения и углубления начатого реформирования. Решение текущих и стратегических проблем должно осуществляться на основе все более тесного использования возможностей промышленности в соединении с наукой и новыми технологиями. Для этого следует реализовать потенциал развития, составляющими которого выступают: значительные запасы угля, транспортная система; наличие квалифицированных кадров (специалистов-угольщиков и шахтостроителей); производственные мощности заводов угольного машиностроения, объединенных в научно-производственные акционерные общества, шахтостроительных организаций, заводов, производящих строительные материалы, готовые конструкции и детали.
Начальный этап реформирования промышленности Украины осуществлялся в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования, выживаемости предприятий при разрыве традиционных связей, изменении объема и характера рынков сбыта. Реализация этой промышленной доктрины в значительной мере обеспечила трансформацию работы промышленности на рыночных условиях, относительную стабилизацию производства. Однако для достижения экономического роста необходимо придать промышленной доктрине динамизм развития, что требует ее пересмотра. Это в полной мере относится к угольной промышленности, где нужны нетрадиционные решения проблем в организационно-управленческой, финансово-экономической, инвестиционно-инновационных сферах. Не отвечает требованиям современности существовавшая политика содержания отрасли за счет централизованных, государственных капитальных вложений, исходя из позиции удовлетворения потребностей общества в угле независимо от экономической эффективности его добычи.
Приватизационные процессы, в возрастающих масштабах охватывающие промышленные предприятия различных отраслей Украины, неизбежно приводят к аналогичным процессам в угольной отрасли. Так, в силу развития рыночных отношений приватизация в стране охватывает тепловые генерирующие системы, работа которых объективно ориентирована на более дешевое топливо. К эффективности угольной продукции будут предъявляться повышенные требования, их осуществление невозможно без крупномасштабных инвестиций, для чего в реальных экономических условиях необходимо привлечение частного капитала. При этом возрождение отрасли возможно и без привлечения зарубежных инвесторов, тем более что ожидания западных и украинских инвесторов во многом отличаются. Последние все чаще инвестируют неперспективные отрасли и предприятия, а иностранный инвестор стремится получить высокие прибыли в короткие сроки. Известен положительный пример сотрудничества отечественных компаний с негосударственным капиталом АРС и ИСД с холдингами "Добропольеуголь" и "Краснодонуголь"…

…Развитие инвестиционных процессов, обеспечение прихода в угольную отрасль эффективных собственников, закрепление прав собственности и гарантии их неприкосновенности требуют создания нормативно-правовой базы: принятие новых Законов - "Об особенностях приватизации имущества предприятий топливно-энергетического комплекса" и "О корпоратизации предприятий"; внесение изменений в действующее законодательство (Закон Украины "О государственной программе приватизации", "О налогообложении прибыли предприятий", "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" и др.).
Дальнейшие преобразования в отрасли следует направлять на повышение привлекательности угольных шахт для инвестиций частного капитала. В этих целях действующий шахтный фонд в зависимости от наличия промышленных запасов угля и эффективности производства постепенно будет переведен в негосударственные формы собственности (частную, акционерную и др.), чему поспособствует новая доктрина инвестирования шахт, важнейшими особенностями которой являются:
Кроме того, шахты, которые могут самостоятельно устойчиво и рентабельно обеспечивать рост добычи, развиваются без государственного участия, за исключением предоставления централизованных капитальных вложений на возвратной основе, и увеличения доли государства в кооперативной собственности. Шахтам с производственными запасами угля свыше 10 млн. т, требующим глубокого финансово-экономического оздоровления, наряду с собственными ресурсами и привлеченными инвестициями выделяются средства государственной поддержки и централизованные капитальные вложения для реконструкции и технического перевооружения. Шахты, подлежащие закрытию, дорабатывают подготовленные к выемке запасы за счет собственных доходов, из бюджета им предоставляется часть средств, предназначенных для реструктуризации угольной отрасли.
Во исполнение Указа Президента Украины "О дополнительных мерах по увеличению инвестиций в экономику Украины" № 108/2001 от 22.02.2001 г. в целях привлечения инвестиционных ресурсов и повышения эффективности инвестиционной деятельности доктриной предусматривается:

Опубликовано: Уголь Украины - 2001 - № 8 - с.9-13.