выше

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СОЗДАНИЯ УГОЛЬНЫХ КОМПАНИЙ НА БАЗЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ШАХТ И ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ФАБРИК

Чл.- кор. НАН Украины, профессор, д. э. н. АМОША А.И.
Профессор, д. э. н. ИЛЬЯШОВ М.А.

Угольная промышленность занимает особое положение в системе хозяйственно-политических и политико-социальных отношений Украины, так как она является одним из важнейших факторов, обусловливающих не только экономическую, но и политическую независимость государства. Именно этим определяется тот факт, что, несмотря на сложное экономическое положение страны, на нужды отрасли ежегодно из государственного бюджета направляется 2-3 млрд. грн. Кроме того, угольным предприятиям предоставляются значительные финансовые льготы (в частности, в виде освобождения от уплаты налога на добавочную стоимость), которые в пересчете на год составляют 1 млрд. грн. К сожалению, этих (очень больших в условиях глобального экономического кризиса) средств хватает только для покрытия примерно половины потребностей отрасли и в итоге ее финансовое положение остается крайне сложным, что дезорганизует работу угледобывающих предприятий, способствует повышению уровня социальной напряженности в угольных регионах.
Выход из создавшейся ситуации лежит на пути разработке согласованной промышленной и социальной политики, обеспечивающей эффективное взаимодействие государства и регионов в разрешении накопившихся проблем в угольной промышленности, важнейшим элементом каковой должна стать реструктуризация ее системы управления, адекватная требованиям зарождающегося рынка. Справедливости ради следует отметить, что в течение последних пяти лет были попытки реорганизации управления предприятиями, ставящими своей целью более полно и эффективно использовать рыночные приемы хозяйствования для повышения рентабельности угольного производства. Их воплощением стало создание государственных холдинговых компаний, что принесло определенные плоды в части некоторого увеличения объемов добычи угля (примерно на 7%) и роста производительности труда рабочего по добыче (с 15,7 т/мес в 1996 г. до 21,3 т/мес в 1999 г.).
Переход к холдинговой форме управления предприятиями не разрешил главную проблему, заключающуюся в необходимости повышения их самостоятельности и ответственности за конечные технико-экономические показатели, привлечения в отрасль вложений со стороны зарубежных и отечественных инвесторов. И в этом нет ничего неожиданного, так как замена названия "производственное объединение по добыче угля" на "государственная холдинговая компания" больше преследовала политические цели, а не экономические, что, естественно, не изменило принципиально нерыночную ориентацию шахт, обогатительных фабрик, шахтостроительных и других предприятий угольной промышленности.
Причина сложившейся ситуации в том, что управление на основе холдинговых компаний как бы подвело черту под несколькими годами противоборства различных государственных структур, формально удовлетворив каждую из них. Действительно, Министерство экономики и Фонд государственного имущества, отстаивающие принцип корпоратизации каждого отдельного угледобывающего и углеперерабатывающего предприятия, не возражали против создания холдинговых компаний, так как последние по форме являлись организацией рыночного толка и, следовательно, давали возможность на законных основаниях резко снизить объемы централизованных капитальных вложений в отрасль. Не остались внакладе и производственные объединения, которым смена вывески позволила сохранить власть над шахтами, не противореча Указу Президента Украины 1996 г. о преобразовании всех шахт в юридические лица и Закону "О предприятиях", согласно которым производственным объединениям по добыче угля запрещалось управлять шахтами с правами юридического лица.
Формально все довольны, но дело от этого не сдвинулось с мертвой точки, так как серьйозно пострадали лучшие шахты и обогатительные фабрики. Сохранение принципа уравниловки, когда бюджетные средства поступают не на развитие перспективных предприятий, а на содержание плохо работающих, не позволило существенно улучшить экономическое состояние отрасли со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Таким образом, государственные холдинговые компании имеют возможность продлевать существование не за счет своего труда и результатов собственной деятельности, а за счет резкого сокращения капитальных вложений в развитие лучших предприятий. Получается, что, в общем, резонансный процесс реорганизации управления идет на сохранение статус-кво действующих холдинговых компаний во имя групповых интересов, когда предприятия существуют для холдингов, а не наоборот. Конечно, не все плохо в системе управления с наличием холдинговых компаний. Работа лучших из них, например ГХК "Ровенькиантрацит", свидетельствует о том, что имеются значительные неиспользованные резервы, раскрыть которые позволят переход на их организацию путем добровольного слияния угледобывающих, углеперерабатывающих и углестроительных организаций, происходящего не по территориальному принципу, а на основе взаимных интересов. Фактически это соответствует принципу синергизма, когда эффект от взаимодействия выше. Чем эффект, достигаемый каждым в отдельности.
В работе А.И. Чиликина "Методические подходы к выбору оптимальной структуры управления угольной промышленности Украины: Экономика промышленности" приведены некоторые формы реорганизации действующей структуры управления, предусматривающей образование угольных компаний с участием ограниченного числа шахт и обогатительных фабрик. Экономическая целесообразность создания угольных компаний была проверена на примере объединения шахты "Красноармейская-Западная" № 1 и ЦОФ "Чумаковская", основными достоинствами которого являются:
Расчеты свидетельствуют об экономической эффективности создания угольной компании в составе шахты "Красноармейская-Западная" № 1 и ЦОФ "Чумаковская". По сравнению с фактическими результатами работы шахты и фабрики за 1999 г. прогнозные показатели компании отличаются достаточно существенно в лучшую сторону. Если рассматривать конечную результативность всех этапов производственного цикла "добыча - обогащение - коксование - доменная плавка", то для максимальной эффективности использования свойств углей шахты необходим оптимальный подбор технологической шихты для коксования. Параметры этой шихты, разработанные специалистами Госпромполитики (УХИН, Укракокс) и обеспечивающие получение доменного кокса требуемого качества, предусматривают включение в нее не только углей марки К, но и обеспечивающих спекающую основу - марки Ж, и отощающих компонентов - углей малометаморфизированных марок Д и ДГ и высокометаморфизированных марок ОС. В оптимальном составе шихты доля углей марок К и Ж достигает 53%, Г и ДГ - 32%, ОС - 15%. Поэтому потребителям угольного концентрата марки К, получаемого из углей шахты "Красноармейская-Западная" № 1, следует предусматривать вовлечение в сырьевую базу для коксования углей марок Ж, Г, ОС.
С позиции сохранения и поддержания шахтного фонда Донбасса, учитывая выбытие из эксплуатации ряда шахт Стахановского и Донецко-Макеевского районов производственной мощностью около 5 млн. т., добывающих угли спекающихся марок, необходимо сосредоточить внимание на инвестиционной поддержке шахт Центрального района Донбасса с углями марок Ж и ОС, а также Павлоградского района с маркой Г. Это направление должно стать предметом отдельной работы, предусматривающей поэтапное объединение на межрегиональном и межотраслевом уровнях ряда шахт и обогатительных фабрик с коксохимзаводами для получения качественного металлургического сырья. Например, привлечение углей марок Ж (ПО "Дзержинскуголь"), ОС (ПО "Артемуголь", шахта им. Калинина; ГХК "Донуголь", ш/у "Донбасс") и Г (ГХК "Павлоградуголь") к шихтованию с углями шахты "Красноармейская-Западная" № 1, как показывают исследования УХИНа, позволяет получить шихту с параметрами: Ac <= 8%, S <= 1,5%, Vdaf <= 30,3%, Y=16 мм, Ro =1,05%, что соответствует оптимальным значениям. При этом низкозернистые угли шахты "Красноармейская-Западная" № 1 и ш/у "Донбасс" при шихтовке снижают влияние высокозернистых углей марки Ж (более 3%).
Сознавая завышенные требования металлургов к содержанию серы и понимая, что большее ее количество уходит в процессе доменной плавки со шлаками и колосниковой пылью, а сернистость чугуна - величина, управляемая в определенных пределах изменением основности шлаков, уже на стадии шихтования углей шахты "Красноармейская-Западная" № 1 с отечественными углями получается сырье необходимого качества без привлечения импортных ресурсов.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что реализовать имеющийся потенциал угольных предприятий, повысить технический уровень производства, обновить основные фонды проще всего на нижнем звене управления (шахта + фабрика), так как рыночные механизмы даже в развитой экономике наиболее эффективно действуют на уровне собственника, в качестве которого может выступать компания, представляющая интересы держателей контрольного пакета акций.

Опубликовано: Уголь Украины - 2000 - № 11 - с.28-30.