Науково-технічний розвиток: економіка, технології, управління: Матеріали II Міжнародної конференції студентів, аспірантів і молодих вчених (9-12 квітня 2003 р., м. Київ)/Уклад. А.П. Білошапко, Р.В. Корпан, О.П. Корнута. - К.: пошуково-видавниче агенство "Книга пам'яті України", 2003. - 550 с.

Наталья Яцышина. СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ПИВА УКРАИНЫ НА ОСНОВЕ КОНКУРЕНЦИИ БРЕНДОВ

Рынок пива на Украине, так же как рынки многих других продуктов, за последнее десятилетие пережил периоды спада, стабилизации и восстановления.

Изменения на рынке пива сопровождались организационными мероприятиями по укрупнению производителей, разработкой пивных брендов, переориентацией в условиях потребительских сегментов.
В настоящее время рынок пива Украины представлен четырьмя основными компаниями: - SUN Interbrew - 31% рынка; - ЗАО "Оболонь" - 22% рынка; - ВВН - 18% рынка; - Донецкая пивная группа - 15%, действующими на всей территории Украины и имеющими производство в различных регионах. Кроме того, 14% пива на рынке представлено многочисленными мелкими, чаще всего региональными производителями.
Доля импортных сортов пива не превышает 1,5%, постоянно снижаясь, что говорит об устойчивых позициях национальных производителей.
Структура рынка Украины в целом в настоящее время близка к структуре рынка пива развитых зарубежных стран и может быть охарактеризована как олигополическая с низким вкраплением мелких производителей (по нашей оценке коэффициент Хершмана составляет 1800-2400 в зависимости от степени учета мелких производителей).
Объемы производства пива следующие: 1991 год - 130,9 млн. дал, 1992 год - 110 млн. дал, 1993 год - 90,9 млн. дал, 1994 год - 90,9 млн. дал, 1995 год - 71 млн. дал, 1996 год - 60,3 млн. дал, 1997 год - 60,6 млн. дал, 1998 год - 60,8 млн. дал, 1999 год - 84, млн. дал 2000 год - 107,4 млн. дал, 2001 год - 130,7 млн. дал.
Из вышеприведенных данных видно, что наибольший спад производства и реализации пива пришелся на 1996 год, и сразу после чего объемы производства стали возрастать. В 2001 году объем производства приблизился к 1991 году, т.е. на протяжении последних пяти лет наблюдается устойчивая тенденция роста объемов производства пива в Украине.
Проведя исследования, можно сказать, что рост производства пива в условиях активной брендовой политики и приоритетного позиционирования обусловлен тем, что пиво приобрело значение "молодежного напитка". Активная телевизионная реклама представляет пиво как напиток победы в разных сферах молодежной жизни: например, футбол, отдых, вечеринки.
Если исходить из широты продуктовой линии, внимания производителя ко всем атрибутам бренда, то сейчас в Украине можно выделить лидеров: "Оболонь", "Рогань", "Славутич", "Сармат". Им немного уступают "Янтарь", "Черниговское" и "Львовское", еще несколько марок делают заявки на вступление в лигу брендов. Лидеры ведут строительство бренда практически по одинаковому проекту: "зонтичный" бренд ("Оболонь", "Рогань", "Славутич", "Сармат") и под ним десяток или более подбрендов ("Светлое", "Экстра", "Темное", "Классическое" и т.д.).
Репутация марки бережется производителями. Не секрет, что у достаточно большой части нашего населения спросом пользуется недорогое пиво. Его выпускают и многие именитые отечественные пивовары. Правда, при этом особо не афишируют принадлежность этого пива к своим фирменным брендам и не рекламируют напиток (его рекламирует в местах продажи цена). К таким маркам можно отнести "Понт", "Орел" и др. Как было сказано выше, основная часть отечественных марок пива относится к среднему ценовому диапазону. Спрос в нижнем также более или менее удовлетворен. Но все еще мало внимания производители уделяют верхнему ценовому сегменту. Возможно, производители не рискуют вкладывать средства в дорогие производство и раскрутку продукта, сомневаясь в наличии платежеспособного спроса. Возможно, почин будет принадлежать Sun Interbrew, начавшей на Черниговском пивкомбинате выпуск международной марки Stella Artois. Дальнейшее увеличение рынка пива, вероятно, потребует обращения к новым сегментам рынка, т.к. традиционные не могут обеспечить устойчивого потребительского спроса.