Автоматизация конструкторского труда

http://home.uic.tula.ru/~ams/win/book/man/eu/lecture2/lecture2.htm

Вопрос автоматизации конструкторского труда – один из важнейших в КТПП. Работы в этом направлении стали проводиться с 50х гг. 20-го века.

Широкое распространение САПР обусловлено появлением микропроцессорной техники, предоставившей возможности создавать, модифицировать и обрабатывать сложные графические изображения на экране.

В настоящее время термином "САПР" обозначают процесс проектирования с использованием сложных средств машинной графики, поддерживаемых пакетами программного обеспечения, для решения на компьютерах аналитических, квалификационных, экономических и эргономических проблем, связанных с проектной деятельностью.

Достоинства САПР:

- Более быстрое выполнение чертежей. Конструктор, использующий систему САПР, может выполнять чертежи в среднем в три раза быстрее, чем работая за кульманом. Такая дисциплина работы ускоряет процесс проектирования в целом, позволяет в более сжатые сроки выпускать продукцию и быстрее реагировать на рыночную конъюнктуру.

- Повышение точности выполнения чертежей. Точность чертежа, выполненного вручную, определяется остротой зрения конструктора и толщиной грифеля карандаша. На чертеже, построенном с помощью системы САПР, место любой точки определено точно, а для более детального просмотра его элементов имеется средство, называемое наезд (zooming), позволяющее увеличить любую часть данного чертежа. Итак, все чертежи деталей и сборок, выполненные с помощью системы САПР, являются точными. Отдельные эскизные чертежи можно выполнять и без использования САПР.

- Повышение качества выполнения чертежей. Качество изображения на обычном чертеже полностью зависит от мастерства конструктора, тогда как плоттер системы САПР рисует высококачественные линии и тексты независимо от индивидуальных способностей человека, работающего на этой системе. Кроме того, большинство обычных чертежей имеют следы ластика, что придает им неряшливый вид. Система САПР позволяет быстро стереть любое число линий без каких-либо последствий для конечного чертежа.

- Возможность многократного использования чертежа. Построение изображения всего чертежа или его части можно сохранить для дальнейшей работы. Обычно это полезно, когда в состав чертежа входит ряд компонентов, имеющих одинаковую форму. Запомненный чертеж может быть использован повторно для проектирования, например, кондукторов и хомутов, анализа траектории движения инструмента и проектирования прессовальных станков. Раньше для решения каждой такой задачи требовался отдельный чертеж. Память компьютера, является также идеальным средством хранения скомпилированных библиотек символов, стандартных компонентов и геометрических форм.

-Ускорение расчетов и анализа при проектировании. В настоящее время существует большое разнообразие программного обеспечения, которое позволяет выполнять на компьютерах часть проектных расчетов заранее.

-Высокий уровень проектирования. Мощные средства компьютерного моделирования (такие, как метод конечных элементов) освобождают конструктора от использования традиционных формул и позволяют проектировать нестандартные геометрические формы. Эти формы можно быстро модифицировать и оптимизировать, что позволяет снизить общие затраты в такой степени, которая была раньше недостижима, поскольку требовала слишком много времени.

- Cокращение затрат на усовершенствование. Средства имитации и анализа, имеющиеся в системе САПР, позволяют резко сократить затраты времени и денег на тестирование и усовершенствование прототипов, которые являются дорогостоящими этапами процесса проектирования.

- Интеграция проектирования с другими видами деятельности. Интегрированная вычислительная сеть с высококачественными средствами коммуникаций обеспечивает системе САПР более тесное взаимодействие с инженерными подразделениями по сравнению со старой организацией проектирования.

- Cокращение затрат на усовершенствование. Средства имитации и анализа, имеющиеся в системе САПР, позволяют резко сократить затраты времени и денег на тестирование и усовершенствование прототипов, которые являются дорогостоящими этапами процесса проектирования.

В основе любой САПР лежит графическое ядро (graphics kernel) – система хранения и обработки графической информации. Возможно несколько подходов к компьютерному геометрическому моделированию – каркасный, поверхностный, твердотельный. Кроме того, САПР может работать с плоскими проекциями (2D) или с объемной моделью изделия (3D). В настоящее время все современные системы автоматизации проектирования – Pro/Engineer, SolidWorks, Unigraphics – работают с трехмерными моделями. Следует отметить, что распространенная система AutoCAD до 12-й версии вообще не поддерживала работу в 3D.

Каркасная модель полностью описывается в терминах точек и линий. Каркасное моделирование представляет -собой моделирование самого низкого уровня и имеет ряд серьезных ограничений, большинство из которых возникает из-за недостатка информации о гранях, заключенных между линиями, и невозможности выделить внешнюю и внутреннюю область изображения твердого объемного тела. Однако каркасная модель требует гораздо меньше компьютерной памяти, чем две другие модели, и может оказаться вполне пригодной для решения некоторых задач, относящихся к простым формам.

На Рис. 7 показан пример вида XYZ простого трехмерного каркасного изображения. Так как это форма с постоянным поперечным сечением, ее следовало бы строить следующим образом: сначала создать вид XY, а затем к каждой точке "приписать" два значения координаты Z, характеризующие "глубину" изображения. Формы, имеющие непостоянную толщину или поперечное сечение, уже довольно трудны для визуального восприятия, если работать только с одним видом. В таких случаях необходимо определять точки в трехмерном пространстве на всех видах XY, XZ, YZ, XYZ.

Ограничения каркасных моделей

1. Неоднозначность. Одним из основных недостатков рассматриваемых моделей является возможность неоднозначно интерпретировать ориентацию и видимость граней каркасного изображения. Например, трехмерное изображение (Рис. 7) можно было бы интерпретировать и как вид сверху, и как вид снизу. Этот эффект, обусловленный природой каркасной модели, может привести к непредсказуемым результатам. В отличие от твердотельной модели в каркасной модели нельзя отличить "видимые" грани геометрической формы от "скрытых" (невидимых).

Рис. 7 – Неоднозначность каркасной модели.

Рис. 8- Результат удаления скрытых линий на одном виде.

Операцию по удалению скрытых линий можно выполнить только вручную с применением команд редактирования к каждой отдельной линии. Но результат этой утомительной работы будет поистине катастрофическим, равносильным "разрушению" всей созданной каркасной конструкции, потому что линии, невидимые на одних видах, видимы на других видах. Удаление же любой линии на каком-либо виде неизбежно повлечет за собой удаление ее на всех других видах (Рис. 8).

Рис. 9 - Реальный трехмерный вид и каркасный вид.

2. Невозможность распознавания криволинейных граней. Боковые поверхности цилиндрических форм реально не имеют ребер, хотя на изображении показываются силуэты неких мнимых ребер, которые ограничивают такие поверхности. Расположение этих "ребер" в пространстве меняется в зависимости от направления вида (точки зрения), поэтому эти силуэты не распознаются как элементы каркасной модели и не изображаются на ней. На рис. 9 показана форма с криволинейной гранью и сквозным отверстием, которые можно увидеть на трехмерном изображении. На каркасной же модели мы имеем совершенно другое, некорректное представление данной формы.

Можно попытаться представить криволинейные грани продольными "теневыми линиями", расположенными через регулярные интервалы. Однако наличие этих несуществующих линий может внести еще больше путаницы в чертеж, который и так уже полон неоднозначностей. Эти проблемы возникают также при реализации представлений форм с непостоянным поперечным сечением (Рис. 10).

Рис. 10 - Попытка отметить криволинейную грань отрезками

3. Невозможность обнаружения взаимного влияния компонентов. Каркасная модель не несет информации о поверхностях, ограничивающих форму, что обусловливает невозможность обнаружения нежелательных взаимодействий между гранями объекта и существенно ограничивает применение каркасного моделирования при трехмерном кинетическом анализе механизмов, имитации функционирования роботов, проектировании планов размещения заводского оборудования и выполнении сборочных чертежей сложных трубопроводов. Ограничено использование каркасных моделей и в пакетах, имитирующих траекторию движения инструмента, потому что при таком моделировании не могут быть выявлены на стадии проектирования многие коллизии, возникающие при механической обработке.

4. Трудности, возникающие при вычислении физических характеристик, также являются следствием недостатка данных о поверхностях. Существует вероятность того, что корректно построенная геометрическая форма, а следовательно, и объем тела, отличающегося от базовых стандартных компонентов, могут быть определены неточно. Таким образом, значения физически характеристик (например, масса, площадь поверхности, центр тяжести или моменты инерции) будут недостоверными.

Рис. 11 – Полутоновое изображение.

5. Отсутствие средств выполнения тоновых изображений. Обеспечение плавных переходов различных цветов и нанесение светотени (рендеринг) составляют ту необходимую технику, которой должен владеть не только каждый художник, но и пакет трехмерного моделирования. Например, на Рис. 11 показано полутоновое изображение, полученное в пакете AutoCAD'2000. Основным принципом этой техники является то, что "затенению" подвергаются грани, а не ребра. Таким образом, она не может быть применена к моделям, не имеющим поверхностей.

Поверхностная модель определяется с помощью точек, линий и поверхностей. Таким образом, ее можно рассматривать как модель более высокого уровня, чем каркасная модель, а следовательно, как более гибкую и многофункциональную.

Типы поверхностей

1. Базовые геометрические поверхности. К ним относятся плоские поверхности, которые можно получить, начертив сначала отрезок прямой, а затем введя такую команду, которая разворачивает в трехмерном пространстве образ этого отрезка на заданное расстояние. Подобным образом (разверткой окружностей или дуг) могут быть сгенерированы цилиндрические и конические поверхности (Рис. 12).

Области поверхностей также могут быть развернуты в трехмерные объекты (Рис. 13). Следует отметить, что системы поверхностного моделирования не распознают такие формы, как твердые объемные тела; они представляют их просто как поверхности (на Рис. 13 семь плоских граней), соединенные друг с другом неким образом в пространстве и ограничивающие "пустой" объем.

Рис. 12 – Формирование развернутых плоских и криволинейных поверхностей.

Рис. 13 – Формирование объемного объекта разверткой плоской области.

2. Поверхности вращения могут быть легко получены по команде, создающей поверхность вращением плоской грани вокруг определенной оси (эту процедуру можно трактовать как "круговую развертку"). При этом опять необходимо помнить, что создается не объемное тело, а генерируется только поверхность (Рис. 14).

3. Поверхности сопряжении и пересечений. Возможность построения плавного сопряжения одной поверхности с другой является наиболее мощным и часто используемым на практике средством поверхностного моделирования. Кроме этого, может быть доступно средство определения пересечения поверхностей.

Рис. 14 – Получение поверхности вращения.

Рис. 15 – Поверхности сопряжения.

На Рис. 15 показано, как в трехмерном пространстве можно построить обычное и плавное сопряжения боковых поверхностей параллелепипеда и цилиндра. Проблема порождения результирующей поверхности в данном случае сводится к задаче построения методом сплайн-интерполяции особых кривых в трехмерном пространстве, "выходящих" из сторон квадрата и "входящих" в автоматически генерируемую кривую на поверхности цилиндра, по которой заданные поверхности должны пересекаться.

4. Аналитические поверхности. Каждая такая поверхность определяется одним математическим уравнением с неизвестными X, Y и Z (эти неизвестные обозначают искомые координаты поверхности). Иначе говоря, чтобы изобразить любую аналитическую поверхность, необходимо знать математическое уравнение, которым она описывается.

Недостатки поверхностного моделирования:

Хотя методы поверхностного моделирования обладают многими достоинствами, существует ряд ограничений на их использование. Основными являются следующие ограничения: возникновение неоднозначности при попытке моделирования реального твердого тела; недостаточность точности представления некоторых поверхностных моделей для обеспечения надежных данных о трехмерных объемных телах; сложность процедур удаления скрытых линий и отображения внутренних областей.

Твердотельная модель описывается в терминах того трехмерного объема, который занимает определяемое ею тело. Таким образом, твердотельное моделирование является единственным средством, которое обеспечивает полное однозначное описание трехмерной геометрической формы. Этот способ моделирования представляет собой самый современный и наиболее мощный из трех разработанных методов.

Преимущества твердотельных моделей:

Полное определение объемной формы с возможностью разграничения внешней и внутренней областей объекта, что необходимо для обнаружения нежелательных взаимовлияний компонентов; обеспечение автоматического удаления скрытых линий; автоматическое построение трехмерных разрезов компонентов, что особенно важно при анализе сложных сборочных изделий; применение перспективных методов анализа с автоматическим получением изображения точных весовых характеристик и эффективных конструкций методом конечных элементов; наличие разнообразной палитры цветов, управление цветовой гаммой, получение тоновых эффектов манипуляцией источником света - всего того, что способствует реализации качественных изображений форм, компонентов и сечений; повышение эффективности имитации динамики механизмов, процедур генерации траектории движения инструмента и функционирования роботов.

<<Библиотека